О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

понятийный  аппарат.  В  частности,  говорится о факторах, которые  образуют

личность  индивида.  Всего   выделяется  пять  групп  этих  факторов.  Кроме

физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства, сознание

и  т.  д. Рассматриваются  и  влияния,  действующие на эти факторы в течение

жизни  индивида.  Особое внимание  уделяется  дальнейшему  уточнению понятия

"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются три

главных типа: жажда  чувственных наслаждений  (  кама  ), жажда воплощения (

бхава  ) и  жажда  самоуничтожения ( вибхава  ). Постепенно понятием "жажда"

замещается  понятие  рага  (желание,  стремление), а вся эта сторона  учения

приобретает  несколько  иное  содержание.  Кроме  того, возникает  еще  одна

концепция,  которая указывает в качестве причины страданий незнание ( авидья

) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,-  и

исходя  из этого  конструируется  сложная,  двенадцатичленная  верига причин

возникновения страдания.

     На   этой   основе   разрабатывается   содержание   отдельных  разделов

восьмеричного  пути.  Правильное  суждение  отождествляется   с   правильным

пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается

как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная  речь

характеризуется  как  бесхитростная,   правдивая,  дружественная  и  точная.

Правильная  жизнь заключается  в  соблюдении  предписаний  нравственности  -

знаменитых   буддийских   пяти   заповедей   (панчашила),   которых   должны

придерживаться  как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы:

не вредить  живым существам,  не брать чужого, воздерживаться от запрещенных

половых  контактов,  не  вести  праздных  и лживых речей  и  не пользоваться

опьяняющими   напитками.   Подвергаются   анализу    и   остальные   ступени

восьмеричного пути, в  частности последняя  ступень -  вершина этого пути, к

которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь  как подготовка  к

ней.   Правильное   сосредоточение,   характеризуемое   четырьмя   степенями

погружения  ( джхана  ),  относится к медитации  и медитационной практике. В

текстах ей уделяется весьма  много  места, рассматриваются отдельные аспекты

всех психических состоянии,  которые сопровождают  медитацию и медитационную

практику.

     Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, однако,  согласно

учению Будды,  соблюдение этических  принципов и поддержка  общины  (сангха)

могут подготовить предпосылки ко  вступлению на стезю спасения в каком-то из

будущих существовании  и многочисленным группам  светских буддистов.  Монах,

прошедший  все стадии восьмеричного пути и  с помощью медитации  пришедший к

освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге

конечной цели -  нирваны  (буквально: угасание).  Здесь  подразумевается  не

гибель,  но  выход   из  круговорота  перерождений.   Человек  этот  уже  не

переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в текстах

- исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается масло".

     Сравнительно быстро  начинают  формироваться  различные  направления  и

школы буддизма, которые  развивают исходное  учение и стремятся ответить  на

вопросы,  оставшиеся  без  ответа.  В  то  же  время  некоторые  направления

ассимилируют многочисленные  элементы других  религий, в частности индуизма,

провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

     Наиболее  последовательно   исходного   учения   Будды   придерживалось

направление хинаяна  ("малая повозка"), в котором путь к  нирване  полностью

открыт  только  монахам,  отвергшим мирскую  жизнь.  Другие  школы  буддизма

указывают  на  это  направление  лишь как  на  индивидуальную  доктрину,  не

подходящую  для распространения  учения  Будды. В  учении  махаяны ("большая

повозка") важную  роль  играет  культ бодхисатв -  индивидов,  уже способных

войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы

помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно  принимает страдания

и  чувствует  свое предопределение и призвание  заботиться  о благе мира так

долго,  пока  не будут  избавлены  от страдания  все.  Последователи махаяны

рассматривают Будду не как историческую личность,  основателя учения, а  как

наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них

только  одно  проявление Будды - в образе человека  -  наполняет все  живое.

Особое значение приобретают в махаяне  обряды и ритуальные действия. Будда и

бодхисатвы  становятся  объектом  поклонения.  Ряд  понятий  старого  учения

(например,   некоторые   ступени   восьмеричного  пути)  наполняется   новым

содержанием.

     Кроме хинаяны  и махаяны -  этих главных  направлений -  существовал  и

целый ряд других школ. Буддизм вскоре после возникновения распространился на

Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

     УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ

     В  процессе  развития  философского мышления в  древней и средневековой

Индии   обнаруживаются  и  материалистические   тенденции;  среди  множества

различных религиозно-философских и философских школ существовали определенно

материалистические  направления.  Однако от этих школ не сохранилось никаких

подлинных  текстов.  Их   взгляды  можно  реконструировать  лишь  на  основе

отдельных упоминаний  и  более или  менее кратких пассажей,  цитированных  в

работах  их противников.  Следует, однако, иметь  в виду,  что эти фрагменты

часто приводятся не полностью и тенденциозно.

     Наиболее   полную   информацию   об   индийском  материализме  сообщает

средневековый философ Мадхава (XIV в.) в  труде  "Собрание  всех философий",

где он указывает шестнадцать различных философских направлений. Одним из них

является материалистическое учение  локаята (учение, "направленное на [этот]

мир").  Хотя  на  анализе  этого  учения   сказывается  влияние  философских

убеждений  Мадхавы, представляется, что речь идет, видимо, об учениях многих

материалистических школ, которые  он  объединил без дифференциации под одним

названием.

