Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, реферат
Целью данной работы является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
изучить историю и развитие космических идей в русской философии;
раскрыть философию русского космизма как фундаментальный феномен русской культуры в целом;
рассмотреть основные направления философии русского космизма в единой системной философии;
рассмотреть пути реализации основных идей русского космизма в XXI вв.
Введение 3
1. Истоки и основные идеи русского космизма 6
2. Глобальная проблематика русского космизма 12
3. Реализации идей и перспективы русского космизма в XX-XXI вв 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Таким образом, русский космизм, в одном из вариантов его современного осмысления предстает не как аналитическое учение, а как потенциальное, предвосхвтительное. А.Ю. Семенов отмечает необходимость предвосхищения, ведь прошлое, по его мнению, демонстрирует, что строить футурологию из наличного бытия не только недостаточно, но и ошибочно. Для автора русский космизм выглядит актуальным и даже универсальным, включает в себя разнородное содержание, определяет приоритеты современного общества. А именно: глобальное целостное понимание проблем необходимого ответственного соучастия единого человечества в жизненных процессах, значимость футурологии для выживания людей и оптимального сосуществования с миром.
Стоить отметить, что для современных общественной и научной мысли вопрос о соотношении и взаимодействии «двух великих мировых систем - Запада и России» остается все еще сложным и открытым. Россия постоянно испытывала в качестве своего оппонента более образованную, рационально устойчивую западную цивилизацию, переживала и переживает сильнейшее влияние Европы и Америки [13], поэтому прошлое российской и западной цивилизации насквозь проникнуто духовным и физическим противостоянием, которое продолжается и по сей день.
И действительно, интеллектуальный опыт Запада, в основе которого лежит две с половиной тысячи лет европейской «любомудрствующей» мысли, в наши дни достиг своей вершины, особенно применительно к социальной жизни. Философия рационального Запада привела его к современному состоянию «постиндустриального общества». Разумный, практический, аналитический подход позволил достичь высокого уровня материального достатка и обусловил большую экономическую состоятельность западной цивилизации, нежели российской. Эмпирическая наука помогла обобщить многочисленные факты и реализовать их в энергию прогресса, а рациональная философия дала возможность не менее рационально описать мир. Но, тем не менее, степень потенциала западного мировоззрения явно не соизмерима с неумолимо возрастающими глобальными проблемами. Привычные интеллектуальные и технологические схемы не позволяют изменить тенденцию ухудшения ряда общепланетарных процессов [13].
В этих условиях умение предвосхищать, прогнозировать становится приоритетным, а роль футурологии возрастает в геометрической прогрессии. По мнению Л.Ю. Семенова, западная философия способна говорить, пока только о прошлом и настоящем, а «для будущего у нее нет интуиции, нет свежести, нет провиденциальности». В свою очередь, русская философская мысль вообще и русский космизм в частности, имея в своем основании шаткие рациональные посылки, непринужденно вещает о судьбе человечества и Вселенной, возможности бессмертия и «воссоединении» с Богом. Конечно, отмечает автор, ученые В.И. Вернадский и К.Э. Циолковский, религиозные философы Н.Ф. Федоров и С.Н. Булгаков, поэты В. Хлебников и А. Белый и другие выступали не с идентичных позиций, но их объединяет особое провиденциальное отношение к Космосу [13]. Оно опирается на представление о соизмеримости человека-микрокосма и Вселенной-макрокосма, необходимости их преобразования. Радикальная футурология, подкрепленная активной ролью человечества в мире, проникнута желанием высочайшего совершенства. И, несмотря на различие конечных ориентиров, мыслители все же сходятся на необходимости коренной глобальной трансформации Вселенной и жизни в целом.
Апеллируя к вышеизложенному авторскому мнению, можно определить русский космизм как одну из концепций, которая могла бы дать передовому постиндустриальному информационному обществу необходимую перспективность. Причем данная позиция предполагает не противопоставление двух мировых центров, а их взаимодействие и взаимодополнение, их диалог.
Стремление различных философских систем предложить свое учение в качестве единственного и неповторимого сегодня является неактуальным и бесперспективным. Жизнь настойчиво требует единства и целостности как условия развития и условия существования. Формируется потребность в ренессансе универсализма и энциклопедизма, а также космического мировоззрения как неотъемлемых характеристик современной реальности.
Для того, чтобы реформация социально-экономического устройства общества выполнила свою историческую миссию - направить развитие общества в сторону раскрытия творческого потенциала человека, его свободы и счастья, высокого качества жизни, для этого она должна ориентироваться на долгосрочную перспективу, связанную с революцией в системе образования, с высшими приоритетами развития науки и культуры, с гуманизацией всех сфер жизни.
