Лекции по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:07, курс лекций

Краткое описание

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Оглавление

Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии………………………………...5
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления…………...5
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………………………………………11
4. Основные разделы и направления в философии…………………………………...12
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции
и особенности античной философии……………………….…………………………18
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………………………………………..19
Б) гуманистический период…………………………………………………..22
В) эллинистический период………………………………………………….29
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы Аквинского…………………………………………...34
Тема 4. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………35
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского…………………………………………………………..37
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………38
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………..39
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...45
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения……………………………………………………51
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..68
2. Философия западников и славянофилов..………………………………………….72
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………82
6. Русский космизм……………………………………………………………………..86
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………....90
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К. Маркс……………………………………………………………...93
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………………..101
4. Постпозитивизм……………………………………………………………………104
5. Прагматизм…………………………………………………………………………106
6. Экзистенциализм…………………………………………………………………...110
7. Психоанализ………………………………………………………………………...116
8. Феноменология……………………………………………………………………..121
Тема 9. Философская теория бытия (онтология)…………………………………….….122
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..126
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………...135
5. Диалектика и метафизика………………………………………………………….137
Тема 10. Философская антропология………………………………………………..……144
1. Проблема человека в истории философии……………………………………….144
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека………………………………………………………………...151
4. Смысл жизни……………………………………………………………………….154
Тема 11. Социальная философия…………………………………………………………..158
1. Общество как объект познания……………………………………………………159
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности……………………………………………………………...173
5. Структура и формы общественного сознания…………………………………...177
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………………...180
1. Понятие и содержание сознания………………………………………………….180
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...191
Тема 13. Философия науки…………………………………………………………………194
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….206
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и п

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ лекций по философии.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

 Эмпедокл (V в. до н.э.) полагал, что в основе мира лежат четыре элемента: огонь, вода, воздух и земля. Эти элементы подвижны и взаимодействуют под влиянием двух сил. Первая сила – сила любви, гармонии, соединяющая и примиряющая все в мире. Другая сила – Вражда, Ненависть, разъединяющая вещи. В мире происходит вечное возвращение, ритмическое повторение фаз Любви и Вражды. Все вещи также представляют собой соотношение четырех элементов в определенных пропорциях. Вещи возникают благодаря «природе и случаю», а не сознательному замыслу.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) стал известен всему миру благодаря атомистической концепции бытия, в которой предположил существование двух начал: атомов («бытие») и пустоты («не-бытие»). Понятие «атом» нуждается в уточнении. С одной стороны, это идеальное построение, т.к. реальный атом не наблюдаем посредством органов чувств (его нельзя видеть, слышать, осязать). С другой стороны, Демокрит предположил, что атом – это мельчайшее физическое тельце, неделимое и находящееся в беспрестанном движении. Атом бескачествен, т.к. имеет только форму и вес. Многообразные физические формы состоят из конфигураций сцепленных атомов, которых существует бесконечное количество.

Человек также является сцеплением атомов, а душа его состоит из мелких огненных атомов. Душа смертна и уничтожается вместе с телом. Боги также состоят из огненных атомов, и потому не являются вечными и не обладают властью над миром.

Демокрит строит систему  мирового космоса, образованного в результате атомных вихрей. Атомы беспорядочно двигаются в безграничной пустоте, притягиваясь друг к другу. Наиболее тяжелые атомы занимают центр сферы, образуя земную твердь, мелкие и легкие образуют воздух и воду.

Заслуги Демокрита перед человечеством огромны. Его атомистическая гипотеза оказалась глубочайшим интуитивным прозрением. Он первый предположил причинно-следственное обоснование единой картины мира: материальная субстанция порождает мир, неся в себе самой источник движения; душа, бог, человек – всего лишь ее производные результаты. Мир един, будучи одновременно конечным (атомы) и бесконечным (вещи, отношения), движущимся и покоящимся, чувственным (многообразным) и умопостигаемым (единым).

Давая оценку философским  взглядам Демокрита, русский исследователь Ф.Лосев справедливо отмечает, что в данном случае нельзя говорить о завершенной системе материализма. Хотя примат объективного мира очевиден, но отсутствует четкое противопоставление духа и природы, не выработано философское понимание материи. Гипотеза Демокрита несет отпечаток мифологического, идеалистического подхода; например, понятие «атом» почти ничем не отличается от понятия «Бог» за исключением того, что по утверждению автора атомы являются веществом. Другие же качества совпадают – объективность существования, бескачественность, абсолютность, неизменность, субстанциональность. Не до конца ясно и в отношении т.н. «атомов души», которые возможно мыслятся им как одушевленные тельца. Таким образом, учение Демокрита представляет собой смешение различных типов мышления: естественнонаучного, мифологического, религиозного.

Подводя итог греческой  натурфилософии подчеркнем, что 1) переплетение мифологических и стихийно научных представлений решалось в рамках гилозоизма («тот, кто считает, что вся материя живая»), другими словами – природа одушевлялась; 2) изучение природы не рассматривалось как самоцель, но было необходимо для правильной организации поведения человека; 3) возникает плодотворная мысль о том, что существует некая вечная основа мира, неизменный закон (Логос, как говорится у Гераклита), организующий изменчивый мир, и он может быть понят только разумом. Неизменная основа должна породить многое, оставаясь при этом единой и неизменной; различные качества возникают из одного. 4) Это предматериалистическая линия (за исключением, философов элейской школы), направленная на осмысление физического природного бытия как единственно реального. Основание истины нужно искать в мире, открытом человеческому опыту, а не в какой-то реальности, принадлежащей другому миру и не доступной обычному восприятию.

 

Б) Гуманистический  период

 

Изменение предмета философии  с Космоса и природы на проблему человека и его жизни в обществе было связано с внутренней динамикой развития философии и политическими обстоятельствами (политической борьбой внутри полисов). Несовместимые друг с другом философские утверждения о субстанции, об изменяемости и т.д. были получены с помощью мышления, следовательно, необходимо было разобраться в человеческом мышлении. Так произошел гуманистический переворот в античной философии, связанный с жизнью и деятельностью Сократа, сократических школ («сократиков»), софистов, Платона и Аристотеля.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) рассматривается как родоначальник антропологически ориентированной философии. Сам он ничего не писал, и его учение нам известно только благодаря трудам Платона и Аристотеля. Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

Сократ бродил по Афинам и всюду  – на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком – вел «беседы» с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.

Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести человека к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим путем можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, – необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали.

Разработка идеалистической  морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. «Сократический» метод, имевший своей задачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики». Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. «Сократический» метод – это, прежде всего, метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская ирония. Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины. Поэтому продолжением и дополнением иронии служила «майевтика» – «повивальное искусство» Сократа (намек на профессию его матери). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали. Основная задача «сократического» метода – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. 

Истина и нравственность для Сократа – понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. умеренность (знание, как обуздывать страсти); 2. храбрость (знание, как преодолеть опасности); 3. справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.

Идеи Сократа развивали  сократические школы, основанные учениками  Сократа в начале IV в. до н.э.

Киническая  школа основана Антисфеном. Другой яркий философ-киник – Диоген Синопский. В отличие от Сократа киники пришли к выводу, что общее не существует ни в вещах, ни в человеческих поступках. Киники выявили новую сторону нравственности. Подлинным благом человека они считали воздержание от наслаждений и нечувствительность к страданию. Если Сократ связывал нравственность с разумом, то киники – со способностью отдельного человека отстаивать свои принципы, с умением противопоставить себя общему, толпе. Они призывали к уникальности поступка. До нас дошло много рассказов о Диогене, который просил подаяние у статуй, жил в бочке, искал с фонарем днем человека, считал себя гражданином мира и умер по преданию в 90 лет, задержав дыхание.

