ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра философия и социология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине ФИЛОСОФИЯ
на
тему: «Предмет и специфика философского анализа».
Студентка Гаврилова
А.В.
Курс: 2
№ группы: 1б-мн100
Факультет:
менеджмента и маркетинга
Специальность:
бакалавр менеджмент
Личное дело
№ 11МЛД11323
Преподаватель
Матвеев В.П.
Орел
2012
Предмет и специфика
философского анализа.
Задание 1:
«Итак, абсолютный философский
акт состоит в том, чтобы беспредметное
делать предметным, непостижимое – постижимым,
другими словами, объект жизненных интересов
превращать в мысленный предмет, в предмет
«знания». Решению этой задачи философия
«обязана своим существованием».
Философия «в эмпирической
деятельности усматривает деятельность
философскую, признавая, что и зрение есть
мышление, что чувственные органы являются
органами философии. Новейшая философия
именно тем и отличается от философии
схоластической, что она снова соединила
эмпирическую деятельность с мыслительной».
(Фейербах Л. О начале
философии // Избранные философские
произведения. Т. 1. – М., 1955. – С. 98, 99)
Исходя из анализа данного
текста, ответьте на следующие вопросы:
- О какой функции философии идет речь?
- Как соотносится философия с практической жизнью людей?
- О каких ступенях познания говорит Фейербах, и как они соотносятся между собой?
- В чем заключается сущность схоластической философии, и ее ограниченность?
Ответы обоснуйте.
- Познавательная функция. Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания.
- В практической жизни философии мало. Как правило, человек сначала набирается жизненного опыта, а потом на ее основе начинает размышлять.
- Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях. Сначала первое место занимает эмпирическая ступень а затем теоретическая
- Схоластика представляет религиозную философию в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению. Ограничение состояло в ортодоксальности – это убежденность в своей правоте.
Задание 2:
« …факты истории требуют
воздержания от широко распространенного
мнения о подчинении философии современной
науке (о таком подчинении нередко
заявляли представления позитивистской
философии). Непредубежденный взор историка
признает философию, наоборот, сложным
и изменчивым культурным явлением, которое
нельзя просто втиснуть в какую-либо схему…
он поймет, что в этом ходячем подчинении
философии науке содержится несправедливость
как по отношению к философии, так и по
отношению к науке: по отношению к первой,
так как этим ставится слишком узкие границы
для ее уходящих вширь стремлений – по
отношению ко второй, так как на нее возлагается
ответственность за все, что воспринимает
в себя философия из многочисленных других
источников».
( Виндельбанд В. Прелюдии.
Философские статьи и речи. – СПб., 1904.
– С. 7-8).
Исходя из анализа данного
текста, ответьте на следующие вопросы:
- Что представляет собой философия как явление духовной культуры?
- В чем заключается мировоззренческая и методологическая функции философии?
- Почему в принципе невозможно подчинить философию науке, «втиснуть» ее в какую-либо научную схему?
- Каково действительное соотношение философии и науки (естествознания, общественной и гуманитарной науки)?
Ответы обоснуйте.
- Философия является частью культуры человечества, и философские концепции во многом зависят от уровня развития и специфики культуры данной страны, что включает в себя и определенный уровень развития науки, и отношение к религии, и национальные традиции. С другой стороны, философия влияет на развитие культуры. Философская мысль способна преображать мышление человека, рождать в нем новые идеи, направить его деятельность к новым идеалам. Отсюда возникают и новые направления в искусстве и, конечно, новые научные открытия. Таким образом, выявляется обратная связь между философией и культурой. Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры.
- В
мировоззренческой функции проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Термин
“методология” используется в научной
литературе в двух смыслах: во-первых,
словом “методология” обозначается
учение о нормах, правилах человеческой
деятельности; во-вторых, под методологией
понимается совокупность определенных
норм, опосредующих познавательные и
практические действия с целью их
оптимизации. Методология как совокупность
принципов и норм деятельности выступает
как проявление мировоззрения в действии.
Выполнение философией методологической
функции зависит от качества выработанных
в ее рамках общих принципов познавательной
и практической деятельности людей, а
также от глубины усвоения знаний этих
принципов применяющими их людьми.
