Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:07, курс лекций
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.
Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии………………………………...5
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления…………...5
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………………………………………11
4. Основные разделы и направления в философии…………………………………...12
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции
и особенности античной философии……………………….…………………………18
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………………………………………..19
Б) гуманистический период…………………………………………………..22
В) эллинистический период………………………………………………….29
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы Аквинского…………………………………………...34
Тема 4. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………35
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского…………………………………………………………..37
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………38
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………..39
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...45
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения……………………………………………………51
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..68
2. Философия западников и славянофилов..………………………………………….72
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………82
6. Русский космизм……………………………………………………………………..86
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………....90
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К. Маркс……………………………………………………………...93
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………………..101
4. Постпозитивизм……………………………………………………………………104
5. Прагматизм…………………………………………………………………………106
6. Экзистенциализм…………………………………………………………………...110
7. Психоанализ………………………………………………………………………...116
8. Феноменология……………………………………………………………………..121
Тема 9. Философская теория бытия (онтология)…………………………………….….122
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..126
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………...135
5. Диалектика и метафизика………………………………………………………….137
Тема 10. Философская антропология………………………………………………..……144
1. Проблема человека в истории философии……………………………………….144
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека………………………………………………………………...151
4. Смысл жизни……………………………………………………………………….154
Тема 11. Социальная философия…………………………………………………………..158
1. Общество как объект познания……………………………………………………159
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности……………………………………………………………...173
5. Структура и формы общественного сознания…………………………………...177
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………………...180
1. Понятие и содержание сознания………………………………………………….180
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...191
Тема 13. Философия науки…………………………………………………………………194
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….206
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и п
Платоном была создана концепция познания как припоминания душой своих небесных путешествий. Познание человека проходит путь от мнения (чувств, образов), к истинным вещам, затем к идеям. Это любовное прозрение совершенства в несовершенном. Платоном был сделан шаг к формированию понятийного, абстрактного мышления, суть которого заключается в следующем: чтобы объяснить явление, необходимо найти его идею – то постоянное, устойчивое, неповторимое, что не дано чувственному восприятию.
Учение о душе переплетается
у Платона с учением о
Но возможно иное государственное устройство, основанное на идее справедливости и подчиненное высшей идее блага. Платон создал образ идеального государства, которое современный английский философ К. Поппер назвал «первой коммунистической утопией». Те, у кого преобладает разумная часть души должны быть управленцами; те, у кого преобладает аффективная часть души – воинами; ту, у кого доминирует вожделеющее начало – торговцами, ремесленниками, скотоводами. Для управленцев-философов и воинов необходимы: ликвидация частной собственности, отсутствие устойчивых браков, общественное воспитание детей. Тогда ничто не будет отвлекать их от служения общему благу.
Учение Платона о добродетелях отличается от современных представлений о нравственности. Делание каждым в обществе своего дела и есть его добродетель. В благом государстве присутствуют четыре доблести: мудрость у философов, мужество у воинов, благоразумие у работников, справедливость – стремление к тому, чтобы каждый делал свое дело. Таким образом, добродетели не носят всеобщий характер. Нет необходимости, чтобы все в обществе были, например, мудрыми.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – греческий философ-энциклопедист, ученик Платона, о котором он сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». В рамках древнегреческой философии Аристотель занимает особое место – между идеалистической (Парменид, Платон) и стихийно материалистической (Демокрит) линиями. Аристотель представляет более реалистическую позицию, чем Платон, однако не доходит и до материализма.
Философская система Аристотеля состоит из следующих разделов: учение о первопричинах, учение о душе и человеке, учение о государстве, учение о формах познания мира (формальная логика).
Вспомним, что главный постулат Платона – это наличие двух миров (идеального и материального), приоритет идеального над материальным. Аристотель, в отличие от Платона, свое внимание обращает на познание вещественного, физического мира, признавая за ним единственность и объективность существования. Физическое бытие, по мнению Аристотеля, состоит из первичных субстанций. Например, «высокая белая лошадь». Первичная реальность (субстанция) – данная лошадь. Она материальна и индивидуальна. Ее качество – белая, количество – высокая, отношение – быстроногая. Это соподчиненные способы бытия данной лошади. Они не могут существовать независимо от конкретной лошади, и проявляются в ней. Таким образом, индивидуальная субстанция обладает только ей присущими свойствами места, времени, количества, качества, отношения. Это ее акциденции (свойства).