Представители Киренской школы (Аристипп, Антипатр, Гегесий) помимо сократовских идей испытывали влияние софистов и восточной мудрости. Подлинной реальностью обладают лишь одиночные ощущения – единственный источник знания и счастья. Киренаики сторонники эвдемонизма, учения, видящего смысл жизни в счастье. Счастье понимается ими как мгновенное наслаждение, поэтому киренаиков можно назвать также сторонниками гедонизма – этической системы, которая в качестве смысла жизни утверждает достижение наслаждения и необходимость избегать страдания. Поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше по Гегесию покончить счеты с жизнью. Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость самообладания как условия счастья.

Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считали, что истинно существует только общее. Разум, добро, Бог – одно. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.

Сократ создавал свое учение в борьбе с философией софистов, к которым относятся Протагор, Гиппий, Горгий, Антифонт. Софисты – это «учителя мудрости», учителя риторики, появившиеся в греческих городах в период возникновения выборных учреждений. Самым известным из них был Протагор, которому приписывается высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Софисты считали, что в мире нет абсолютных, неизменных качеств. Все в мире взаимосвязано, каждая вещь содержит в себе противоположные начала. Поэтому о каждой вещи можно высказать два противоположных мнения; истина и ложь, добро и зло относительны. Горгий обосновывал отсутствие связи между нашими знаниями и миром, он утверждал, что нет связи между бытием, мышлением и словом. Слово не может выразить истину. Человек свободен, автономен по отношению к космосу. Софисты также выдвинули идеи космополитизма и равенства всех людей.

Таким образом, софисты  впервые обратились к человеческой субъективности, к человеку в его ограниченности. Они поколебали сами основы жизни древнего грека, способствовали развитию логики, показали необходимость критически-рефлексивного отношения к себе и другому человеку, к явлениям общественной жизни.

Великий ученик Сократа Платон (настоящее имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) создал первое развитое учение античного идеализма.

Особое место в учении Платона занимает концепция бытия, представленная трехчленной структурой. Высшее бытие (единое, всеобщее) – идея. Признаки идеального бытия: бестелесность, вечность, неизменность, объективность существования. Примерами таких идей являются: «лошадность», «тележность», «человечность». Например, телега состоит из сотни частей. Идея (смысл) телеги не состоит ни из этой сотни частей, ни из меньшего количества. Идея телеги неделима и может быть определена лишь указанием на ее принадлежность к средствам передвижения. Телеги можно уничтожить. Идея неуничтожима. Сам человек не может ее создать. Идеи – как бы божественные мысли. Их число ограничено. Высшей идеей является Благо. Создатель мира идей – Демиург, Ум-устроитель, который устраивает все наилучшим образом. Это не Бог как таковой, но высшее Благо, Красота и Справедливость. Идеальный мир – мир бессмертия. Здесь помимо идей обитают души.

Средняя структура – мир многообразных  вещей, чувственных тел. Это мир  становления, так как вещь становится тем, что есть ее идея. Вещь всегда является несовершенным образцом идеи, ее тенью. Вещи находятся в беспрерывном изменении – погибая, разрушаясь и вновь возникая. В этом же мире обитают люди, в физические оболочки которых вселяются бессмертные души.

Низшая структура – первоматерия, причинный материал, из чего делаются вещи. Бесформенная глина или тесто. Это возможность, потенция, которая может стать действительностью с помощью вселения идей.

Три уровня бытия являются взаимосвязанными. Демиург испускает идеи, которые  затем переселяются в души людей, воплощаются в вещи и предметы, одушевляют Природу. Платон был убежден, что за внешним беспорядком и случайностью вещественного мира стоит более глубокий, вневременной ряд абсолютов. Данные формы первичны, а мир чувственно воспринимаемых вещей зависим и напрямую производен от них.

В творчестве Платона важное место  занимает учение о душе. Тело – лишь временное пристанище души. Душа человека состоит из трех частей. Ее разумная часть создается самим Демиургом, она бессмертна и помещается в голове. Аффективная (гневная) часть помещается в груди. Вожделеющая часть помещается в животе и толкает человека к любви, заставляет его испытывать голод и жажду. Количество душ ограничено, и прежде чем они попадают на землю, они пребывают в чистом бытии идей. Познание и праведная жизнь открывают путь к освобождению бессмертной части души человека и возвращению ее на небо.

Информация о работе Лекции по "Основам философии"