Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 04:30, курсовая работа
Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания(хотя не только к ней), а внутри нее имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на оду какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………………………………………………..…5
2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии……11
3. Социальные функции философии…………………………………………...18
4. Философия и наука. Специфика философского знания……………………20
Заключение …………………………………………………………………..….
Содержание
Введение
………………………………………………………………………..…
1. Понятие
и структура мировоззрения.
2. Предмет
философии. Исторические
3. Социальные функции философии…………………………………………...18
4. Философия
и наука. Специфика
Заключение …………………………………………………
Введение
Философия
– есть мировоззрение, то есть совокупность
взглядов на мир в целом и на
отношение человека к этому миру. Философия
отличается от иных форм мировоззрения
тем, что относится, прежде всего, к научной
сфере общественного сознания(хотя не
только к ней), а внутри нее имеются специфический
категориальный аппарат, опирающийся
в своем развитии не на оду какую либо
научную дисциплину, а на все науки, на
весь единый совокупный опыт развития
человечества. Сущность философии - в размышлении
над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».
Философия выступает в двух ипостасях:
как информация о мире в целом и отношении
человека к этому миру, и как комплекс
принципов познания, как всеобщий метод
познавательной деятельности. Следует
разделение функций философии на мировоззренческие
и методологические. Соотношение мышления
к бытию, отношение человека к миру. Проблемы
философии всеобщи, предельны – предельны
для бытия человека, для его общей программы
деятельности, для всей человеческой культуры.
Проблемы философского мировоззрения
охватывают мир в целом, жизнь человека
в целом, отношение человека к миру в целом.
Более широких проблем, чем мировоззрение
не бывает. Понятие материи, пространства,
времени, движения, причины, возможности,
необходимости и т.п. – предельные. Так
как они находятся в основаниях любого
рода человеческой деятельности. В качестве
предельных понятий философские категории
и принципы не подлежат уяснению в собственных
терминах. Именно поэтому они исторически
явились предельными, наиболее универсальными
основаниями целостно- связной совокупности
многообразных форм отношений человека
к миру. Отсюда субъектно-объектный способ
их уяснения как предельных оснований
культуры. Предельная широта философских
проблем и понятий связанна, как мы видим,
с их фундаментальностью для общего понимания
мира, жизни, отношения человека к миру.
Главным предметом экзистенциализма является
бытие индивидуального человеческого
субъекта. Центральной проблемой экзистенциализма
– мир человеческой личности. Экзистенциализм
не просто «Восстанавливает» в правах
проблему бытия, возвращаясь тем самым
к мета физике (в отличие от позитивизма):
он трансформирует проблему бытия в проблему
смысла вопросов о бытие, то есть находит
возможность «Перенести центральные тяжести»
метафизичной проблематики с объекта
на субъекта - так как только субъект и
является «Генератором смыслов».
1.
Понятие и структура
мировоззрения. Исторические
типы мировоззрения:
миф, религия, философия.
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, ценностей, норм, стремлений и т.д.
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:
1) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет универсальную картину мира;
2)
ценностно-нормативный.
Ценность
– это свойство какого-то предмета,
явления удовлетворять
3)
эмоционально-волевой
4)
практический компонент.
На основе изложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения откладывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте.
Этот уровень мировоззрения часто называют жизненной философией. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др.
Жизненно-практический уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о деятельности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения.
Соотношение
жизненно-практического и
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.
Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мировоззрения в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.
Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Задача мифа состоит не в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации. 3
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. Близким мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, мирозданием). Однако в отличие от мифов религия не «смешивает» земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждут вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия,
религиозное отношение к миру
не оставались неизменными. На протяжении
истории человечества они, как и
другие образования культуры, развивались,
приобретали многообразные
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология.
Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
По
отношению к философскому мировоззрению
дофилософские
Взаимоотношение
философии и религии в истории
культуры не было однозначным. В Средние
века, когда духовная власть религии над
людьми была безраздельной, философии
отводилась лишь роль «служанки» богословия.
В XIX в. великий философ-идеалист Гегель,
будучи сам человеком умеренно-религиозных
взглядов, в иерархии форм духа религию
и философию отнес к самым его высшим формам,
но все же на вершину пирамиды поставил
философию, а религии «присудил» лишь
второе место. 4
2.
Предмет философии.
Исторические изменения
предмета философии.
В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.
Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.
Информация о работе Философия и наука. Специфика философского знания