Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 02:09, доклад
Среди возрожденных концепции такого рода, нам необходимо, на мой взгляд, в первую очередь вспомнить «Русский Космизм». Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются расплывчатыми.
Философия «Русского космизма»
Почему в последние годы к нам так часто возвращаются философские и научные концепции, забытые казалось бы давно и навсегда?
Видимо это напрямую связано с наступлением очередного глобального цивилизационного кризиса и необходимостью становления в Мире новой социально-культурной модели.
Среди возрожденных концепции такого рода, нам необходимо, на мой взгляд, в первую очередь вспомнить «Русский Космизм». Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются расплывчатыми.
Под космизмом часто понимают целый поток не только русской, но мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты вполне можно записать, скажем, Гераклита с его вечно живущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.
Но ведь не случайно в широком понимании этого учения говорится именно о русском космизме. Именно в нашей стране в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мысли.
Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. В нем также оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин и т.д. Есть какое-то космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты.
Итак, под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников.
В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже имел соотношения и взаимосвязи между своим существованием и Вселенной и эту свою интуицию превращал в различные, преимущественно образные, формы.
Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями - воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду. С древности до конца XIX в. Эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях.
Чтобы избежать произвольного толкования термина «русский Космизм» и, следовательно, чрезмерного расширения числа последователей этого направления, следует выделить главное в космизме:
По мнению современного специалиста по русскому космизму, автора многих работ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой принципиально новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому С.Г.Семенова предлагает определять это направление философии не столько космическим, сколько активно-эволюционным.
В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П.А.Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе».
Именно в концепции русского космизма ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».
Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.
В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия.
Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма. Надо сказать, что у человечества, по большому счёту, нет выбора. Если мы не научимся решать сообща, к примеру, экологические беды, не создадим систему профилактики катастроф и.т.д., то человечество элементарно вскоре погибнет.
Победителей в мировой войне уж точно не будет.
Мы
можем сколько угодно рассуждать
о свободе человека, о преимуществах
российского или западного