- Наука и философия как определенные формы сознания противоположны, взаимоисключают друг друга. Наука, отделяется от индивидуальности жизни и от способа переживания ее, она ищет всеобщее. Объекты науки познаваемы, хотя никогда фактически не бывают познанными до конца. Философия же находится вне познания. Она представляет собой расшифровку мира путем переживания, а не познания.
Отличие
науки от философии состоит в
том, что наука учит нас ориентироваться
в мире, а философия обучает
коммуникации, дает возможность разобраться
в пограничных ситуациях. В философии
невозможно отделить человека от философского
мышления, а в науке исследователь
и содержание познания отделены друг
от друга. Наконец, научное познание
прогрессирует, а в философии
прогресс не имеет места; философия
иррациональна, а наука – сфера
рационального.
- Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истины глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.
Теснейшим
образом связано с философией
естествознание как отрасль науки.
Эта связь двойственная. С одной
стороны, естествознание вместе с философией
принимает участие в разработки
научной картины мира, стиля мышления
и др. С другой стороны, философия
оказывает воздействие на разработку
методологии естественнонаучного
познания, мировоззренческих ориентиров
и идеалов естествознания.
Задание 3:
«Философия может существовать
лишь в том случае, если признается
философская интуиция. И всякий значительный
и подлинный философ имеет
свою первородную интуицию… Этой интуиции
не могут заменить ни догматы религии,
ни истинные науки… Философское познание
зависит от объема пережитого опыта, опыта
всех противоречий человеческого существования…
Настоящая философия, которой
действительно что-то открывается,
есть не та, которая исследует объекты,
а та, которая мучится смыслом
жизни и личной судьбы… призрачны
и иллюзорны все попытки освободить
философию от основной для нее
темы о человеке.
Философия антропологична
еще и в том смысле, что она не может быть
оторвана от жизни, не может быть исключительно
теоретической, она должна быть действием,
и она неизбежно есть и практическая философия».
(Бердяев Н. И мир
объектов. Опыт философии одиночества
и общения. Париж, 1934. – С. 30-33).
Исходя из анализа этого
текста, ответьте на следующие вопросы:
- Дайте развернутую характеристику философского направления, обосновывающее значение интуиции как формы познавательной деятельности людей.
- В чем заключается чувственная и рациональная интуиции? Какой смысл вкладывает русский философ Николай Бердяев в понятие «философская интуиция»?
- Раскройте содержание современного философского направления, представители которого осмысливают проблемы существования человека.
- В чем заключается связь философии с жизнью людей, содержанием общественной практики? Какой смысл заключается в понятии «практическая философия»?
Ответы обоснуйте.
- Интуиция – определяется как способность
постижения истины путем ее усмотрения
без основания с помощью доказательств.
Еще ее определяют как чутье, проницательность,
непосредственное познание, основанное
на предшествующем опыте и теоретических
научных знаниях. Интуиция это одна из форм процесса познания
в гносеологии. Сущность гносеологической функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование
познавательной деятельности человека
с целью выявления механизмов, приемов
и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.
- Рациональная интуиция опирается на разум, а чувственная связана с деятельностью наших органов чувств. Смысл философской интуиции по Бердяеву заключается в том что она не каждому дана, обладание такой интуиции и делает человека настоящим философом.
- Философская антропология это учение о человеке, его сущности и существовании, о смысле и целях человеческой жизни. Современная философская антропология по всемирной энциклопедии философии имеет несколько определений:
- специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.
- совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результате так называемого «антропологического поворота» (предметом рефлексии начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия)
- Практическая философия – это философия, которая ищет правильные критерии мышления и действования. В повседневной жизни человек всегда стоит перед выбором, какими критериями руководствоваться в той или иной ситуации. Критерии – суть ценности: благо, истина, добро, красота и т.д. Эти ценности имеют свою структуру. В общем случае они выражены в реальности как традиции. Традиции есть концентрация народной мудрости, а мудрость и есть основа практической философии. Чтобы раскрыть подоснову философии, нужно обратиться к накопленному народному опыту, народным мыслям и мудростям, где сконцентрированы все типовые модели жизненных ситуаций и их решения.