О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Князь хотел видеть в сыне наследника, поэтому он стремился дать ему то лучшее, что может выпасть на долю смертного: утонченную роскошь и классическое образование. И все же отец не смог уберечь сына от вида несчастного человека, пораженного неизлечимой болезнью; немощного старика; траурной процессии, сопровождавшей умершего. Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вновь вернуться к прежней благополучной, безмятежной жизни он уже не смог.

Принц вполне познал наслаждения, удовольствия и понял, что путь этот ведет в никуда. Он покинул дворец, жену, новорожденного сына и под именем Гаутама вступил в орден аскетов, полагающих, что единственным способом существования в мире, полном страданий, является самосовершенствование. Помочь миру стать лучше смогут лишь те, кто сам духовно сумел подняться. Индийские йоги представляли это себе как путь борьбы духа с плотью (путь умерщвления плоти), путь подчинения животного начала в человеке началу духовному.

Гаутама превзошел других аскетов в самоограничении: спал на ветвях, покрытых шипами, часами сидел на голой скале, не меняя позы, съедал один боб в день. В конце концов он так ослаб, что едва не умер. Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. Однако опыт того и другого был крайне необходим, ибо позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный ответ на вопрос «Как должен жить человек?», сформулированный в принципе «Среднего пути»: «Есть... два крайних пути, по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два пути? Тот, следуя которому, люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, он для обычных людей, неблагороден, бесполезен; а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Будда же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайностей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к Нирване».1

1 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, ее. 117 - 118.

22

Однажды Гаутама сидел под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние необыкновенной ясности сознания и «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным1. Через 7 дней Будда рассказал людям о том, что открылось ему. Эта первая проповедь состоялась в городе Бенаресе. Именно тогда Будда поведал о четырех благородных (арийских) истинах.

«А это... благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть -страдание, соединение с неприятным - страдание, разлука с приятным - страдание, неполучение чего-либо желаемого, короче говоря, пятиричная привязанность к существованию есть страдание.

А это... благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели».2

Наша жизнь пронизана страданием, которое само по себе второстепенно. Мы сами носим в себе причину своих страданий - неудержимую привязанность ко всему земному, материальному, телесному. Наши желания - это цепи, которые сковывают нас по рукам и ногам. Неудовлетворенное желание приносит страдание, но и достижение желаемого создает лишь видимость счастья. Путь постоянного удовлетворения своих Желаний также бесперспективен, пуст, как и путь жесткого самоограничения. Что же нам делать?

«А это... благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».3

Это самое трудное - уничтожение самой жажды удовольствий, жажды могущества, жажды обладания. Поэтому Будда продолжает:

«А это... благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная

1 Согласно древнеиндуистскому преданию, Гаутама, прежде чем стать Буддой - просветленным («пробужденным»), был 83 раза аскетом, 53 - царем, 24 - жрецом, 43 - богом деревьев, 5 - рабом, 1 - плясуном, 2 - лягушкой и 2 раза свиньей.

2 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, с. 118.

3 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, с. 118.

23

речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение».1

Восьмиричный путь - это буддистская программа личностного самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению - нирване. Буддисты считают, что об этом пути говорят все великие учителя, пророки и мудрецы. Движение по нему предполагает следующие шаги:

1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери «маршрута» Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.

2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.

3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово - отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я».

4). Правильное действие. Цель самосовершенствования -стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.

В буддизме существует свой нравственный кодекс, состоящий из Пяти заповедей-ориентиров. Первое правило призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению увечий и убийству других живых существ. Жизнь священна, поэтому не убивай!

Второе правило - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый.

Третье правило призывает к обузданию того, что Будда называет самым сильным из желаний: полового влечения. Половое влечение, как и аппетит в еде, естественно и нормально. Однако его преобладание в душе и в обществе неестественно и чудовищно. Так что буддийское правило заключается в целомудрии (никаких половых отношений вне брака).

Четвертое правило - избегать лжи. Буддист предан истине и для него ложь не имеет оправдания.

