Философия русского космизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
изучить историю и развитие космических идей в русской философии;
раскрыть философию русского космизма как фундаментальный феномен русской культуры в целом;
рассмотреть основные направления философии русского космизма в единой системной философии;
рассмотреть пути реализации основных идей русского космизма в XXI вв.

Оглавление

Введение 3
1. Истоки и основные идеи русского космизма 6
2. Глобальная проблематика русского космизма 12
3. Реализации идей и перспективы русского космизма в XX-XXI вв 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Философия русского космизма.docx

— 83.43 Кб (Скачать)

     Достижение  ноосферного идеала как сознательно-активной эволюции человечества - это не что иное, как разумный симбиоз общества и природы, где будут играть ведущую роль высшие ценности, творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, материально осуществляющиеся в преобразованной природе, искусственных постройках, орудиях, машинах и научных комплексах.

     И.А. Бердяев категорично относился  к разъединению человека и природы, к ее механизации и материализации им. Человек, по мнению философа, это микрокосм, высшая, царственная ступень иерархии природы, он «ответствен за весь строй природы, и то, что в нем совершается, отпечатлевается на всей природе. Человек живит, духотворит природу своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необходимость. Падение высшего иерархического центра природы влечет за собой падение всей природы, всех низших ее ступеней» [12, с. 171]. Поэтому Н.А. Бердяев считал, что человек, чувствующий связь и родство «со всем тварным миром», ответственность за него, должен найти гармонию с природой, раствориться в ней. Философ полагал, что «у человека, задавленного условностью цивилизации, ее порабощающими нормами и законами, есть жажда периодически возвращаться к космической жизни, обрести слияние, приобщиться к ее тайне, найти в этом радость и экстаз» [12, с. 180]. Осознавая сложность взаимоотношений современной человеческой цивилизации и природы, Н.А. Бердяев все же призывал к организации и регуляции природных сил, к отказу от романтического прельщения их нынешним состоянием. Но такая активная преобразовательная деятельность должна носить, прежде всего, творческий характер, обожествляющий и одухотворяющий мир, космос и самого человека.

     Проекты и идеи космистов, взывавшие к необходимости выработки качественно новых взаимоотношений между природой и человеком, независимо от поставленных целей и способов их решения, являются ориентиром на более гуманные и вечные ценности. Осознание человечеством своего единства с природой, космосом, со всем живым во Вселенной должно направить его активную научную деятельность не только на удовлетворение своих потребностей и преобразование биосферы, но и на ее сохранение. Отсюда на «повестку дня» истории человечества вынесен вопрос о необходимости организации всего человеческого бытия на разумных основаниях и переориентации науки на гуманистические позиции.

     И здесь определяется другая сторона  поставленных проблем, не менее важная и актуальная для выживания всего человечества, сохранения им «человеческого лика» - это преодоление духовного, морального и ценностного кризиса цивилизованного социума.

     У Н.Ф. Федорова также нет иллюзий  относительно современного состояния человечества, история ему представляется процессом разорения природы и истребления человечеством друг друга. Враждебное отношение природы к человеку является, по сути, отражением взаимоотношений между людьми в современной цивилизации, которые характеризуются понятием «небратские отношения». По мнению Н.Ф. Федорова, нечувствительность к злу в мире и кризис духовности привели к господству индивидуализма, отчужденности и разобщенности людей, утрате нравственности. В духе славянофильства мыслитель отвергает практически все ценности, сам путь цивилизации и культуры Запада и в то же время некритически принимает и оправдывает практически все, связанное с Россией. Для создателя «общего дела» были просто неприемлемы «ненавистная раздельность мира и все проистекающие от нее бедствия» [15, с. 301]. Главное зло цивилизации кроется, по мнению Н.Ф. Федорова, не только в ее откровенной бездушности и предоставлении каждому свободы без общей цели, но и в тоталитарной победе вещи над человеком и человечеством, товарно-денежных отношений над нравственностью, подлинной жизнью и творчеством. Этим целям служат, по мнению философа, все конституции и все западные формы правления (в отличие от русского самодержавия).

     Будущее видилось философу в следующих вариантах: или вечное «несовершеннолетие» в бездушном прогрессе (и тогда «наступит конец мира»), или народы сознательно объединятся и приступят к «общему делу».

     По  сути дела, многие мыслители, говорившие о крушении сравнительно благополучного и терпимого порядка западного общества, предлагали в качестве «спасительного компаса» практику русской православной традиции. И, несмотря на то, что русскую специфику пытаются подать в сугубо отрицательных терминах, как отсталость и нецивилизованность,  как нечто мрачно-фундаменталистское     и запретительно-репрессивное, отечественная православная традиция способна на противопоставление собственной идентичности Западу.

     Н.А. Бердяев отмечал, что русский  народ гораздо менее социализирован и семейственен, чем народы Запада, однако и гораздо более открытый для общения, в нем больше чувства братства людей, больше цельности. У русских и европейцев очень отличается моральное сознание; у первых оно более христианское. Характерно, что и моральные оценки определяются не по отношению к отвлеченным началам собственности, государства, безличному добру, а по отношению к человеку. Отсюда и иное восприятие греха и преступления - в нем, как отметил философ, «есть жалость к падшим, униженным, есть нелюбовь к величию» [1, с. 153].

     Русская религиозная философия облачает православную традицию способностью заново научить человечество соответствующим  качествам поощрять не сильных, а слабых, не приспособленных, а совестливых. Социальная чуткость к невзгодам ближнего, творческая чуткость к новому и историческая чуткость к «иначе возможному» отражают саму суть православной логики, дерзающей на чудо спасения там, где, как кажется, никакие чудеса уже невозможны. [1, с. 539].

     Поддерживая русскую религиозную традицию, космисты, в свою очередь, указывали на неверно избранный курс современной им цивилизации: погрязнув в бездушности и эгоизме, заменив духовные ценности на материальные, нравственные взаимоотношения на товарно-денежные, человек забыл о таких уникальных возможностях, присущих только ему, как творить, созидать, совершенствовать окружающую реальность и самого себя. Эти качества, по мнению ученых, смогут отвратить надвигающуюся катастрофу, так как дальнейшее «движение» человеческой цивилизации невозможно без уяснения и принятия предложенных ими позиций.

     Во-первых, человечество должно осознать свою неразрывную, гармоничную связь с природой и космосом, так как только такой уровень взаимоотношений поможет достигнуть стабильного сосуществования двух разъединенных на сегодняшний день сил. Именно такой антропо-социо-природный симбиоз поможет человечеству перешагнуть за границы Земли, обратиться к космосу не только в качестве созерцателя или робкого исследователя, но проникнуть во многие тайны Вселенной.

     Во-вторых, предложенная выше космопланетарная организация жизни человечества не сможет осуществиться без кардинального изменения в социальной сфере. Поэтому ученые-космисты, как религиозного, так и научно-ориентированного направлений, предложили свое видение дальнейшего общественного устройства. Несмотря на присутствие элементов утопии в идеях космистов, в них присутствуют ценные мысли, придающие им вневременную значимость; дальнейшее существование общества невозможно без приоритета духовных ценностей, без осознания равенства и единства всех рас и наций на планете, без братского отношения друг к другу, без объединения всего человечества для достижения всеобщей цели -сохранения жизни на Земле.

     И, в-третьих, две предыдущие задачи недостижимы  и бессмысленны без физической и, прежде всего, нравственной эволюции человека. Современный «человек разумный», по мнению космистов, столь несовершенное и далекое от идеала существо, что сохранение им настоящего духовно-физического облика, без стремления его преобразовать, возвысить, усовершенствовать, грозит человечеству непредсказуемыми катастрофическими последствиями.

     Таким образом, русские космисты пытались показать и доказать, что решение глобальных проблем без внесения в них личностных, индивидуальных факторов, положительных результатов принести не может. Только рассмотрение человека и общества как неотторжимой части Вселенского универсума, подчиняющегося законам всеобщей целесообразности сможет, вопреки либеральному мифу «конца истории», стать гарантией того, что история не окончена, а будущее всего человечества впереди. 

 

     

      3. Реализация идей и перспективы русского космизма в XX-XXI вв. 

