Лекции по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:07, курс лекций

Краткое описание

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Оглавление

Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии………………………………...5
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления…………...5
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………………………………………11
4. Основные разделы и направления в философии…………………………………...12
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции
и особенности античной философии……………………….…………………………18
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………………………………………..19
Б) гуманистический период…………………………………………………..22
В) эллинистический период………………………………………………….29
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы Аквинского…………………………………………...34
Тема 4. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………35
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского…………………………………………………………..37
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………38
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………..39
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...45
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения……………………………………………………51
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..68
2. Философия западников и славянофилов..………………………………………….72
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………82
6. Русский космизм……………………………………………………………………..86
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………....90
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К. Маркс……………………………………………………………...93
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………………..101
4. Постпозитивизм……………………………………………………………………104
5. Прагматизм…………………………………………………………………………106
6. Экзистенциализм…………………………………………………………………...110
7. Психоанализ………………………………………………………………………...116
8. Феноменология……………………………………………………………………..121
Тема 9. Философская теория бытия (онтология)…………………………………….….122
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..126
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………...135
5. Диалектика и метафизика………………………………………………………….137
Тема 10. Философская антропология………………………………………………..……144
1. Проблема человека в истории философии……………………………………….144
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека………………………………………………………………...151
4. Смысл жизни……………………………………………………………………….154
Тема 11. Социальная философия…………………………………………………………..158
1. Общество как объект познания……………………………………………………159
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности……………………………………………………………...173
5. Структура и формы общественного сознания…………………………………...177
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………………...180
1. Понятие и содержание сознания………………………………………………….180
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...191
Тема 13. Философия науки…………………………………………………………………194
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….206
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и п

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ лекций по философии.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Философия интегрирует знания, производимые частными науками, анализирует противоречия и нестыковки между ними, тем самым, выполняя интеграционную (3) функцию. Например, философия сопоставляет друг с другом живые, неживые и социальные процессы, чтобы обнаружить всеобщие свойства окружающей действительности и подсказать ученым точные представления о том, что такое «жизнь», «смерть», «развитие». Конечно, ученый может ограничиться своими интуитивными представлениями, однако дилетантский подход к сложнейшим проблемам редко оказывается успешным.

Этическая (4) функция философии подчеркивает направленность философии на человека, его практическую деятельность. Заключается она в том, что философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний и поступков, формирует стратегические цели для человека.

Функция социальной критики (5) означает, что философия дает оценку всего сущего с точки зрения соответствия общественных явлений и процессов идеалу.

Из этой функции философии  вытекает конструктивная (6) функция – стремление сформулировать то, что в будущем должно придти на смену старому порядку в обществе.

И, наконец, философия  выполняет функцию социализации (7) человека, т.е. помогает ему освоить мир культуры, развить в нем способности к теоретическому мышлению, стать полноценной гармонично развитой личностью.

 

4. Основные  разделы и направления в философии

 

Различные формы ответа на основной вопрос философии, различные аспекты  его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. Проводимая классификация достаточно условна, каждая значительная философская концепция не вписывается целиком в определенную «графу».

По характеру решения  вопроса о первичном начале всего  сущего, о связи материи и духа «по происхождению» философские концепции разделяют на дуалистические и монистические.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – мировоззренческая позиция, согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равноправных начал (материю и дух), лежащих в его основе. Термин этот был введен немецким философом Х. Вольфом в XVIII в. Ярким примером философского дуализма может служить концепция Р. Декарта.

Монизм (от греч. monos – единственный) – учение, согласно которому все многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции (материи иди духа). Монизм противоположен дуализму. Как философское учение монизм можно разделить на два направления – идеализм и материализм.

Идеализм (от греч. idea – идея) – учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Г. Лейбницем в начале XVIII в. Идеализм имеет две основных разновидности. Первая – объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Шеллинг, Гегель и др.) считают идеальное существующим объективно, независимо и до человека. Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – учение, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена и существует вечно, а сознание – свойство материи. Этот термин также был введен Г. Лейбницем. Материализм имеет различные формы. Наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм (Демокрит). Существует так называемый «механистический» материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Вульгарный материализм сводит все мыслительные процессы к физиологической основе. Представители диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.), подчеркивая связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно, но возникающую на основе материи.

По методу познания выделяются два философских направления – метафизика и диалектика.

Метафизика (от греч. ta meta ta physika – букв. «то, что после физики») – учение о первоначалах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом; философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития. Происхождение термина «метафизика» традиционно связывается с именем Андроника Родосского (I в. до н.э.), систематизировавшего сочинения Аристотеля и расположившего его собственно философские сочинения после сочинений специально-научно направленности.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – учение о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления, о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. Этот термин впервые использовал Сократ для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним и марксисты стал рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики.

