Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:25, реферат
Трудно сказать, чем привлекла меня философия Ницше. Наверное, в большей мере, тем, что за много лет, а интерес к Ницше не ослабевает уже второе столетие, в нашем сознании укоренилась ассоциация Ницше и фашистской идеологии. Наверное, потому что в нашей стране Ницше, начиная с 1915, года не переиздавался, не изучался, и вообще, был закрытой темой. А запретный плод, как известно, сладок.
Ницше писал Г. Брандесу, что «весь мир содрогнется», когда увидит его новую книгу: «Я – настоящее бедствие»2. В ней есть предвосхищение чудовищного кризиса и катастроф ХХ века, которые поначалу произошли не в социально-экономической и политической сферах, не в материальном бытии, а в умах и душах людей.
Введение. 3
Личность Фридриха Ницше. 5
«Воля к власти» как основа философии Ницше. 8
Заключение. 11
Используемая литература 13
Мораль же на этом пути является способом, каким воля к власти действует в обществе, она зависит от требований жизни, а жизнь – это воля к власти.
Но все это для Ницше – идеальная модель, на самом деле в обществе он наблюдает совсем иную картину. Особенно в западноевропейском обществе, занятом в то время оптимистическим самолюбованием. Ницше ощущал, что в нем преобладает упадок, а не возрастание чувства силы, царит болезнь, а не здоровье, что эпоха отмерла и отжила свое, он призывал общество к бегству в правдивость и ясность. «Дело вообще обстоит скверно. Гибель является всеобщей», – заявляет автор.
Для Ницше общество, исповедующее определенные культурные заповеди, тот или иной народ, – это один из наиболее часто встречающихся образов или понятий, когда речь идет об общественных, социальных, политических, историко-культурных сторонах жизни человечества.
Ницше
считает, что в различные периоды
времени один и тот же народ
может по-разному
И тут выходит на сцену «сверхчеловек», который относится к ключевым понятиям ницшеанской философии и может быть взят за основу, как определяющее целое. Сверхчеловек – это высший биологический тип, который относится к человеку так, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: Заратустра – это не «сверхчеловек», это всего лишь путь к сверхчеловеку. Обычные люди – это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. «Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек». Возможно, только общество «сверхчеловеков» смогло бы организовать идеальный для мыслителя мир.
Главным
лейтмотивом создания «сверхчеловека»
является жизнь по принципу «Веру
в то, что «это есть так-то и так-то»
нужно превратить в волю, чтобы
«это было так-то и так-то»». Нужно
преодолеть себя, подняться над собой
и тогда, и только тогда, человеческая
история обретет, наконец, цели своего
развития.
Огромное число людей и сегодня мыслит категориями Ницше, сознательно или бессознательно извлекая из них то, что “подходит”, переделывая в новом ключе как идеи "классиков", так и свои собственные в "их духе".
Не Ницше мыслил категориями фашизма и кoммунизмa, а наоборот, тоталитарные идеологии пытались приспособить его мысли к своему миропониманию, пытались "мыслить по-ницшеански".
Безусловно, философия Ницше противоречива и не может быть оценена как «положительная» или «отрицательная».
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, является идея возвышения человека. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие.
На мой взгляд, главным достоинством Ницше является то, что он заставляет спорить, размышлять, сопоставлять, соглашаться или не соглашаться с ним.
Слог, которым написаны его произведения, достаточно понятен и прост, и в то же время – всеобъемлющ.
Ницше
призывает созидать новый мир
– но по пути к этому миру разрушить
все «до основанья», и, несмотря на
абсурдность предложения
Ницше
верил в человека – в человека
– творца самого себя, своей истории,
в человека гордого и сильного,
свободного от всего.