Философия русского космизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
изучить историю и развитие космических идей в русской философии;
раскрыть философию русского космизма как фундаментальный феномен русской культуры в целом;
рассмотреть основные направления философии русского космизма в единой системной философии;
рассмотреть пути реализации основных идей русского космизма в XXI вв.

Оглавление

Введение 3
1. Истоки и основные идеи русского космизма 6
2. Глобальная проблематика русского космизма 12
3. Реализации идей и перспективы русского космизма в XX-XXI вв 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Философия русского космизма.docx

— 83.43 Кб (Скачать)

     Таким образом, русский космизм, в одном из вариантов его современного осмысления предстает не как аналитическое учение, а как потенциальное, предвосхвтительное. А.Ю. Семенов отмечает необходимость предвосхищения, ведь прошлое, по его мнению, демонстрирует, что строить футурологию из наличного бытия не только недостаточно, но и ошибочно. Для автора русский космизм выглядит актуальным и даже универсальным, включает в себя разнородное содержание, определяет приоритеты современного общества. А именно: глобальное целостное понимание проблем необходимого ответственного соучастия единого человечества в жизненных процессах, значимость футурологии для выживания людей и оптимального сосуществования с миром.

     Стоить  отметить, что для современных  общественной и научной мысли  вопрос о соотношении и взаимодействии «двух великих мировых систем - Запада и России» остается все еще сложным и открытым. Россия постоянно испытывала в качестве своего оппонента более образованную, рационально устойчивую западную цивилизацию, переживала и переживает сильнейшее влияние Европы и Америки [13], поэтому прошлое российской и западной цивилизации насквозь проникнуто духовным и физическим противостоянием, которое продолжается и по сей день.

     И действительно, интеллектуальный опыт Запада, в основе которого лежит две с половиной тысячи лет европейской «любомудрствующей» мысли, в наши дни достиг своей вершины, особенно применительно к социальной жизни. Философия рационального Запада привела его к современному состоянию «постиндустриального общества». Разумный, практический, аналитический подход позволил достичь высокого уровня материального достатка и обусловил большую экономическую состоятельность западной цивилизации, нежели российской. Эмпирическая наука помогла обобщить многочисленные факты и реализовать их в энергию прогресса, а рациональная философия дала возможность не менее рационально описать мир. Но, тем не менее, степень потенциала западного мировоззрения явно не соизмерима с неумолимо возрастающими глобальными проблемами. Привычные интеллектуальные и технологические схемы не позволяют изменить тенденцию ухудшения ряда общепланетарных процессов [13].

     В этих условиях умение предвосхищать, прогнозировать становится приоритетным, а роль футурологии возрастает в геометрической прогрессии. По мнению Л.Ю. Семенова, западная философия способна говорить, пока только о прошлом и настоящем, а «для будущего у нее нет интуиции, нет свежести, нет провиденциальности». В свою очередь, русская философская мысль вообще и русский космизм в частности, имея в своем основании шаткие рациональные посылки, непринужденно вещает о судьбе человечества и Вселенной, возможности бессмертия и «воссоединении» с Богом. Конечно, отмечает автор, ученые В.И. Вернадский и К.Э. Циолковский, религиозные философы Н.Ф. Федоров и С.Н. Булгаков, поэты В. Хлебников и А. Белый и другие выступали не с идентичных позиций, но их объединяет особое провиденциальное отношение к Космосу [13]. Оно опирается на представление о соизмеримости человека-микрокосма и Вселенной-макрокосма, необходимости их преобразования. Радикальная футурология, подкрепленная активной ролью человечества в мире, проникнута желанием высочайшего совершенства. И, несмотря на различие конечных ориентиров, мыслители все же сходятся на необходимости коренной глобальной трансформации Вселенной и жизни в целом.

     Апеллируя к вышеизложенному авторскому мнению, можно определить русский космизм как одну из концепций, которая могла бы дать передовому постиндустриальному информационному обществу необходимую перспективность. Причем данная позиция предполагает не противопоставление двух мировых центров, а их взаимодействие и взаимодополнение, их диалог.