Далее, Аристотель переходит к исследованию первопричин бытия вещей. Таких он выделяет четыре. 1. Исходная материя – то, из чего вещь состоит (субстрат или материал; например, древесина, бронза). 2. Форма – сущность и структура вещи; то, что она есть. Например, мраморная статуя, медный шар. Это умопостигаемая структура (подобие платоновской идеи), делающая вещь тем, чем она стала, какую форму приняла. Форма и ее материальное воплощение нераздельны, однако первая представляет собой активное начало и выступает как действительность, вторая же – пассивное начало, возможность. Форма вещи находится в самой вещи как ее внутренняя природа, которая выводит ее из возможности (потенции) в определенное актуальное состояние (актуальность). В отличие от Платона Аристотель считает, что идея и ее материальное воплощение существуют нераздельно. 3. Движение, рост, перемещение. Примером могут служить действия скульптора, который придает мрамору форму статуи. 4. Цель движения – почему, для чего данная вещь возникла и существует. Например, скульптор, должен иметь представление о том, с какой целью он создает данную скульптуру.
Человек в философии Аристотеля есть материальное существо, часть природы. В нем имеется субстрат – тело и форма – душа. Тело и душа – две существенные, внутренне необходимые причины единого природного существа, которым является человек. Душа состоит из трех частей: 1. растительная, которая позволяет человеку питаться, размножаться, расти и отвечает за соответствующие органы тела; 2. животная – способность к ощущениям и передвижениям; 3. разум, отличающий человека от животного – абстрактное мышление, разумный выбор, воля.
Аристотель был уверен в величайших способностях человеческого разума. Он утверждал, что знание природного мира вначале исходит от восприятия конкретных вещей. Далее разум человека производит сравнения опытных наблюдений, производит вычисления, делает выводы. В дальнейшем западное мышление активно использует аристотелевский инструментарий анализа окружающего мира: дедукция, индукция, силлогизм, причина, цель, субстанция и ее свойства (предикаты), существенное и случайное, актуальность и потенциальность, всеобщее и частное.
Аристотель создал законченное учение о правилах мышления – формальную логику, он считается «отцом» логики. Он считал, что существуют умозаключения, созданные на основе прямых наблюдений (например, «хорошая погода», «огонь жжет»). Но есть знания, для получения которых недостаточно наблюдений. Их нужно извлекать из других знаний с помощью специальных методов. Как? Есть общие стандарты правильного рассуждения – силлогизмы (умозаключения). Это формула, лежащая в основе каждого умозаключения, например, «Все люди – смертны. Сократ – человек. Следовательно, он тоже смертен».
Итак, оценивая данную часть учения Аристотеля, мы видим, что он выступает от имени реалиста, для которого существует только изменчивое бытие индивидуальных субстанций и их отношений. Пытливый разум Аристотеля обращен к изучению этого мира в его многообразии и целостности.
Аристотель как идеалист утверждает, что «ничто движущееся не может двигать само себя. Всякое подвижное бытие нуждается в некой внешней действующей причине, которая объясняет его происхождение и дальнейшее существование». Чтобы объяснить вечное движение физической Вселенной, он вводит понятие «чистая энергия – перводвигатель». Поскольку изменение является актуализацией потенции, перводвигатель должен быть неизменным, вечным и лишенным материи, которая есть своего рода потенция. Такое нематериальное бытие должно быть умом, созерцающим собственное совершенство и не зависящим от посторонних предметов. Не стремясь ни к какой цели вне самого себя, оно поддерживает вечную деятельность внутри себя и потому способно служить высшей целью, к которой стремятся все несовершенные существа. Это полностью деятельное и совершенное бытие. Несовершенные предметы мира обладают реальным существованием лишь в той мере, в какой они, каждый в соответствии со своей ограниченностью, причастны этому совершенству.
Аристотель сохранил платоновское представление о возможности интуитивного познания Космоса. Способен ли человек познать высшую истину? Да. Благодаря тому, что он наделен божественным принципом интуитивного знания – Нусом. Чувственный опыт может давать ошибки. Интуитивный разум дан человеку извне, и потому он не ошибается. Человек отличается от животного наличием божественного рассудка, благодаря которому он постигает формы вещей без их материи, умственно соединяется с ними, отражает природу всех вещей. Эта способность разума не только позволяет приобрести теоретическое понимание вещей, но и влияет на человеческие стремления, позволяя ему совершенствовать свою природу через деятельность.