Кроме того, очень важна роль образования и воспитания «экологического мировоззрения», предполагающего заботу не только о Земле, но и о Космосе в целом. Современный человек должен ощущать себя соразмерным Космосу, ответственным за него, воспринимая Землю и всю Вселенную как свой личный дом. И это не абстрактная установка, а понимание реальной значимости даже одной личности в мире. Такое образование должно быть не идеологией, а осознанием внутренней целесообразности всех землян - гарантии их будущего, всеобщей и личной безопасности, возможности совершенствования. В данном случае философия русского космизма, имеющая в своем фундаменте идеи всеединства, софийности, всечеловечности, понимание связанности Космоса Земли, Биосферы и человека, учение о регулируемой социоприродной эволюции Н.Ф. Федорова, получившая свое научное развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского, может дать необходимую теоретическую и практическую базу для формирования «космического мировоззрения».
Подобная содержательная направленность и определила русский космизм не только как интересное, утопически-футурологическое течение с элементами вымысла и фантазии, но и как актуальное, перспективное мировоззрение, приобретающее в условиях нарастания глобальных проблем все более громкое звучание.
Таким образом, существуют определенные характеристики, которые позволяют определить русский космизм как целостный феномен в истории мировой философии, науки и культуры. К этим чертам следует отнести: высокие гуманизм и оптимизм, убежденность (или вера) в особом космическом предназначении человека, глубокая преемственность идей космизма с культурами Востока и Запада, экологическая «тревога» и активные поиски прогрессивно-экологического человечества, широкие культурологические обобщения и по времени, и по пространству, энциклопедизм оснований космических воззрений, высокий уровень предвосхищения будущего, проистекающий от применения глобальных, вселенских, космических масштабов времени, связь Космоса с Творчеством, охватывающем развитие всей живой и неживой природы.
Поэтому
в наши дни, озабоченные поисками
принципиально нового типа мышления,
способного открыть путь к коллективной,
планетарной надежде, наследие русских
космистов, их антропологические и социальные
концепции приобретают особую притягательную
силу. Мировоззрение и методология космизма,
по мнению многих ученых, будут составлять
существенную часть современной науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия русского космизма явилась откликом на духовно-интеллектуальную атмосферу кризиса цивилизации, ставшую очевидной и ободрившуюся в конце XIX - начале XX веков. Философия космизма стала возможностью дать ответ на глобальные проблемы, с которыми столкнулась человеческая цивилизация.
По своему содержанию русский космизм представляет научный, религиозный и художественно-поэтический способы постижения действительности, каждый из которых органически включает философские воззрения. Границы космизма определяются особым пониманием научной реальности как предмета науки: с позиции русских космистов, решающими факторами, определяющими научную реальность, являются космические, преодолевающие разрыв естественной и искусственной среды человеческого обитания.
Научные построения русских космистов соответствуют критериям научности классической модели науки. Во-первых, они опираются на экспериментальную базу и экспериментальную проверку получаемых результатов; во-вторых, исследования космистов целевым образом направлены на практическое преобразование действительности; в-третьих, в космизме реализуется прогностическая функция науки, своеобразие которой в «отдаленном прогнозе», предсказывающем развитие научно-технического прогресса и особенности существования человечества на века и тысячелетия.
Научно-практическая деятельность русских космистов одновременно опережает свое время как по характеру самой деятельности, так и по критериям научности, предвосхищая критерии неклассической науки. Научный космизм придает интеграции узкоспециализированных сфер знаний масштабный характер, соединяя историю и психиатрию, астрономию и биологию, историю и физику, социологию, психологию и статистику и др.
Существуют определенные характеристики, которые позволяют определить русский космизм как целостный феномен в истории мировой философии, науки и культуры. К этим чертам следует отнести: высокие гуманизм и оптимизм, убежденность (или вера) в особом космическом предназначении человека, глубокая преемственность идей космизма с культурами Востока и Запада, экологическая «тревога» и активные поиски прогрессивно-экологического человечества, широкие культурологические обобщения и по времени, и по пространству, энциклопедизм оснований космических воззрении, высокий уровень предвосхищения будущего, проистекающий от применения глобальных, вселенских, космических масштабов времени, связь Космоса с Творчеством, охватывающем развитие всей живой и неживой природы.
Методологическое
влияние научных идей космизма на
современную научную картину мира подтверждает
научный статус данного мировоззрения.
С учетом того, что основными подсистемами
современной науки являются естественные,
технические и гуманитарные
науки, особое внимание обращается
на методологическое влияние научных
идей космистов именно в данных областях.
С позиции отечественных ученых-космистов,
естественные и технические науки должны
стать средством решения не только узких
и специальных проблем естествознания,
но комплексного осмысления общечеловеческих
задач и их практического разрешения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