Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Князь хотел видеть в сыне наследника, поэтому он стремился дать ему то лучшее, что может выпасть на долю смертного: утонченную роскошь и классическое образование. И все же отец не смог уберечь сына от вида несчастного человека, пораженного неизлечимой болезнью; немощного старика; траурной процессии, сопровождавшей умершего. Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вновь вернуться к прежней благополучной, безмятежной жизни он уже не смог.
Принц вполне познал наслаждения, удовольствия и понял, что путь этот ведет в никуда. Он покинул дворец, жену, новорожденного сына и под именем Гаутама вступил в орден аскетов, полагающих, что единственным способом существования в мире, полном страданий, является самосовершенствование. Помочь миру стать лучше смогут лишь те, кто сам духовно сумел подняться. Индийские йоги представляли это себе как путь борьбы духа с плотью (путь умерщвления плоти), путь подчинения животного начала в человеке началу духовному.
Гаутама превзошел других аскетов в самоограничении: спал на ветвях, покрытых шипами, часами сидел на голой скале, не меняя позы, съедал один боб в день. В конце концов он так ослаб, что едва не умер. Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. Однако опыт того и другого был крайне необходим, ибо позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный ответ на вопрос «Как должен жить человек?», сформулированный в принципе «Среднего пути»: «Есть... два крайних пути, по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два пути? Тот, следуя которому, люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, он для обычных людей, неблагороден, бесполезен; а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Будда же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайностей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к Нирване».1
1 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, ее. 117 - 118.
22
Однажды Гаутама сидел под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние необыкновенной ясности сознания и «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным1. Через 7 дней Будда рассказал людям о том, что открылось ему. Эта первая проповедь состоялась в городе Бенаресе. Именно тогда Будда поведал о четырех благородных (арийских) истинах.
«А это... благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть -страдание, соединение с неприятным - страдание, разлука с приятным - страдание, неполучение чего-либо желаемого, короче говоря, пятиричная привязанность к существованию есть страдание.
А это... благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели».2
Наша жизнь пронизана страданием, которое само по себе второстепенно. Мы сами носим в себе причину своих страданий - неудержимую привязанность ко всему земному, материальному, телесному. Наши желания - это цепи, которые сковывают нас по рукам и ногам. Неудовлетворенное желание приносит страдание, но и достижение желаемого создает лишь видимость счастья. Путь постоянного удовлетворения своих Желаний также бесперспективен, пуст, как и путь жесткого самоограничения. Что же нам делать?
«А это... благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».3
Это самое трудное - уничтожение самой жажды удовольствий, жажды могущества, жажды обладания. Поэтому Будда продолжает:
«А это... благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная
1 Согласно древнеиндуистскому преданию, Гаутама, прежде чем стать Буддой - просветленным («пробужденным»), был 83 раза аскетом, 53 - царем, 24 - жрецом, 43 - богом деревьев, 5 - рабом, 1 - плясуном, 2 - лягушкой и 2 раза свиньей.
2 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, с. 118.
3 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, с. 118.
23
речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение».1
Восьмиричный путь - это буддистская программа личностного самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению - нирване. Буддисты считают, что об этом пути говорят все великие учителя, пророки и мудрецы. Движение по нему предполагает следующие шаги:
1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери «маршрута» Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.
2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.
3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово - отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я».
4). Правильное действие. Цель самосовершенствования -стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.
В буддизме существует свой нравственный кодекс, состоящий из Пяти заповедей-ориентиров. Первое правило призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению увечий и убийству других живых существ. Жизнь священна, поэтому не убивай!
Второе правило - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый.
Третье правило призывает к обузданию того, что Будда называет самым сильным из желаний: полового влечения. Половое влечение, как и аппетит в еде, естественно и нормально. Однако его преобладание в душе и в обществе неестественно и чудовищно. Так что буддийское правило заключается в целомудрии (никаких половых отношений вне брака).
Четвертое правило - избегать лжи. Буддист предан истине и для него ложь не имеет оправдания.
1 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, с. 118.
24
Последнее же правило заключается в воздержании от опьяняющих веществ, таких, как алкоголь и наркотики, поскольку они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически.
5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.
6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования требует постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.
«Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум.
Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».
7). Правильное внимание.
«То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».
Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Наши мысли не «скакуны», несущиеся в бешеном галопе. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.
8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом.
Таким образом, восьмиричный путь представляет собой три ступени духовного роста: первая - нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости».
В течение последующих 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. «Идеал Будды -больше чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. Будда -воплощенный нравственный идеал».1
1 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995, с. 62.
25
Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,
основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын
правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29
лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью,
он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет бесполезной
аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е. постигает правильный
жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии
он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально
"пробужденный", иногда неточно переводиться как "просвещенный",
"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.
Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение
приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые
стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а
канонические тексты были записаны через несколько столетий после
возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды
множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно
приобретала божественный характер.
Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения, тем
не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно
основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.
Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда
провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно
им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение,
болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,
невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной
страдания является жажда ( тршна ), ведущая через радости и страсти к
перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в
устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой
восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное
решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление,
правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь,
посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания
(4).
Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержание первой
проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью концепции,
скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения, а
использованные термины весьма неопределенны.
Буддийский канон четырех благородных истин подробно комментируется,
развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный
понятийный аппарат. В частности, говорится о факторах, которые образуют
личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов. Кроме
физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства, сознание
и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в течение
жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению понятия
"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются три
главных типа: жажда чувственных наслаждений ( кама ), жажда воплощения (
бхава ) и жажда самоуничтожения ( вибхава ). Постепенно понятием "жажда"
замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона учения
приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще одна
концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание ( авидья
) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,- и
исходя из этого конструируется сложная, двенадцатичленная верига причин
возникновения страдания.
На этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов