Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Миманса провозглашает возврат к Ведам; согласно этому учению,
единственным путем освобождения из пут самсары и кармы является
последовательное выполнение того, чему учат Веды. Миманса не только
воспринимает ведические тексты как высший авторитет, но и видит в них
сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и
является абсолютной. Иногда эти тексты полностью идентифицируются с брахмой.
Миманса утверждает, что с помощью теории познания можно не только достичь
правильного понимания сути вещей, но и постичь основополагающие
метафизические понятия. Некоторые понятия, с помощью которых исследуются
источники правильного знания (парамана), сравнимы с некоторыми понятиями
логики. Сюда относятся, например, чувственное восприятие (пратьякша),
логическое заключение (анумана) или сравнение (упамана). Другие источники
правильного знания, которые миманса признает, находятся в тесной связи с
ядром учения Вед. Это, в частности, слово (шабда), подразумевающее ссылку на
авторитет Вед, далее очевидность (артхапати) или отсутствие (абхава),
показывающее, что иногда не существует средств для того, чтобы понять
подлинное содержание ведического слова и ведических ритуалов. Веды
становятся практически единственным источником познания, а приведенные
источники правильного знания - не что иное, как средства, при помощи которых
можно черпать из этого источника. В текстах мимансы отводится много места
различным изложениям отдельных ведических ритуалов, некоторые положения
сопровождаются многочисленными примерами и т. д. Позже в учение мимансы
вводятся и некоторые новые категории, которые сначала не являлись
интегральными элементами системы. Интересно, например, их учение о языке и
восприятии слов, которое развивал, в частности, Прабхакара.
Веданта. Содержание этой философской системы отражено в значительной
степени в названии; веданта буквально означает конец Вед. В своей основе
веданта представляет систематическую обработку тезисов упанишад, ведических
текстов, часто на мистической основе. Самым старым источником при изучении
веданты является трактат Бадараяны (II в.). Он представляет собой весьма
сжатый текст без всяких комментариев и практически непонятен. Бадараяна
излагает в нем учение нескольких школ веданты. Вскоре возникают комментарии
(первый из них написал Гаудапада ), некоторые из них, в частности
комментарии Шанкары (между VIII и IX вв.) и Рамануджи (XIII в.), имели
большое значение для развития веданты. Позже наиболее известными
комментаторами были Мадхва, Валлабха и Нимбарака. Содержание отдельных
комментариев сильно различается.
Веданта отрицает положение о том, что мир является продуктом
взаимодействия материальных сил с единственной реальностью, из которой все
выводится, признает брахму, понимая ее как абсолютную духовную сущность
мира. Согласно Шанкаре, мир явлений, который мы воспринимаем чувствами,
вызван воздействием иллюзий (майя) с их тремя ингерентными качествами
(гуна). Мир явлений только кажимость, причина которой кроется в незнании
(авидья). Незнание приводит к тому, что человеку мир представляется как
настоящий (в пространстве и во времени), а брахма (абсолютная неопределяемая
сущность мира) - как персонифицированное наивысшее существо (Ишвара). Выход
из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), т. е. в
рассмотрении всего с точки зрения высшей истины. На ее основе достигается
познание того факта, что мир во всей его изменчивости - сплошной обман и что
неизменной реальностью является брахма, с которой идентифицируется
индивидуальная душа (атман). Путь к достижению этого знания состоит в
соблюдении нравственного кодекса и прежде всего в медитации, которая
понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемах упанишад.
При медитации важна помощь учителя.
Система Шанкары осложнена целым рядом терминов, при помощи которых
излагается множество философских проблем. Его учение содержит и многое из
предшествующих традиций (культ богов, система каст, индуистские ритуалы и т.
д.). Все это пропитано мистической теорией познания.
Изложение тезисов Бадараяны различно в интерпретации отдельных школ,
полемика по этому поводу между их представителями обширна, но главная цель
всех направлений веданты остается неизменной - освобождение индивидуальной
души из самсары, основанное на ее единстве с брахмой. Путем к этой цели
является преодоление незнания, прежде всего при помощи различных методов
медитации.
На учение веданты во многом опирались и реформаторы индуизма, такие,
как Вивекананда (1862- 1902) , Рамана Махараши (ум. в 1952) и многие другие.
