О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

относится, в частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал  целостной

материалистической  доктрины. Уддалака приписывает творческую силу  природе.

Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и пищи

(земли).  И  даже  атман  является  материальной  прасущностью  человека.  С

материалистических  позиций  отбрасываются представления,  согласно  которым

вначале мира было не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и весь

мир явлений и существ.

     Упанишады являются выдающейся попыткой поколебать монопольное положение

брахманов  в  идеологии и духовной  жизни общества.  Не  случайно  мыслители

упанишад в большинстве  происходили из  варны кшатриев, а иногда и  вайшьев.

Это является  следствием изменений в экономическом положении отдельных варн,

которые завершили свое формирование к концу ведического периода.

     Упанишады  имели большое влияние  на  развитие  последующего мышления в

Индии. Прежде всего учение о самсаре  и карме становится исходным положением

для  всех  последующих религиозных  и  философских  учений,  за  исключением

материалистических.  Ко  многим идеям  упанишад  часто  обращаются некоторые

более поздние философские школы, прежде всего веданта.

     УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА

     В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают

происходить   большие   изменения.   Значительно  развивается   аграрное   и

ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между

членами  отдельных  варн  и   каст,   меняется  положение   непосредственных

производителей. Постепенно усиливается  власть монархии, приходит в упадок и

теряет  свое  влияние институт  племенной  власти. Возникают первые  большие

государственные образования. В III  в. до  н. э.  под властью Ашоки в рамках

единого  монархического  государства  объединяется  практически  вся  Индия.

Важным  компонентом социальной  и экономической  системы остается  община, в

которой происходят,  однако, некоторые изменения.  Углубляется имущественная

дифференциация между членами общин,  и все заметнее выделяется верхний слой,

который  сосредоточивает в своих  руках  экономическую  и политическую силу;

возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

     Это также и время поисков в  религиозно-философской сфере. Традиционный

ведический ритуализм и старая, часто  примитивная мифология не соответствуют

новым условиям.  Возникает ряд  новых доктрин, принципиально независимых  от

идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение

брахманов  в культе и по-новому подходящих  к  вопросу  о  месте  человека в

обществе.  Вокруг  глашатаев  новых учений  постепенно образуются  отдельные

направления  и  школы,  естественно  с  различным  теоретическим  подходом к

насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают

прежде всего учения джайнизма и буддизма.

     Джайнизм.   Основателем   джайнистского   учения   считается   Махавира

Вардхамана  (жил в  VI  в.  до н. э., более точной даты  нет), происходил из

богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний  Бихар). В возрасте 28  лет он

покидает родной дом, чтобы  после  12  лет аскезы  и философских рассуждений

прийти  к  принципам  нового  учения.  Потом он  занимался  проповеднической

деятельностью.  Сначала он нашел учеников и  многочисленных последователей в

Бихаре,  однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману

называют также Джина (Победитель- имеется в виду победитель над круговоротом

перерождений  и  кармой). Согласно  джайнистской  традиции,  он  был  только

последним  из  24  учителей  - тиртхакаров  (творцов  пути),  учение которых

возникло  в   далеком   прошлом.  Джайнистское   учение   длительное   время

существовало лишь в виде устной  традиции,  и сравнительно поздно (в V в. н.

э.)  был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить  изначальное ядро

джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.

     Джайнистское  учение, в котором (как и  в  других  индийских  системах)

религиозные    спекуляции   смешиваются   с    философскими   рассуждениями,

провозглашает дуализм. Сущность  личности  человека  двояка - материальная (

аджива ) и духовная (  джива ).  Связующим звеном между ними является карма,

понимаемая   как   тонкая  материя,  которая  образует  тело  кармы  и  дает

возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с

душой  узами  кармы  приводит  к  возникновению индивида, а  карма постоянно

сопровождает  душу  в  бесконечной  цепи  перерождений.  Джайнисты  подробно

разработали концепцию кармы и различают  восемь  видов  разных карм, которые

имеют в основе два  фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на

главные  свойства души,  которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи

совершенной в  своей  естественной  форме.  Добрые  кармы  удерживают душу в

круговороте  перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых

и добрых  карм,  произойдет и  его  освобождение от  пут  самсары. Джайнисты

верят, что  человек  при  помощи  своей духовной  сути  может контролировать

материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что  добро  и зло  и к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь душа,

которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи

перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец

или бог, который вмешивается в человеческие дела.

