Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:11, курсовая работа
В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована Другим известным софитом Протагором: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Со времени софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.
1. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ…………..….3
1.1 Философские учения софистов……………………………………………3
1.2 Человек есть мера всех вещей……………………………………………..4
1.3 Философия Сократа…………………………………..…………………….5
2.Философия русского космизма………………………………………………...7
2.1 Восходящая эволюция……………………………………………………..9
2.2 Ноосферные задачи...…………………………………………………….13
2.3 Метаморфоза любви………………...……………………………………18
2.4 Выход человека из его заключения на земле………………………....…20
3. Список литературы……………………………………………………………24
Содержание:
1. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ…………..….3
1.1 Философские учения софистов……………………………………………3
1.2 Человек есть мера всех вещей……………………………………………..4
1.3 Философия
Сократа…………………………………..……………………
2.Философия русского космизма………………………………………………...7
2.1 Восходящая
эволюция……………………………………………………..
2.2
Ноосферные задачи...…………………………
2.3 Метаморфоза любви………………...……………………………………18
2.4 Выход человека из его заключения на земле………………………....…20
3. Список литературы…………………………………
1.1 Философские учения
софистов.
В
период своего становления человеческое
познание направлено "вовне", на объективный
мир. И впервые греческие философы стремятся
сконструировать картину мира, выявить
всеобщие основания бытия этого мира.
Накопление философией объема знаний,
разработка инструментария мышления,
изменения общественной жизни, под влиянием
которых формируется человеческая личность,
формирование новых общественных потребностей
обусловили дальнейший шаг в развитии
философской проблематики. Происходит
переход от преимущественного изучения
природы к рассмотрению человека, его
жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистско-
Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480-410 гг. До н.э.), Горгий (480-380 гг. До н.э.) и другие. Слово "софист", первоначально означавшее "мудрец", "искусственник", "изобретатель", со второй половины IV века До н.э. становится кличкой, означавшей особый Тип философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый Тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Доказать - значило убедить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. "Познай самого себя" - этот призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, становится у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их философских размышлений.
В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована Другим известным софитом Протагором: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Со времени софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.
Начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно. Ф.Энгельс сделал вывод, что отношение мышления к бытию является основным вопросом философии. Он выделяет две взаимосвязанные стороны основного вопроса философии:
1. Ответ философов на Вопрос: что первично, а что вторично - бытие или мышление, природа или дух.
2.
Вторая сторона формируется Энгельсом
как вопрос о познаваемости мира, т.е. может
ли дух, мышление, сознание без остатка,
без границ постичь материю, природу бытия,
отразить в понятиях все многообразие
универсума.
1.2
«Человек есть мера
всех вещей»
Софистика
— открытый рационалистический (ранее
натуралис-тический) период греческой
философии.
Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.
Наиболее
полно суть воззрений софистов выразил
Протагор. Ему принадлежит знаменитое
положение: «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют,
и несуществующих, что они не существуют».
Он говорил об относительности всякого
знания, доказывая, что каждому утверждению
может быть с равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение. Заметим,
что Протагор написал законы, определявшие
демократический образ правления и обосновал
равенство свободных людей.
Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость не совместимость обусловлена способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения — слова.
Продик
проявлял исключительный интерес к
языку, к назывной (номинативной) функции
слов, проблемам семантики и
Софисты
были первыми преподавателями и
исследователями искусства
1.3
Философия Сократа
Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем непримиримым оппонентом был Сократ. Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Однако, это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против. мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Сократ выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение.
Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, повсюду вступал в философские споры.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает.
Сократ
акцентировал своеобразие сознания
сравнительно с материальным бытием
и одним из первых глубоко раскрыл
сферу духовного как
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.
Сократ учил, что философия __ любовь к мудрости, любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ называл три основных человеческих добродетели:
Сократ
пытался найти в сознании, мышлении человека
такую прочную и твердую опору, на которой
могло бы стоять здание нравственности
и всей общественной жизни, в т.ч. и государства.
Но Сократа не поняли и не приняли его
сограждане. Он был обвинен в том, что развращает
своими рассуждениями молодежь, не признает
Богов и свешенных обычаев, и потому был
арестован. По приговору суда Сократ выпил
смертельный яд. Этим он хотел доказать,
что истинный философ должен жить и умереть
в согласии со своим учением.
2. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО
КОСМИЗМА