Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:39, реферат
Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Введение
1.Специфика философского знания
2. Философия и развитие науки
3. Взаимодействие философии и науки
4. Философия науки
5. Философия и вненаучное знание
Заключение
Список литературы
Введение
Философия является древнейшей из наук,
это ценная область знания, она
зародилась в VI-V веках до нашей эры
в Китае, Индии, Древней Греции. В
далёкие времена философия
К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это - мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.
В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда - смысл и цель философии.
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
1) является ли философия наукой;
2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
3) соотношение философии и вненаучного знания.
1.Специфика философского знания
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Философия как любовь к мудрости Автором понятия «философия, что с греческого переводится как «любовь к мудрости», считают Пифагора, жившего между VI и началом V в. до н.э. Слово «философия» в Греции VI в. до н.э. было неологизмом, поскольку умных и ученых людей было принято называть просто мудрецами — «софосами». «Официально» мудрецами считались семеро: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; «неофициальный» список включал Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского и даже афинского тирана Писистрата — преемника Солона.
Создавая новое слово, Пифагор тем самым упрекал «семерых мудрецов» за то, что они нескромно приняли несоразмерный человеку титул, ибо, по его мнению, из людей «никто не мудр», человеку доступно лишь влечение к мудрости. Согласно преданию, странствующий Пифагор на вопрос тирана Леонта то ли во Флиунте, то ли в Сикионе, в какой науке или в каком искусстве он, Пифагор, считает себя особенно сведующим, хладнокровно ответил, что ни в какой и ни в каком: «Я, — скромно и в то же время гордо сказал странник, — только философ». Поскольку этот неологизм был непонятен Леонту, Пифагору пришлось разъяснить его следующим образом: большинство людей стремятся к славе или к богатству, и только немногие созерцают и исследуют природу вещей, стремясь тем самым к мудрости и истине. Эти немногие и есть философы.
Другие мыслители иначе понимали философию, но все же неологизму Пифагора суждена была долгая жизнь, и под философией стали подразумевать особый вид интеллектуальной деятельности, направленной на выяснение вопроса о причинах вещей и сущности самой действительности, а также на объяснение способов познания мира и принципов человеческих отношений. «Философы, — утверждал великий греческий мыслитель Платон (427—347 до н.э.), — стремятся к познанию вечно сущего бытия, неизменяемого ни возникновением, ни уничтожением»1. Его ученик Аристотель (384— 322 до н.э.) хотя и признавал, что мудростью «скорее всего мог бы обладать бог»2, не отказывал и человеку в возможности быть мудрым. Мудрость для Аристотеля — высший род знания или, скорее, высшее знание во всяком роде знания. Мудрей знает все, хотя и не имеет знания о каждом предмете в отдельности, поскольку способен к выявлению причин и занимается наукой, которая ценится сама по себе, а не ради извлекаемой из нее пользы.
Фактически каждый крупный мыслитель стремился дать ответ на вопрос: что такое философия? Слово философия, писал французский мыслитель Нового времени Рене Декарт (1596—1650), обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего, что может познать человек, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах3.
«Философия, — полагал английский мыслитель Джон Докк (1632—1704), — есть не что иное, как истинное познание вещей»44. «Задача философии, — утверждал крупнейший представитель немецкой классики Г.В.Ф. Гегель (1770—1831), — постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум... философия есть также время, постигнутое в понятиях»5. Поэтому символом философии у Гегеля является сова Минервы. Философия при всех своих неоспоримых достоинствах слишком часто пыталась заглянуть в завтрашний день, забывая, что сова — ночная птица, и ее полет знаменует конец дня, а не начало чего-то нового. Карл Маркс (1818—1883), напротив, утверждал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его»6.
Крупнейший английский мыслитель XX в. Бертран Рассел (1872—1970) связывал философию как с наукой, так и с теологией.
Философия, как я буду понимать это слово, — писал он, — является
чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия7. Философия не только познает действительность, но в той или иной мере переживает ее, что роднит философию с искусством, мифологией и религией. «Философия, — утверждал немецкий мыслитель Карл Ясперс (1Й83—1969), — обращается к отдельному человеку. В каждом мире, в каждом положении в философствовании происходит отбрасывание человека к самому себе»8. Другие видели задачи философии в более «скромной» перспективе. «Цель философии, — считал Людвиг Витгенштейн (1889—1951), — логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа по существу состоит из разъяснений»9.
Проблема предмета философии. Все попытки определить предмет философии по аналогии с предметами физики, химии, биологии и других специальных наук до сих пор не привели к ощутимому успеху. Основная трудность заключается в выявлении общего содержания для множества разнородных вопросов, которыми занимаются философы. Как возможно сосуществование в единой науке вопросов логики, онтологии, гносеологии, этики, эстетики, права, религии, техники и т.д., требующих освоения различных сфер опыта и различных типов мышления? Некоторые мыслители полагают, что данная задача неразрешима.
Нет вообще такой вещи, — отмечал британский философ Карл Поппер, — как некая сущность философии, которую можно было бы выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения»10. Мы должны признать, что внутреннее единство философской науки остается трудной и пока нерешенной проблемой, поэтому существует несколько подходов в понимании того, чем является философия.
1.Онтологический (метафизический) подход. Философия понимается здесь как система наиболее общих представлений о мире. Так понимал философию Аристотель, согласно которому «наука философа исследует сушее как таковое вообще, а не какую-то часть его...»11.
2.Гносеологический подход. Это направление в понимании философии делает центральными вопросами Философии вопросы теории познания. Онтологические (метафизические) проблемы понимаются здесь лишь как производные от познавательных установок, внутренних регулятивов мышления.
Философия, — пишет Л.Б. Баженов, — не ставит задачу непосредственно познавать мир, ее успешно выполняет наука. Однако современная философия оставляет за собой исследование не менее важной и не менее сложной проблемы отношения научного знания к реальной действительности12.
В своем чистом виде такое понимание философии было представлено немецким философом И. Кантом (1724—1804) в «Критике чистого разума».
...Философия. — полагал он, — есть только идея возможной науки, которая нигде не дана in concreto, но к которой мы пытаемся приблизиться различными путями, пока не будет открыта единственная, сильно заросшая чувственностью тропинка и пока человеку не удастся, насколько это дозволено ему, сделать до сих пор не удававшуюся копию равной образцу13.
3.Этический подход. В основе этого подхода лежит понимание философии как определенного рода жизненной мудрости. Исторически это, по-видимому, самое древнее понимание смысла философии. Идея философии как жизнепонимания так или иначе присутствует у всех значительных философов прошлого и настоящего. Например, для римского мыслителя Луцая Аннея Сенеки (6 г. до н.э. — 65 г. н.э.) философия была учением о добродетели и подготовкой к тому, чтобы достойно встретить смерть. В этом случае философия является даже не просто учением о морали, но способом анализа нравственных аспектов различных видов человеческой деятельности и выработки критериев нравственности. Этический анализ остается важнейшим моментом в современной философии, и все же она этим не исчерпывается, и, что даже более важно, не всегда ее понятийный аппарат организуется вокруг этических категорий.
4. Субъектно-объектный подход. Этот подход связан с трактовкой Фридрихом Энгельсом (1820—1895) вопроса об отношении субъективного к объективному, мышления к бытию как основного вопроса философии. Сторонники этого подхода рассматривают вопрос об отношении субъекта к объекту в качестве не только принципиально значимого для разделения основных философских направлений, но и необходимого компонента любой философской проблемы.
Познание всеобщих законов мира и разработка самых общих понятий о нем, — писал один из родоначальников этого подхода Т. Павлов, — не составляют философского знания, если оно не связывается с вопросом об отношении между бытием и сознанием14.
5. Методологический подход. Философия, с этой точки зрения, — специфический метод, необходимый в тех областях, где еще не существует строгой теории или где она не может существовать вообще. Принимая это определение, мы фиксируем то обстоятельство, что философское мышление не сориентировано на какой-то определенный предмет, что оно есть лишь некоторый метод и в принципе может иметь дело с любой проблемой, находящейся за пределами стандартной науки. Философия, с этой точки зрения, определена не предметом, а только способом рассуждения и познавательным типом проблемы.
Философское объяснение, — пишет В. Я. Перминов, — достигается через соединение фактов с универсальной онтологической моделью реальности, и оно имеет ценность само по себе независимо от возможностей научного объяснения. Такого рода объяснение не раскрывает явлений в смысле конкретных механизмов, но оно ставит их в ряд известных явлений, снимает тайну их существования и указывает наиболее вероятный путь к их научному объяснению15.
У человека, столкнувшегося с многообразием определений философии, возникает естественный вопрос: а есть ли у них что-то общее? Очевидно, если искать это общее в предмете, то сам предмет философии окажется непомерным — им будет все содержание человеческой духовной культуры. Но такая широта свидетельствует и свою очередь об отсутствии собственного предмета.
2. Философия и развитие науки
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки, которая была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, по сравнению с «зачатками» конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель, который определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась мыслителю несоизмеримой с возможностями «физики» — суммы отдельных знаний о природе. Таким образом, подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и «зачатками - научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к естественным причинным связям и закономерностям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост сведений о различных явлениях и процессах приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших его мифологическую картину.
Информация о работе Специфика философского знания. Философия и наука