Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 04:30, курсовая работа
Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания(хотя не только к ней), а внутри нее имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на оду какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………………………………………………..…5
2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии……11
3. Социальные функции философии…………………………………………...18
4. Философия и наука. Специфика философского знания……………………20
Заключение …………………………………………………………………..….
4.
Философия и наука.
Специфика философского
знания.
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период Средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV – ХVI вв. И достигает верхнего предела в ХVII – ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было накоплено и немало ошибок и заблуждений.
Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.
Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII – ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.
Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании развивается и обогащается философское видение мира. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.
Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и общество. Философия – продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы, безусловно, влияют на отбор материала из теоретического наследства, на философскую ориентировку, связанную с социальными ситуациями.
Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оценивать философские позиции как истинные или ложные в качестве зеркального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. Подобный подход к партийности, классовости философии, такое ее вульгарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее «наработки» могли бы и обогатить нас.
Сегодня
необходим свободный обмен
Это верно для всех сфер жизни: для анализа познавательных проблем, где исходное – изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности – обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.
Сегодня
особое значение приобретают исследования
всемирно-исторических противоречий –
человек и природа, природа и
общество, общество и личность, решение
собственно человеческих, гуманитарных
проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации,
с разрешением целого комплекса глобальных
проблем. Все это требует от каждого овладения
философией, философской компетентности,
мировоззренческой зрелости и культуры.
Заключение.
Философия
порой понимается как некое абстрактное
знание, предельно удаленное от реальностей
повседневной жизни. Нет ничего более
далекого от истины, чем такое суждение.
Напротив, именно в жизни берут начало
самые серьезные, самые глубокие проблемы
философии, именно здесь находится главное
поле ее интересов; все же остальное, вплоть
до самых отвлеченных понятий и категорий,
до самых хитромных мыслительных построений,-
в конечном счете не более чем средства
для уразумения жизненных реальностей
в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине
и противоречивости. При этом важно иметь
ввиду, что с точки зрения научной философии
уразуметь действительность вовсе не
значит просто примирится и во всем согласиться
с нею. Философия предполагает критическое
отношение к действительности, к тому,
что устаревает и отживает, и одновременно
- поиск в самой реальной действительности,
в ее противоречиях, а не в мышлении о ней,
возможностей, средств и направлений ее
изменения и развития. Преобразование
реальности, практика, и являются той сферой,
где только и могут получить разрешение
философские проблемы, где выявляется
действительность и мощь человеческого
мышления.
Список использованной литературы:
Информация о работе Философия и наука. Специфика философского знания