Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:25, реферат
Трудно сказать, чем привлекла меня философия Ницше. Наверное, в большей мере, тем, что за много лет, а интерес к Ницше не ослабевает уже второе столетие, в нашем сознании укоренилась ассоциация Ницше и фашистской идеологии. Наверное, потому что в нашей стране Ницше, начиная с 1915, года не переиздавался, не изучался, и вообще, был закрытой темой. А запретный плод, как известно, сладок.
Ницше писал Г. Брандесу, что «весь мир содрогнется», когда увидит его новую книгу: «Я – настоящее бедствие»2. В ней есть предвосхищение чудовищного кризиса и катастроф ХХ века, которые поначалу произошли не в социально-экономической и политической сферах, не в материальном бытии, а в умах и душах людей.
Введение. 3
Личность Фридриха Ницше. 5
«Воля к власти» как основа философии Ницше. 8
Заключение. 11
Используемая литература 13
Знаете ли вы, что значит для меня “мир”? Вам бы хотелось увидеть его отражение в моем зеркале? Этот мир есть мир силы, не имеющий ни начала, ни конца... Этот мир есть воля к власти и ничто иное! И вы также являете собой эту волю к власти — и ничто иное!
Фридрих Ницше
1
Трудно сказать, чем привлекла меня философия Ницше. Наверное, в большей мере, тем, что за много лет, а интерес к Ницше не ослабевает уже второе столетие, в нашем сознании укоренилась ассоциация Ницше и фашистской идеологии. Наверное, потому что в нашей стране Ницше, начиная с 1915, года не переиздавался, не изучался, и вообще, был закрытой темой. А запретный плод, как известно, сладок.
Ницше писал Г. Брандесу, что «весь мир содрогнется», когда увидит его новую книгу: «Я – настоящее бедствие»2. В ней есть предвосхищение чудовищного кризиса и катастроф ХХ века, которые поначалу произошли не в социально-экономической и политической сферах, не в материальном бытии, а в умах и душах людей.
Читая «Заратустру» и «Воля к власти» я все время искала то, что связывает Ницше и «злого гения» прошедшего века – Гитлера. Тема воли к власти проходит через все творчество Ф.Ницше, которую он видит как принцип существования, как утверждение жизни. В своих произведениях он интерпретирует волю как волю к жизни, а значит, и властвованию, потому что жизнь основана на стремлении к власти, к мощи.
Я с удивлением, стала замечать, что в работе изложены черты, присущие не только тиранам и диктаторам, но и большинству нормальных людей. А некоторые истины очень трудно оспорить. На проблему запрета философии Ницше в СССР я вдруг взглянула с другой стороны, – а не потому ли его запретили, что здесь зачастую раскрываются истинные цели и мысли руководителей страны? В конце концов, в чем особые различия между Гитлером и Сталиным?
Ницше подчеркивает, что воля к власти – это воля к насилию, господству, а мысли, правящие миром, должны быть сильными.
Именно эти факты мы находим и в нашей истории. Разве оба диктатора не преследовали той цели, что слабое должно пасть и погибнуть, а сильное – подняться выше и укрепиться?
Где особые противоречия «Заратустры» с тем, как пришла к власти коммунистическая партия? «Бог умер», – сказал Заратустра, нам же после революции сказали «Бога нет» и разрушали веру и Храмы на протяжении 70-ти лет. «Не к работе я призываю вас, но к борьбе; не к миру, но к победе. Да будет труд ваш – борьбой, а мир ваш – победой». А к чему призывают строки революционного гимна «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем»?… «Война и мужество совершили больше великого, чем любовь к ближнему». Трудно оспорить и эту истину, войны человеческие, к сожалению, способствуют прогрессу, во время войн происходит невероятное сплочение людей и поднятие духа. Великая Отечественная война дала нам изобретение ракетного оружия, как следствие – выход человека в космос, изобретение ядерного оружия также послужило мирным целям – атомные электростанции значительно эффективней угольных и других. И таких примеров достаточно много. А сколько бы лет потребовалось истратить на эти изобретения, если бы не война? А ради чего творятся войны? Ради власти… А разве власть не является одной из самых сильных страстей, обуревающих человека? Подавляющее количество войн развязывается из-за желания обладания власти над обществом, над новыми землями, над новыми богатствами. Стремление к власти над кем-либо или над чем-либо свойственно практически любому человеку. «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом» – отмечал великий полководец А.В.Суворов, и это действительно так. Стремление к власти развязывает войны, а войны – наиболее мощный стимул для развития прогресса. И, пока общество не нашло другого стимула, никак нельзя отрицать философию Ницше, в чем-то переворачивающую общепризнанную мораль (а собственно, что это такое?), но указывающую на всем очевидные истины, противоречащие этой самой «морали».
Философия Ницше во многом спорна и неоднозначна.
Не изучив жизненный путь
«Трагедия Фридриха Ницше – монодрама: на сцене своей краткой жизни он сам является единственным действующим лицом. В каждом лавиной низвергающемся акте стоит одинокий борец под грозовым небом своей судьбы; никого нет рядом с ним, никого вокруг него, не видно женщины, которая смягчала бы своим присутствием напряжённую атмосферу. Всякое движение исходит только от него: несколько фигур, вначале мелькающих в его тени, сопровождают его отважную борьбу немыми жестами изумления и страха и постепенно отступают как бы перед лицом опасности. Никто не решается вступить в круг этой судьбы; всю свою жизнь говорит, борется, страдает Ницше в одиночестве. Его речь не обращена ни к кому, и никто не отвечает на неё. И что ещё ужаснее: она не достигает ничьего слуха»3 – вот, пожалуй, главный ключ к расшифровке Ницше как личности.
Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г., в день рождения прусского короля, в семье священника. Он был серьезным, уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться «самоисправлением». Мальчик знал, что среди товарищей пользуется авторитетом. "Когда умеешь владеть собой, – поучал он важно сестру, – то начинаешь владеть всем миром". Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества.
В возрасте 10 лет Фридрих Ницше, услышав «величественный хор из Мессии» начал писать музыкальные композиции. Фридрих Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.
Ницше ничего не утверждает: он даже осуждает поспешное суждение о важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени он дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях. Там же он впервые пробует писать, создает маленькое сочинение «О музыке», потом – стихотворение «без Родины», в котором он как будто предчувствует свою судьбу:
Лёгкие быстрые кони
Без страха и трепета
гонят
Меня сквозь даль равнин.
Кто видит меня, тот знает,
Кто знает, меня величает:
Безродный господин.
Гоп-гоп, гопля!
Звезда моя!
О счастье, не бросай меня!
Пусть только посмеет кто-то
Спросить: откуда я
родом,
Где кров мой, и родина — где:
Я не был ещё ни разу
Пространством и временем связан,
Паря, как орёл, в высоте!
Гоп-гоп, гопля!
Весна моя!
О счастье, не бросай меня!
И я никогда не
поверю,
Что смерть меня будет за дверью
Когда-нибудь, терпкая,
ждать:
Что, где-то в могиле зарытый,
Я жизни душистый напиток
Не буду уже осушать!
Гоп-гоп, гопля!
Мечта моя!
О счастье, не бросай меня!4
В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество – одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду, его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.
Он решает кончать университет в Лейпциге.
В 1865 году в филологическом кружке, основанном при участии Ницше, состоялось первое чтение Шопенгауэра, который безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом.
Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившимся: у него есть учитель! Ницше любил успех и переживал его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам.
В противоположность другим ученым, он хочет писать в самом глубоком, классическом значении этого слова.
Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге.
В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает для себя нового гения – Рихарда Вагнера, знакомство с которым наложило отпечаток на его дальнейшую жизнь.
В 24 года, не имея научной степени, он получает кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия, непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действуют на остроту восприятия ума, и в итоге отражаются на философском понимании вещей.
В 1869 г., после поездки по Германии, Ницше начинает жить между Базелем и Трибшеном, где живет Вагнер.
Война преобразила его, и он восхваляет ее: она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга.
С 1876 г. и всю жизнь Ницше страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.
В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни.
Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки".
У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все-таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости, но, на самом деле, это не совсем так. Обладая от природы мягким, добродушным, обходительным, весёлым и, безусловно, благожелательным характером, Ницше путём спартанского воспитания воли вырабатывает в себе неприступность и неумолимость по отношению к собственному чувству: полжизни он провёл как бы в огне. Ницше несет «миссию честности», ради этого он жертвует всем, он обрекает себя на бедность и отвергнутость обществом, он жертвует даже Рихардом Вагнером, дружба с которым была едва ли не самым счастливым событием его жизни.
Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.
Философию Ницше невозможно понять без глубокого осмысления трагедии удивительного, казалось бы, несоответствия между недостатком физического и полноты духовного здоровья. Немощь, сострадание к людям и предчувствие безумия оказались преобразованными в пафос жизненности и мощи, силы, насилия и жестокости.
Философия Ницше – это философия жизни. Жизнь для Ницше — это именно та реальная, земная жизнь, которую мы знаем и видим. Концепцию вечной жизни он с гневом отметает: «понятия по ту сторону – Страшный Суд, бессмертие души, сама душа – это орудия пытки, это системы жестокостей, при помощи которых жрец сделался господином и остался таковым». В уста своего любимого героя – Заратустры – Ницше вкладывает такой призыв: «Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители... Оставайтесь верны земле, братья мои, со всей властью вашей добродетели! Пусть ваша дарящая любовь и ваше познание служат смыслу земли! Об этом прошу и заклинаю вас. Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и биться крыльями о вечные стены! Ах, всегда так много было улетевшей добродетели»5.
Философия жизни красной нитью проходит сквозь все творчество Ницше: необходимо, чтобы мы решительным актом чувства и воли приняли эту жизнь, как она теперь нам дана, со всеми ее страданиями и муками, со всей ее бессмыслицей. Слабый ищет в жизни смысла, цели, задачи, предустановленного порядка; сильному она должна служить материалом для творчества его воли.
Закрепилось мнение, что Фридрих Ницше был страстным проповедником идеи о том, что не столько интеллект создает волю, сколько воля создает интеллект. Причем не просто воля, а именно злая воля, воля к власти, к подчинению, к насилию. Именно стремление к господству и порождает культуру.
Философия Ницше – это онтология хаоса. В ней сквозит отвращение к догматам веры, недоверие к системе, отказ от понимания статического и динамического, стиснутых границами определений и формул. По мнению Ницше, миру навязали определения, и его действительные свойства заслонены сознанием, мир накрыт покрывалом, выдающим себя за его действительный образ, и покрывало это необходимо сорвать.
«Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом», – говорит он. Нужно сорвать с мира маску культуры, чтобы увидеть его настоящее лицо.
Ницше разрушает важнейшие догматы бытия – культуру, мораль, религию и оставляет всего несколько, по его мнению, действительных и основополагающих качеств, составляющих сущность жизни. Для Ницше понятия «бытие», «мир», «жизнь» являются синонимами, важнейшим же качеством, присущим всему, он считает волю к власти.
Именно воля к власти является стержнем бытия, его принципом, двигателем, сердцем, она свободна от всех этических норм. Воля к власти присуща как конкретному человеку, так и народу, человечеству, человеку вообще. Важнейшими же понятиями, является её сохранение и возрастание.
Человек в этом мире не господин, познающий сущность бытия, и главенствующий над ним, а рядовой элемент, к тому же достаточно слабый. Все и вся в мире (человек, природа, понятие, образ) действует по принципу «воля к власти». Стремление к расширению своих границ происходит за счет «порабощения» и «присвоения» пространства другого.
При исполнении такого принципа на первый план выходят такие качества человека как страсть, необузданность, грубая сила. Целью служит повышение власти, сознание является лишь своеобразным «двигателем» на этом пути. Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия “сверхчеловека” оказалась на практике наиболее пригодной для безликих "людей из толпы", которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму.