Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:39, реферат
Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Введение
1.Специфика философского знания
2. Философия и развитие науки
3. Взаимодействие философии и науки
4. Философия науки
5. Философия и вненаучное знание
Заключение
Список литературы
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.
Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.
В своем историческом развитии материалистическая философия всегда была тесно связана с наукой, прежде всего с естествознанием. Естествознание вместе с философией формируют научные картины мира. Философия помогает естествознанию разрабатывать методы научного познания. Однако она не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, как положительное, так и отрицательное. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.
Хотя философия и наука довольно сильно взаимосвязаны и имеют много общего, очевидны и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия — отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.
В XX в. значительно возрос интерес к эзотерическим учениям, куда обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, парапсихологию, магию, алхимию, астрологию. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения, и взаимопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как этот делают сторонники иррационализма.
Список используемых источников
1.Золкин, Андрей Львович. Философия: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА,2005. – 590 с. – (Серия «Cogito ergo sum».)
2.Кармин А.С.; Бернацкий Д.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3.Философия: учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 384 с.
1 Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. - М., 1994. — С. 263.
2 Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. — М., 1975. - С. 69—70.
3 Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1. — М., 19К9. - С. 301
4 ЛоккД. Сочинения. В 3 т. Т. I. - М., 1985.- С. 85.
5 Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1990. - С. 55.
6 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т. 3. С. 4.
7 Рассел Б. История Западной философии. – М., 1959. – С.7.
8 Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 495.
9 Витгенштейн Л. Л о ги ко-философе кий трактат // Философские работы. Ч. 1. — М., 1994. - С. 24.
10 Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 40.
11 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. I. - М., 1976. - С. 274.
12 Философия. Современные проблемы мира и человека. — М., 1995. — С. 5.
13 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 3. — М., 1964. - С. 684.
14 Павлов Т. Некоторые современные аспекты единства философии и специальных наук // Диалектика и современное естествознание. – М., 1970. – С.61.
15 Перчимов В.Я. Философия как метод // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1997. №5. – С.11.
16 Гёте И. Избранные философские произведения. М.,1964. С.369.
17 Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А., Философия науки: интерпретация забытой традиции. Ростов н/Д, 2000. С. 144-145.
Информация о работе Специфика философского знания. Философия и наука