     Стремление  различных философских систем предложить свое учение в качестве единственного и неповторимого сегодня является неактуальным и бесперспективным. Жизнь настойчиво требует единства и целостности как условия развития и условия существования. Формируется потребность в ренессансе универсализма и энциклопедизма, а также космического мировоззрения как неотъемлемых характеристик современной реальности.

     Для того, чтобы реформация социально-экономического устройства общества выполнила свою историческую миссию - направить развитие общества в сторону раскрытия творческого потенциала человека, его свободы и счастья, высокого качества жизни, для этого она должна ориентироваться на долгосрочную перспективу, связанную с революцией в системе образования, с высшими приоритетами развития науки и культуры, с гуманизацией всех сфер жизни.

     Кроме того, очень важна роль образования  и воспитания «экологического мировоззрения», предполагающего заботу не только о Земле, но и о Космосе в целом. Современный человек должен ощущать себя соразмерным Космосу, ответственным за него, воспринимая Землю и всю Вселенную как свой личный дом. И это не абстрактная установка, а понимание реальной значимости даже одной личности в мире. Такое образование должно быть не идеологией, а осознанием внутренней целесообразности всех землян - гарантии их будущего, всеобщей и личной безопасности, возможности совершенствования. В данном случае философия русского космизма, имеющая в своем фундаменте идеи всеединства, софийности, всечеловечности, понимание связанности Космоса Земли, Биосферы и человека, учение о регулируемой социоприродной эволюции Н.Ф. Федорова, получившая свое научное развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского, может дать необходимую теоретическую и практическую базу для формирования «космического мировоззрения».

     Подобная  содержательная направленность и определила русский космизм не только как интересное, утопически-футурологическое течение с элементами вымысла и фантазии, но и как актуальное, перспективное мировоззрение, приобретающее в условиях нарастания глобальных проблем все более громкое звучание.

     Таким образом, существуют определенные характеристики, которые позволяют определить русский  космизм как целостный феномен в истории мировой философии, науки и культуры. К этим чертам следует отнести: высокие гуманизм и оптимизм, убежденность (или вера) в особом космическом предназначении человека, глубокая преемственность идей космизма с культурами Востока и Запада, экологическая «тревога» и активные поиски прогрессивно-экологического человечества, широкие культурологические обобщения и по времени, и по пространству, энциклопедизм оснований космических воззрений, высокий уровень предвосхищения будущего, проистекающий от применения глобальных, вселенских, космических масштабов времени, связь Космоса с Творчеством, охватывающем развитие всей живой и неживой природы.

     Поэтому в наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, способного открыть путь к коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов, их антропологические и социальные концепции приобретают особую притягательную силу. Мировоззрение и методология космизма, по мнению многих ученых, будут составлять существенную часть современной науки. 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Философия русского космизма явилась откликом на духовно-интеллектуальную атмосферу кризиса цивилизации, ставшую очевидной и ободрившуюся в конце XIX - начале XX веков. Философия космизма стала возможностью дать ответ на глобальные проблемы, с которыми столкнулась человеческая цивилизация.

     По  своему содержанию русский космизм представляет научный, религиозный и художественно-поэтический способы постижения действительности, каждый из которых органически включает философские воззрения. Границы космизма определяются особым пониманием научной реальности как предмета науки: с позиции русских космистов, решающими факторами, определяющими научную реальность, являются космические, преодолевающие разрыв естественной и искусственной среды человеческого обитания.

     Научные построения русских космистов соответствуют критериям научности классической модели науки. Во-первых, они опираются на экспериментальную базу и экспериментальную проверку получаемых результатов; во-вторых, исследования космистов целевым образом направлены на практическое преобразование действительности; в-третьих, в космизме реализуется прогностическая функция науки, своеобразие которой в «отдаленном прогнозе», предсказывающем развитие научно-технического прогресса и особенности существования человечества на века и тысячелетия.