\ Здесь и далее в некоторых местах даты не всегда совпадают с указанными в
русских изданиях.- Пер.\
Билет 7.
7.1. Закон взаимного перехода количественных и качественных измене-ний. Согласно данному закону, развитие происходит путем количествен-ных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качествен-ные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона рас-крывается с помощью категорий “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное изменение”, “мера”, “скачок” и посредством выяснения отношений между ними.
Прежде чем ответить на вопрос, что такое качество, отметим, что, выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.
Качество — это внутренняя определенность предмета, в которой вы-ражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изме-няя качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие от последней характеризует предмет с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.
Свойство - категория, отражающая проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
Предмет однокачественен и многосвойственен. Предмет можно счи-тать однокачественным, поскольку «основное его качество, связанное с сущностью, выражается совокупностью свойств, присущих предмету от возникновения до гибели» (См.: Сабуров Э.А. Взаимосвязь категорий диа-лектики. - М., 1987. – С. 64). Свойства, характеризующие предметы не со стороны их сущностного отличия (сходства), а со стороны общности (раз-личия) стадий, состояний в их развитии, называются несущественными, поскольку они в процессе существования предмета могут как появляться, так и исчезать. Известно, что есть и другая точка зрения, согласно которой предмет многокачественен и многосвойственен. Как бы ни относиться к оценкам этих различных позиций, принципиально важным для анализа рассматриваемого закона является то, что в обоих случаях признается связь качества со свойством, проявление качества через свойства.
Количество, определяя степень развития свойств предмета, стано-вится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качест-ва, определенностью пространственно-временных границ предмета и воз-можностей его изменений.
Характеристика предмета в его качественной и количественной оп-ределенности выражается мерой. Мера определяет те количественные гра-ницы, в которых качество предмета сохраняется.
Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения пред-ставляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок — это разрыв непрерывности ко-личественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружаю-щем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Скачок, о котором идет речь в дан-ном законе, может быть и “взрывным”, и постепенным, и прогрессивным, и регрессивным. Однако при всех своих видоизменениях он обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предме-та.
Итак, в процессе развития качественные изменения обусловлены ко-личественными и наоборот. Единство количественно-качественной опре-деленности предмета, рассматриваемого в развитии, выражает категория меры. Необходимость знания мерной определенности предмета является важнейшим методологическим требованием к управлению развитием, вы-текающим из содержания данного закона. Хотя это требование было ос-мыслено еще в античности (в виде призывов древних мудрецов “знай ме-ру”, “блюди меру”, “ничего сверх меры” и даже “мерного подхода” к опре-делению человека: ”человек - мера всех вещей”), однако лишь только с от-крытием рассматриваемого закона мера получила осмысление в виде сис-темного свойства развития, проявляющегося посредством взаимосвязи ка-чества и количества.
Исходя из содержания данного закона, можно назвать несколько ме-тодологических умений, которые должны быть сформированы у субъекта управления:
1) умение оценивать качественное состояние управляемой системы;
2) умение поддерживать систему в необходимом качественном со-стоянии;
3) умение преобразовывать систему, переводя ее в новое качество, то есть создавать новую систему.
7.2. В философском плане общество выступает как одна из форм (причем высшая форма) движения материи, определяемая в своем генезисе развитием неорганической и органической природы на Земле; немалое значение, между прочим, имеет воздействие солнечной активности на социальные процессы, изучаемые в социальной философии. Общество есть одна из многих систем, причем она является открытой системой, подверженной воздействию более масштабных природных систем. Из этого следует, что не только при своем возникновении общество опиралось на природу, но и в последующем оно должно было взаимодействовать с природой, а разнообразные социальные структуры так или иначе вбирают в себя природные компоненты. Например, главный компонент общества - человек - немыслим без физиологической организации, имеющей свои корни в органическом мире. Да и семья, как одна из важнейших форм бытия людей, тоже имеет немало моментов, роднящих ее с семьями в органическом мире.
Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена.
Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.
Понятно, что философско-социологический анализ общества не должен вести к узурпации прав и территории других наук об обществе. Это должен быть именно философский анализ общественной жизни под углом зрения основного вопроса философии, с позиций выявления не частных, а общих законов движения и развития общества и т. д. Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.
Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.
Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.