Структура философии. Существуют также и разделы философии, каждый из которых исследует собственную тематику. К основным разделам философии относятся следующие:

  • Онтология – учение о бытии, его формах и уровнях. К онтологическим вопросам относятся вопросы о бытии и небытии, о единстве и развитии бытия, о законах этого развития, о соотношении пространства, времени, движения, системности и других категорий бытия;
  • Гносеология – теория познания, изучающая процесс познания, его возможности, типы и методы познания, виды и истинность знания, истину и ее критерии;
  • Социальная философия исследует наиболее общие законы и ценности общества, историю развития человеческого социума, этики, эстетики, антропологии (учении о человеке). Важнейшие проблемы социальной философии – сущность общества, законы его развития, стадии, смысл и движущие силы истории;
  • История философии изучает исторические типы философии, характерные для разных исторических периодов.

Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности

 

Я ищу только истину.

Сократ

 

План:

 

  1. Философия Древней Индии и Древнего Китая
  2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции и особенности античной философии
  3. Основные этапы развития античной философии:

А) натуралистический период

Б) гуманистический период

В) эллинистический  период

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.
  2. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.
  3. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.1.
  4. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983.
  5. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М., 1997.
  6. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону,1994. Т. I.
  7. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.
  8. Горелов А.А. Философия. М., «Юрайт-Издат», 2003.
  9. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.
  10. История китайской философии. М., 1989.
  11. История философии в кратком изложении. М., 1991.
  12. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация «Логос», 1998.
  13. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1997.
  14. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.
  15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист. Филос. Очерки и портреты. М., 1991.
  16. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.
  17. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.
  18. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.
  19. Таранов В. Философия изнутри. 70 мудрецов, философов, мыслителей. М., 1996, Т.1.
  20. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

 

1. Философия  Древней Индии и Древнего Китая

 

Первые формы философского мышления стали появляться около 25оо лет назад в Индии, Китае, Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Философия шла на смену религиозно-мифологической картине мира и стремилась к рациональному осмыслению окружающей действительности и человека в ней.

Индийская философия – часть мировой философии, выражающая своеобразие национальной жизни, стиля мышления народов Индии. Главные особенности индийской философии – это: автохтонность (возникновение на собственной культурной почве); самобытность (отсутствие влияния иноземных идей); традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений); религиозность (большинство философских учений представляли собой развитие  религиозных вероучений); отношение к философии как к образу жизни; высокий общественный статус философии (философы были в основном брахманами, т.е. жрецами высшего сословия); принятие фактически всеми школами учения о карме и сансаре (бессмертии душ и их перерождении по законам воздаяния); этико-философская направленность учений.

Основные школы древнеиндийской  философии различают по их отношению к Ведам – первым священным книгам Индии, в которых содержатся представления о едином и многосоставном мировом порядке (Легенда о Буруши), целостной духовной субстанции – первоосновы Вселенной (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о карме. К первой группе относятся ортодоксальные школы, признающие традиции Вед: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Синтезом основных идей ортодоксальных школ является индуизм, играющий важное значение в духовной жизни Индии с н. IX века до наших дней. Во вторую группу входят неортодоксальные школы, не признающие себя последователями Вед: джайнизм, локаята, аджавика, буддизм, буддизм.

Джайнизм утверждает, что жизнь Вселенной делится  на бесконечное число циклов, каждый из которых состоит из периода  улучшения и периода упадка. Джайнизм требует выполнения строгих аскетических правил для того, чтобы, разрушив карму, остановить процесс перерождений. В основе этики джайнизма лежит принцип ненасилия.

Материалистическая школа  локаята признает бесполезность  всех религиозных ритуалов и моральных предписаний. Человек должен взять от жизни как можно больше и добиться в ней счастья: «Если необходимо для счастья – бери масло в долг и ешь».

Учение аджавики напоминает взгляды Парменида – мир вечен и неподвижен, всякое изменение и движение – иллюзии. В мире существует безличный принцип, который определяет все до мельчайших деталей, в т.ч. и жизнь каждого человека.

Главным же достижением  индийской религиозно-философской  мысли, безусловно, является буддизм. Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и  проповеднической деятельностью Будды – Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. Отец Сиддхартхи Шуддходана был раджей полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Его охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежности детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против самих основ мироздания, мятеж надысторического значения.

«И вот, –  рассказывал Будда, – покинул  я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время, когда к Сиддхартхе пришло «просветление», ему шел тридцатый год. Учение Будды составило канонический свод буддизма – Трипитаку. Это слово обозначает на языке пали «три сосуда» (точнее три корзины).

В буддизме существуют несколько направлений: махаяна – «широкая колесница» (проповедует деятельный гуманизм) и хинаяна – «узкая колесница» (проповедует аскетический образ жизни).

Вселенная в  буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Мир непостоянен: в нем нет ничего устойчивого. Все преходяще и все есть становление.

В буддийских текстах  указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу. Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. В соответствии с учением о драхмах «поток сознательной жизни» индивидуума, в конечном счете, является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.

Информация о работе Лекции по "Основам философии"