     Научно-практическая деятельность русских космистов одновременно опережает свое время как по характеру самой деятельности, так и по критериям научности, предвосхищая критерии неклассической науки. Научный космизм придает интеграции узкоспециализированных сфер знаний масштабный характер, соединяя историю и психиатрию, астрономию и биологию, историю и физику, социологию, психологию и статистику и др.

     Существуют  определенные характеристики, которые  позволяют определить русский космизм как целостный феномен в истории мировой философии, науки и культуры. К этим чертам следует отнести: высокие гуманизм и оптимизм, убежденность (или вера) в особом космическом предназначении человека, глубокая преемственность идей космизма с культурами Востока и Запада, экологическая «тревога» и активные поиски прогрессивно-экологического человечества, широкие культурологические обобщения и по времени, и по пространству, энциклопедизм оснований космических воззрении, высокий уровень предвосхищения будущего, проистекающий от применения глобальных, вселенских, космических масштабов времени, связь Космоса с Творчеством, охватывающем развитие всей живой и неживой природы.

     Методологическое  влияние научных идей космизма на современную научную картину мира подтверждает научный статус данного мировоззрения. С учетом того, что основными подсистемами современной науки являются естественные,  технические  и  гуманитарные  науки,   особое внимание обращается на  методологическое влияние научных идей космистов именно в данных областях. С позиции отечественных ученых-космистов, естественные и технические науки должны стать средством решения не только узких и специальных проблем естествознания, но комплексного осмысления общечеловеческих задач и их практического разрешения. 
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     
  1. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. 1990. – № 2. - С. 87-154.
  2. Бряник,   Н.В.   Космизм   как   мировоззрение   науки   нового тысячелетия /Н.В. Бряник // XXI век: будущее России в философском измерении : сб. докл. Второго российского философского конгресса. - Екатеринбург, 1999. - С. 60-65.
  3. Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. - М., 1990.
  4. Грушевицкая, Т.Г. Некоторые проблемы космизма в России / Т.Г. Грушевицкая // Чижевский и образование: сб. науч. Трудов и матер. – Калуга, 2000.
  5. Елистратов, В. Русский космизм и русский космос / В. Елистратов // Дружба народов. - № 6. - 1994.
  6. Емельянов, Б.В. Очерки русской философии начала XX века / Б.В. Емельянов. - Екатеринбург, 1996.
  7. Казютинский, В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского // Философия русского космизма. - М., 1996. – С. 108-132.
  8. Казютинский, В.В. Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации / В.В. Казютинский // Обществ, науки и современность. - № 2. - 1994.
  9. Моисеев, Н.Н. Оправдание единства. Комментарии к учению о ноосфере /Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. - № 4. - 1991. - С. 43-58.
  10. Останина, С.В. Философско-методологическое  своеобразие идей русского космизма в науке: дис. канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2004. - 160 с.
  11. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С.  Панарин - М.: Эксмо, 2003. - 544 с.
  12. Русский космизм. Антология философской мысли. - М., 1993.
  13. Семенов, А.Ю. «Русский космизм» и западная мысль / А.Ю. Семенов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/semenov_ay/ruseur_28.html. – Дата доступа: 05.04.2011.
  14. Семенова, С.Г. Русский космизм / С.Г. Семенова - М., 1996.
  15. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров - М: Мысль, 1982. -711 с.
  16. Хуторской, А.В. Педагогика русского космизма / А.В. Хуторской // Частная школа. . - № 2. - 1993- С. 11-22.
  17. Ковалева, Г.П. Философская модель космизма К.Э. Циолковского / Г.П. Ковалева // Филос. науки. - № 2. - 2006. - С. 71-83.
  18. Яншина, Ф.Т. Ноосфера В. Вернадского: утопия или реальная перспектива / Ф.Т. Яншина // Обществ, науки и современность. - № 1.-  1993. - С. 163- 174.

Информация о работе Философия русского космизма