     Основателем  локаяты  провозглашается чаще  всего  Чарвака (иногда  эта

материалистическая система называется чарвака), однако о времени его жизни и

его трудах нет никаких сведений.

     Тем не менее первое упоминание  об учении древнеиндийских материалистов

обнаруживается  уже  в  самых  древних упанишадах. Кроме  взглядов,  которые

провозглашал  Уддалака  и которые  весьма  близки материализму,  упоминается

учение Брихаспати,  о котором в упанишадах  утверждается, что оно  ложное  и

лишает  человека  его  устоев.  Поскольку  в  более  позднее время некоторые

материалистические направления назывались термином брихаспатья (т. е. учение

Брихаспати),  можно  предположить,  что  в  упанишадах  обсуждается одно  из

древних направлений материализма.

     Среди тех, кто в середине 1-го тысячелетия выступал против традиционной

идеологии ведического брахманизма, провозглашая материалистические  взгляды,

был   прежде  всего  Аджита.   С  ним  перекликаются  буддийские  тексты.  К

материалистическому   направлению  этого  времени  можно  отнести  и   труды

последователей джайнизма. И хотя изложение этих трудов лишь фрагментарно, из

них следует,  что речь  идет  о системе которая  не  допускает существования

какой-либо  высшей силы и утверждает, что человек и весь мир  состоят только

из  материальных  элементов.  Из  этих элементов  состоит  и  душа,  которая

возникает вместе с  телом индивида при рождении,  а после смерти  погибает и

больше не существует. Из  текстов можно узнать и  о  мыслях другого философа

того  времени -  князя  Паяси, который хотел  доказать, иногда  выбрав  путь

жестоких экспериментов, ложность учения о вечной душе человека и о  самсаре.

Паяси, например, приказывав взвесить тело преступника до и после казни через

повешение,  чтобы выяснить, выходит ли из  тела душа и станет ли после этого

тело легче. Или, пытаясь обнаружить дух в мертвом теле, он анатомировал ел и

констатировал, что при самом подробном изучении он не нашел никакого вечного

жизненного принципа.

     В буддийских  и джайнистских  текстах упоминаются  и  другие мыслители,

которые  отвергали  традиционные  брахманские  догматы.  Однако  сведений  о

материалистических  учениях того времени недостаточно  чтобы сделать вывод о

том,   что   они  были  последовательно   материалистическими.  О   взглядах

материалистов  говорится и в других  источниках - в  эпосе,  в  комментариях

философов веданты, например Шанкары.

     Общим для всех  материалистических  направлений  является  прежде всего

отрицание  существовали загробной  жизни,  закона  кармы  и самсары.  Поэтом

сторонники идеализма  называли  их настиками (отрицателями), т. е. теми, кто

утверждает, что все это не существует. Согласно локаятикам, человек  состоит

из четырех материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь,

они  образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало.

Поскольку в  человеке нет ничего, что  пережило  бы  его  смерть,  локаятики

говорят о необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она

приносит, с  сознанием того,  что приятные стороны жизни могут  уравновесить

зло  и страдание. "Пока живешь,- говорится в  одном  тексте,- живи радостно,

ибо смерти не может  избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в

пепел, обратное превращение никогда не совершится". Однако в этом не следует

видеть одностороннее  стремление локаятиков к наслаждениям и  удовольствиям,

как   это  представляют  часто  их  противники.  Свои  воззрения   локаятики

обосновывали  логическими   положениями,  подвергали  сомнению  традиционные

доктрины. Например, ставится вопрос: если при принесении  жертвы  жертвенное

животное попадает на небо к богам, тогда почему приносящий жертву не убивает

своего отца,  чтобы  помочь  ему  побыстрее попасть  на небо?  Или  ставился

вопрос: почему души  умерших  не  предупреждают  людей о последствиях плохих

поступков?  Выступали  они  также и  против  кастовой  системы,  критиковали

ритуальную практику жрецов и авторитет священных текстов. ,

     Развитию  материалистических  воззрений  и  направлений  способствовали

новые научные знания, в частности в области естественных наук. Известно, что

именно  локаятики  занимались  этими  дисциплинами и  имеют заслуги  в  этой

области.  Хотя  мы располагаем  неполными  данными, очевидно,  что  с  самых

древних  времен  материалистические   направления  были  неотделимой  частью

процесса  развития  философского  мышления в Индии. Известно также, что  они

влияли и на некоторые идеалистические системы (например, санкхья, вайшешика,

некоторые поздние буддийские школы и т. д.).

     ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ИНДУИЗМА

     В первые столетия нашего летосчисления в  индийском обществе постепенно

усиливается  процесс,  который  вел  к  формированию  феодальных  отношений.

Некоторые черты феодальной системы появились в Индии относительно давно: уже

где-то  во второй половине 1-го тысячелетия н.  э.  в  большинстве  областей

Информация о работе О специфике философского мировоззрения