Данная часть философии, созданная Аристотелем, называется телеология. Согласно ей считается, что природа устроена разумно, гармонично и симметрично. Мир обладает изначальной смысловой наполненностью и потому ведет себя как разумное существо. Природа одухотворена и одушевлена. Аристотель был первым западным философом, создавшим телеологическую философию. В дальнейшим примеры подобного подхода встречаются у Н. Кузанского (XV в.), Б. Спинозы (XVII в.), Г. Лейбница (XVIII в.), М. Планка (XIX в.), Т. Шардена (ХХ в.). Здесь поднимается очень серьезная и актуальная проблема взаимоотношений религии и философии, возможности их положительного синтеза.
Аристотель утверждает,
что предметом его этики
Благо человека совпадает с общественным благом. Государство есть вид общения между людьми ради благой жизни, и человек не может существовать вне государства, он существо политическое, общественное. Прав гражданства не должны иметь рабы и другие низшие классы, так как они думают только о собственной пользе. Формы государственного правления Аристотель делит на «правильные» и «неправильные»: в правильных (монархия, аристократия, полития (власть большинства – среднего класса)) власть руководствуется общественной пользой, в неправильных (тирания, олигархия, демократия (власть бедных)) – личной выгодой.
В) Эллинистический период
С IV в. до н.э. начинает складываться эллинистическая философия. Завоевания Александра Македонского приводят в утрате греческими государствами политической самостоятельности. Однако духовное лидерство греческой культуры сохраняется. К эллинистической философии относят эпикуреизм, скпетицизм, стоицизм и неоплатонизм.
Эпикуреизм как философская школа существовал с IV в. до н.э. по IV в. н.э. Ее представителями были Эпикур и Тит Лукреций Кар. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) основал «сад Эпикура», замкнутое содружество, главной идеей которого было признание высшим благом удовольствия. Счастье для Эпикура – это служение себе, самодостаточность индивида. Вершина счастья – безмятежный покой, который достижим с помощью разума. Стремится надо только к естественным и необходимым удовольствиям (утоление голода, жажды, спасение от холода и непогоды). Такие ограниченные удовольствия избавляют человека от многих ненужных волнений. Философия помогает человеку избавиться от страха смерти. Пока ты жив, смерти нет, когда же ты мертв, она для тебя также не существует. Поэтому смерть – ничто. Эпикурейцы продолжали придерживаться идей атомизма – все состоит из атомов, душа также материальна.
Скептицизм (от греч. исследующий) основан Пирроном (IV в. до н.э.). Невозмутимость, покой, безмятежность – также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, это его тяга к знанию. Познание – разрушительная сила. Надо просто отдаться жизни, отказаться от философии, «следовать жизни без мнения». Скептики были агностиками (агностицизм – учение, отрицающее возможность человека познать истину). Они утверждали, что мы знаем предметы, какими они нам кажутся, а не какие они на самом деле.
Стоицизм (название связано с афинским портиком), как и скептицизм, просуществовал с IV в. до н.э. по III в. н.э. Он выступил противником эпикуреизма, критикуя его за отождествление блага и удовольствия и за сведения мира и человека к набору атомов. В течении стоицизма принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон – основатель стоицизма, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Посидоний, Панэций), Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Бог, согласно стоикам, не отделен от мира, он наполняет мир. Мир – это единый организм, части его не ведают единого плана строения, Бог для них выступает как судьба. Человек должен во всем следовать природе – отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Добродетель для стоиков заключалась в мужестве, благоразумии, умеренности, справедливости. Идеал стоиков – человек, мужественно подчиняющийся судьбе (фатализм), человек, способный укрощать страсти и вожделения. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же тащит судьба.
Философия неоплатонизма (Плотин, Прокл, Порфирий, Ямвлих) существовала в III – VI вв. н.э. и представляла собой синтез учения Платона с идеями других философских школ этого периода. Неоплатонисты считали абсолютным недоступным разуму первоначалом бытия Единое, являющееся Сверх-Бытием, Сверх-мыслью. Вторая ипостась Единого – Ум, само себя мыслящее мышление. Третья ипостась Единого – Душа. Это учение о триединстве оказало влияние на формирование некоторых догматов христианства. Постичь Единое можно, только встав на путь апофатизма – абсолютной отрицательности, осознания невозможности приписать Единому какие-то конкретные свойства, путем мистического экстаза, исхождения из тела. Единое можно представить в виде источника света, излучения, истечения которого («эманация») и есть путь творения разнообразных сфер бытия. Убывание света – нарастание тьмы и хаоса. Материя – это угасание света, это недостаток добра, тепла. Душа человека также имеет две стороны, также стремится к свету и может упасть во мрак. Душа нематериальна и является источником изменений.
Тема 3. Философия средних веков
Верую, чтобы понимать.
Августин
План:
Рекомендуемая литература: