Ф. Ницше: Воля к власти.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Трудно сказать, чем привлекла меня философия Ницше. Наверное, в большей мере, тем, что за много лет, а интерес к Ницше не ослабевает уже второе столетие, в нашем сознании укоренилась ассоциация Ницше и фашистской идеологии. Наверное, потому что в нашей стране Ницше, начиная с 1915, года не переиздавался, не изучался, и вообще, был закрытой темой. А запретный плод, как известно, сладок.

Ницше писал Г. Брандесу, что «весь мир содрогнется», когда увидит его новую книгу: «Я – настоящее бедствие»2. В ней есть предвосхищение чудовищного кризиса и катастроф ХХ века, которые поначалу произошли не в социально-экономической и политической сферах, не в материальном бытии, а в умах и душах людей.

Оглавление

Введение. 3
Личность Фридриха Ницше. 5
«Воля к власти» как основа философии Ницше. 8
Заключение. 11
Используемая литература 13

Файлы: 1 файл

Копия Реферат.DOC

— 83.00 Кб (Скачать)

     Мораль  же на этом пути является способом, каким  воля к власти действует в обществе, она зависит от требований жизни, а жизнь – это воля к власти.

     Но  все это для Ницше – идеальная модель, на самом деле в обществе он наблюдает совсем иную картину. Особенно в западноевропейском обществе, занятом в то время оптимистическим самолюбованием. Ницше ощущал, что в нем преобладает упадок, а не возрастание чувства силы, царит болезнь, а не здоровье, что эпоха отмерла и отжила свое, он призывал общество к бегству в правдивость и ясность. «Дело вообще обстоит скверно. Гибель является всеобщей», – заявляет автор.

      Для Ницше общество, исповедующее определенные культурные заповеди, тот или иной народ, – это один из наиболее часто встречающихся образов или понятий, когда речь идет об общественных, социальных, политических, историко-культурных сторонах жизни человечества.

      Ницше считает, что в различные периоды  времени один и тот же народ  может по-разному устанавливать  взаимосвязь морали с одной стороны  и воли к власти – с другой стороны. Периоды, когда воля к власти преобладает над моралью, когда собственный жизненный интерес ставится во главу угла – это период возрастания мощи, накопление силы жизни. Обратный же процесс – когда моральные устои в обществе преобладают над жизненными, когда собственные интересы уступают интересам другого (как это действует, например, в христианской морали), когда наступает покой и инерция – этот период Ницше характеризует как волю к гибели. При этом происходит постоянная смена «положительного» развития «отрицательным», в итоге история лишается цели: «Продумаем эту мысль в самой страшной ее форме: жизнь, как она есть, – без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто»: «вечный возврат»».

     И тут выходит на сцену «сверхчеловек», который относится к ключевым понятиям ницшеанской философии и может быть взят за основу, как определяющее целое. Сверхчеловек – это высший биологический тип, который относится к человеку так,  как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: Заратустра – это не «сверхчеловек», это всего лишь путь  к сверхчеловеку. Обычные люди – это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека.  «Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек». Возможно, только общество «сверхчеловеков» смогло бы организовать идеальный для мыслителя мир.

      Главным лейтмотивом создания «сверхчеловека»  является жизнь по принципу «Веру  в то, что «это есть так-то и так-то»  нужно превратить в волю, чтобы  «это было так-то и так-то»». Нужно  преодолеть себя, подняться над собой  и тогда, и только тогда, человеческая история обретет, наконец, цели своего развития. 

Заключение.

 

     Огромное  число людей и сегодня мыслит категориями Ницше, сознательно или бессознательно извлекая  из них то, что “подходит”, переделывая в новом ключе как идеи  "классиков", так и свои собственные в "их духе".

     Не  Ницше мыслил категориями фашизма и кoммунизмa, а наоборот, тоталитарные идеологии пытались приспособить его мысли к своему миропониманию, пытались "мыслить по-ницшеански".

     Безусловно, философия Ницше противоречива  и не может быть оценена как «положительная» или «отрицательная».

     Главной позитивной ценностью нравственного  учения Ницше, является идея возвышения человека. В своих нравственных оценках  он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как  ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие.

     На  мой взгляд, главным достоинством Ницше является то, что он заставляет спорить, размышлять, сопоставлять, соглашаться  или не соглашаться с ним.

     Слог, которым написаны его произведения, достаточно понятен и прост, и в то же время – всеобъемлющ.

     Ницше призывает созидать новый мир  – но по пути к этому миру разрушить  все «до основанья», и, несмотря на абсурдность предложения отказаться от таких уже привычных, впитанных с молоком матери догм, иногда ловишь себя на мысли «А что же ЗАТЕМ?.. А как ТАМ?».

     Ницше верил в человека – в человека – творца самого себя, своей истории, в человека гордого и сильного, свободного от всего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая литература

 
  1. Ф. Ницше, «Так говорил  Заратустра», Москва, СП «Интербук», 1990.
  2. Ф. Ницше, «По ту сторону добра и зла», т.2, М. Мысль, 1990.
  3. Ф. Ницше, «Воля к власти, посмертные афоризмы», Минск, ООО «Попурри» 1998.
  4. М.В. Желнов, «Воля к власти» как проявление «воли к воле»,М. «Луч»,1993.

Информация о работе Ф. Ницше: Воля к власти.