     Освобождение души  из-под  влияния кармы и  самсары  возможно  лишь при

помощи аскезы и совершения благих  деяний. Поэтому  джайнизм уделяет большое

внимание  разработке  этики,  традиционно  называемой  три  драгоценности  (

триратна ). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной

верой,  о  правильном  познании  и  вытекающем отсюда  правильном знании  и,

наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде  всего веры

и знания джайнистского учения. Правильная  жизнь, в понимании джайнистов, по

сути  большая  или меньшая  степень аскезы. Принципам, различным ступеням  и

формам  аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения  души от

самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек

может освободиться лишь сам и никто  ему не  может  помочь. Этим объясняется

эгоцентрический   характер  джайнистской  этики.  В   этических   принципах,

разработанных прежде  всего для членов джайнистских общин, подробно изложены

различные  клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы, в

частности,  принципы непричинения зла живым существам,  принципы, касающиеся

полового воздержания,  отстранения от мирского богатства; определяются нормы

деятельности, поведения и т. д.

     Составной  частью   джайнистского   канона  являются  также   различные

умозрительные построения,  например  об  упорядочении мира. Космос, согласно

джайнистам, вечен,  он не был никогда  создан  и  не  может быть  уничтожен.

Представления  об  упорядочении  мира  исходят  из  науки  о  душе,  которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в  большей степени

обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от

кармы,  постепенно  поднимаются  выше и  выше,  пока не  достигнут наивысшей

границы.  Кроме  того,  канон  содержит  и  рассуждения  об  обеих  основных

сущностях  ( джива-аджива ), об отдельных компонентах,  из  которых  состоит

космос, о так называемой  среде покоя и движения, о пространстве и  времени.

Содержатся в  нем  кроме  всего прочего  и  мифологические предания, которые

касаются жизни и  свершений  отдельных  тиртханкаров, и легенды, связанные с

личностью  Вардхаманы,  и описания  преисподней  и  серединного  мира (нашей

Земли).

     С течением  времени в джайнизме сформировалось два направления, которые

отличались,   в   частности,  пониманием   аскезы.  Ортодоксальные   взгляды

отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие одежду),

более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в белое).

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

     Буддизм. В VI в. до  н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын

правителя рода  Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29

лет (вскоре после того, как у него родился  сын), не удовлетворенный жизнью,

он покидает  семью  и  уходит в "бездомность". После многих лет  бесполезной

аскезы  он  достигает  пробуждения  ( бодхи ),  т. е.  постигает  правильный

жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии

он  был  назван Будда  (буквально:  Пробужденный)  \  Будда  -  буквально

"пробужденный",   иногда    неточно    переводиться   как    "просвещенный",

"просветленный"  \.  В течение жизни у него  было  много последователей.

Вскоре  возникает  многочисленная  община  монахов  и монахинь;  его  учение

приняли и  большое количество  людей,  ведущих светский образ жизни, которые

стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

     Буддийская  доктрина  долго существовала  лишь  в  устной  традиции,  а

канонические   тексты   были   записаны   через  несколько   столетий  после

возникновения  учения. Со временем буддийская традиция  окружила жизнь Будды

множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно

приобретала божественный характер.

     Не легко  реконструировать самую древнюю форму буддийского  учения, тем

не  менее  сейчас исследователи в  основном  пришли к  согласию относительно

основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

     Центром  учения  являются  четыре  благородные  истины,  которые  Будда

провозглашает  в самом начале своей  проповеднической деятельности. Согласно

им,  существование  человека  неразрывно  связано со  страданием.  Рождение,

болезнь, старость, смерть,  встреча с неприятным  и  расставание с приятным,

невозможность достичь  желаемого - это  все ведет  к страданию (1). Причиной

страдания является жажда (  тршна  ),  ведущая  через  радости  и страсти  к

перерождению, рождению вновь  (2). Устранение причин страдания заключается в

устранении этой  жажды (3). Путь, ведущий  к  устранению  страданий,- благой

восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное

решение,   правильная  речь,   правильная   жизнь,  правильное   стремление,

правильное  внимание  и правильное  сосредоточение.  Отвергается  как жизнь,

посвященная  чувственным  удовольствиям, так  и путь аскезы  и самоистязания

(4).

     Согласно  буддийской традиции,  эти  идеи составляли  содержание первой

проповеди Будды  в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью концепции,

скорее   напоминает   торжественное    провозглашение    основ   учения,   а

использованные термины весьма неопределенны.

     Буддийский  канон  четырех  благородных истин  подробно комментируется,

развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный

Информация о работе О специфике философского мировоззрения