     Современный этап развития общества связан с активным освоением человечеством биосферы, земных и космических процессов, что обуславливает потребность в глобальном управлении взаимодействием земной и космической природы. Новое мировидение космической эры современная философская наука обозначает терминами, введенными в обиход еще в начале XX века, - «антропокосмизм», «антропный принцип Вселенной», «теория ноосферы», рассматривая человека в качестве потенциального и актуального фактора эволюции Космоса. И со всей справедливостью необходимо отметить, что идеи ученых-космистов оказываются сегодня все более востребованными, приобретают практическую направленность. Русский космизм из разностороннего философского течения конца XIX - начала XX веков через тернии многолетнего забвения и осуждения полноправно вступил в XXI век как крупное научное, философское, культурологическое направление, как составная часть современной картины мира.

     Проанализировав истоки становления этого феномена, социально-исторические предпосылки, культурно-духовные и религиозные факторы, русский космизм можно определить, с одной стороны, как обобщенное, синтетическое понятие социально-этнического, культурно-исторического и естественно-природного сознания российской нации, ее геополитической уникальности. С другой стороны, как перспективное движение научной мысли, ставшей общепланетарным явлением, новой силой в эволюции человечества начала III тысячелетия.

     В современных условиях заслуживает  внимания и всяческой поддержки  обращение к выдающимся идеям этого направления, в которых основным стремлением было обратить внимание на человека как на существо, являющееся источником социальной и природной гармонии, совершенства. Ученые верили, что, наладив гармонию внутри себя, человек сможет распространить ее на весь окружающий мир, обрести принципиально новый тип мышления, который даст надежду на общепланетарное будущее. Причем речь идет не только о концепции устойчивого развития, но и о качественно ином пути космопланетарного движения, не отрицающем идею устойчивости и наполняющим ее новым содержанием, где на первое место выдвигаются этические, духовно-культурные мотивации научной и технической космогонии.

     Однако  космоцентричное мировоззрение, созданное учеными-космистами в первой трети прошедшего столетия, долгое время было не только невостребованным во всей его полноте и сути, но во многом забытым и недошедшим до широкой научной и мировой общественности. На несколько десятилетий идеи русских космистов были погребены или отодвинуты на периферию философского и научного наследия, получили статус «идеалистических бредней», «фантазий» и ассоциировались либо с чем-то давно прошедшим, либо с некой экзотикой в области науки и философии. И это объясняется не тем, что космизм остался только на уровне общих мировоззренческих или сугубо теоретических идей, напротив, уже изначально он был проективен и имел непосредственный практический выход во многие области. Сложившаяся ситуация связана с факторами этического и психологического порядка, а также формами организации науки как в России, так и в других странах мира.

     После исследования феномена «русского космизма» К.В. Бряник пришла к следующему выводу: долгие годы неприятия космизма обусловлены тем фактом, что наука, не продуцирующая свои гипотезы и теории в горизонте космического миропонимания, обречена на геоцентризм [2, с. 62]. И несмотря на коперниканский переворот в науке, отмечает автор, наука по преимуществу продолжает развиваться в парадигме геоцентризма. Именно глобальная позиция русских космистов обусловила настоящее возрождение их идей и проектов. Более того, системный кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности общества, придал этому направлению общечеловеческое значение, показал значимость глубоких теоретических и практических выводов, поразительных предвосхищений, глядящих не только в современные, но и в значительно более далекие времена.

     Следует отметить, что именно футурологическая направленность космизма в условиях нарастающих глобальных проблем становится ее сильной стороной. Русский космизм стал одной из первых концепций, предвосхитивших обозначенные проблемы, внесенные в мир, так называемой техногенной цивилизацией. Данная тенденция обусловлена тем, что идеи и концепции космистов, по сути, не имея философской, научной или религиозной строгости принадлежат, по мнению современного исследователя космизма А.Ю. Семенова, скорее, «к пророческим мифологемам, титаническим исканиям человека в океане бессмысленности человеческого существования». Как отмечает автор, мысли Федорова, Циолковского, и других космистов телеологичны. Они интуитивно нащупывают нить развития жизни и бесстрашно экстраполируют ее сверхэволюционное развитие на всю историю в целом [13].

Информация о работе Философия русского космизма