Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:07, курс лекций
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.
Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии………………………………...5
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления…………...5
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………………………………………11
4. Основные разделы и направления в философии…………………………………...12
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции
и особенности античной философии……………………….…………………………18
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………………………………………..19
Б) гуманистический период…………………………………………………..22
В) эллинистический период………………………………………………….29
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы Аквинского…………………………………………...34
Тема 4. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………35
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского…………………………………………………………..37
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………38
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………..39
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...45
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения……………………………………………………51
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..68
2. Философия западников и славянофилов..………………………………………….72
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………82
6. Русский космизм……………………………………………………………………..86
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………....90
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К. Маркс……………………………………………………………...93
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………………..101
4. Постпозитивизм……………………………………………………………………104
5. Прагматизм…………………………………………………………………………106
6. Экзистенциализм…………………………………………………………………...110
7. Психоанализ………………………………………………………………………...116
8. Феноменология……………………………………………………………………..121
Тема 9. Философская теория бытия (онтология)…………………………………….….122
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..126
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………...135
5. Диалектика и метафизика………………………………………………………….137
Тема 10. Философская антропология………………………………………………..……144
1. Проблема человека в истории философии……………………………………….144
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека………………………………………………………………...151
4. Смысл жизни……………………………………………………………………….154
Тема 11. Социальная философия…………………………………………………………..158
1. Общество как объект познания……………………………………………………159
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности……………………………………………………………...173
5. Структура и формы общественного сознания…………………………………...177
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………………...180
1. Понятие и содержание сознания………………………………………………….180
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...191
Тема 13. Философия науки…………………………………………………………………194
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….206
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и п
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
В Г. СМОЛЕНСКЕ
(ФИЛИАЛ ГОУВПО «МГУС» В Г. СМОЛЕНСКЕ)
Кафедра общественных наук
УТВЕРЖДАЮ:
Зам директора по учебно-
методической работе
Тараканов В.Н.
«_______»________________200 г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»
специальность 100101 «Сервис»: специализации «Автосервис» (ПФО и СФО), «Сервис электронных систем безопасности»;
специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»: специализация «Туризм»;
специальность 1080105 «Финансы и кредит»: специализация «Налоги и налогообложение».
Смоленск 2007 г.
Конспект лекций составлен на основании рабочей программы дисциплины «Философия»
Конспект лекций рассмотрен и утвержден на заседании кафедры общественных наук
Протокол №___ «___»_____
Зав. кафедрой А.В. Радионова
Конспект лекций одобрен Научно-методическим советом
Филиала ГОУВПО «МГУС» в г. Смоленске
Протокол №___ «___»_______200_г.
Председатель НМС ГОУВПО «МГУС» В.Н. Тараканов
Конспект лекций разработал:
Володин Д.А., кандидат философских наук,
доцент кафедры общественных наук,
Согласовано:
Начальник Учебного отдела И.С. Шустова
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет, основной вопрос и
система философии……………………………….
1. Философия и мировоззрение.
Особенности философского мышле
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………
4. Основные разделы и
направления в философии…………………
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета
и особенности античной философии……………………….…………………………
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………
Б) гуманистический период……………………
В) эллинистический период……………………
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы
Аквинского…………………………………………...
Тема 4. Философия эпохи
Возрождения…………………………………………………
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского……………………………………………………
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона,
Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения…………………………………………………
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..
2. Философия западников и славянофилов..…………………………………………
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………
6. Русский космизм……………………………………………………………
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………..
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К.
Маркс……………………………………………………………..
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………
4. Постпозитивизм…………………………………………
5. Прагматизм……………………………………………………
6. Экзистенциализм………………………………………
7. Психоанализ…………………………………………………
8. Феноменология……………………………………………
Тема 9. Философская теория
бытия (онтология)…………………………………….….
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………..
5. Диалектика и метафизика……………………………………………………
Тема 10. Философская антропология………………
1. Проблема человека
в истории философии……………………………
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека…………………………………………………………
4. Смысл жизни…………………………………………………………………
Тема 11. Социальная философия………………………………………………………
1. Общество как объект
познания……………………………………………………
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности…………………………………………………………
5. Структура и формы
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………
1. Понятие и содержание
сознания………………………………………………….
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...
Тема 13. Философия науки………………………………………
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и природы.
Глобальные проблемы современности……………………………………………
1. Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества………………………209
2. Исторические типы взаимодействия общества и природы……………………..211
3. Глобальные проблемы современности………………………………………….
Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии
Я всегда верил в освобождающий характер философского познания. Философия была всегда для меня борьбой с конечностью во имя бесконечности. Я стал философом, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной жизни, ее уродства.
Н.А. Бердяев
План:
Рекомендуемая литература:
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления
Постижение философии – это прямой, хотя и трудный путь к образованности и культурности человека. Философия обобщает, систематизирует сложившиеся знания об окружающем мире. Это знание, прежде всего, о человеке, его сущности и уникальном месте в мире, смысле жизни.
Термин «философия» введен Пифагором. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – это форма общественного сознания, система идей, направленная на поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Х. Ортега-и-Гассет говорил: «Философия – это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума обосновать свое собственное существование».
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.
Миф – это эмоционально окрашенные, вневременные, архетипически структуированные представления человека о мироустройстве. Это форма не только мысли, но и жизни. Миф постоянно смешивается с обыденным опытом. Функция мифа состоит в том, чтобы не объяснять, а подтверждать, не удовлетворять любопытство, а придавать уверенность и силу представлениям человека, связывая между собой смыслы происходящих событий.
Религия своим основным признаком имеет веру в священную сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает еще в себя признание безусловной ценности его для человека. В основе религии лежит догма о сотворенности мира и человека Богом. Религия является важным фактором интеграции и стабилизации общества, она есть один из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности.
Наука – это совокупность достоверных (объективных) знаний человека о мире и самом себе. Критериями научного знания является систематизированность, доказательность, опытная проверяемость, непротиворечивость. Наука была всегда опорой и союзницей философии.
Определяя философию как особую форму мировоззрения, необходимо подчеркнуть наличие в ней органического соединения двух начал – научного и духовного. В истории философии проблема их взаимосвязи, а, следовательно, и предметного содержания, издавна представлена такими подходами, как сциентизм и антисциентизм. Основной предмет полемики: возможно ли философию рассматривать как разновидность научного познания мира?