1 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, с. 118.

24

Последнее же правило заключается в воздержании от опьяняющих веществ, таких, как алкоголь и наркотики, поскольку они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически.

5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.

6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования требует постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.

«Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум.

Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».

7). Правильное внимание.

«То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».

Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Наши мысли не «скакуны», несущиеся в бешеном галопе. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.

8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом.

Таким образом, восьмиричный путь представляет собой три ступени духовного роста: первая - нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости».

В течение последующих 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. «Идеал Будды -больше чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. Будда -воплощенный нравственный идеал».1

1 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995, с. 62.

25

Буддизм. В VI в. до  н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын

правителя рода  Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29

лет (вскоре после того, как у него родился  сын), не удовлетворенный жизнью,

он покидает  семью  и  уходит в "бездомность". После многих лет  бесполезной

аскезы  он  достигает  пробуждения  ( бодхи ),  т. е.  постигает  правильный

жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии

он  был  назван Будда  (буквально:  Пробужденный)  \  Будда  -  буквально

"пробужденный",   иногда    неточно    переводиться   как    "просвещенный",

"просветленный"  \.  В течение жизни у него  было  много последователей.

Вскоре  возникает  многочисленная  община  монахов  и монахинь;  его  учение

приняли и  большое количество  людей,  ведущих светский образ жизни, которые

стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

     Буддийская  доктрина  долго существовала  лишь  в  устной  традиции,  а

канонические   тексты   были   записаны   через  несколько   столетий  после

возникновения  учения. Со временем буддийская традиция  окружила жизнь Будды

множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно

приобретала божественный характер.

     Не легко  реконструировать самую древнюю форму буддийского  учения, тем

не  менее  сейчас исследователи в  основном  пришли к  согласию относительно

основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

     Центром  учения  являются  четыре  благородные  истины,  которые  Будда

провозглашает  в самом начале своей  проповеднической деятельности. Согласно

им,  существование  человека  неразрывно  связано со  страданием.  Рождение,

болезнь, старость, смерть,  встреча с неприятным  и  расставание с приятным,

невозможность достичь  желаемого - это  все ведет  к страданию (1). Причиной

страдания является жажда (  тршна  ),  ведущая  через  радости  и страсти  к

перерождению, рождению вновь  (2). Устранение причин страдания заключается в

устранении этой  жажды (3). Путь, ведущий  к  устранению  страданий,- благой

восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное

решение,   правильная  речь,   правильная   жизнь,  правильное   стремление,

правильное  внимание  и правильное  сосредоточение.  Отвергается  как жизнь,

посвященная  чувственным  удовольствиям, так  и путь аскезы  и самоистязания

(4).

     Согласно  буддийской традиции,  эти  идеи составляли  содержание первой

проповеди Будды  в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью концепции,

скорее   напоминает   торжественное    провозглашение    основ   учения,   а

использованные термины весьма неопределенны.

     Буддийский  канон  четырех  благородных истин  подробно комментируется,

развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный

понятийный  аппарат.  В  частности,  говорится о факторах, которые  образуют

личность  индивида.  Всего   выделяется  пять  групп  этих  факторов.  Кроме

физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства, сознание

и  т.  д. Рассматриваются  и  влияния,  действующие на эти факторы в течение

жизни  индивида.  Особое внимание  уделяется  дальнейшему  уточнению понятия

"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются три

главных типа: жажда  чувственных наслаждений  (  кама  ), жажда воплощения (

бхава  ) и  жажда  самоуничтожения ( вибхава  ). Постепенно понятием "жажда"

замещается  понятие  рага  (желание,  стремление), а вся эта сторона  учения

приобретает  несколько  иное  содержание.  Кроме  того, возникает  еще  одна

концепция,  которая указывает в качестве причины страданий незнание ( авидья

) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,-  и

исходя  из этого  конструируется  сложная,  двенадцатичленная  верига причин

возникновения страдания.

     На   этой   основе   разрабатывается   содержание   отдельных  разделов

Информация о работе О специфике философского мировоззрения