Экзистенциональные характеристики личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать формирование личностных характеристик под влиянием философии экзистенциализма.
Задачи:
1. Изучить отношение экзистенциализма к существованию человека в мире.
2. Рассмотреть экзистенциальное понимание свободы личности.
3. Сравнить понятия свободы и ответственности в экзистенциальном аспекте.
4. Проанализировать отношение учения экзистенциализма о смысле жизни человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Экзистенциализм о существовании человека в мире.
2. Экзистенциальное понимание свободы.
3. Современное состояние вопроса свободы и ответственности.
4. Экзистенциализм о смысле жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 68.13 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт  управленческих кадров

Кафедра философских наук 
 
 
 
 
 

Специальность: 1-260103 «Государственное управление и экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Экзистенциональные характеристики личности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент 2 курса, группа ГУЭЗ-101

Орелов Р.Н.

Руководитель

Старший преподаватель

Юдин В.В. 
 
 
 
 
 

Могилев, 2011 

План 

       ВВЕДЕНИЕ

  1. Экзистенциализм о существовании человека в мире.
  2. Экзистенциальное понимание свободы.
  3. Современное состояние вопроса свободы и ответственности.
  4. Экзистенциализм о смысле жизни человека.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Список используемой литературы 

 

Введение 

       Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование), – философское направление, идеи которого получили широкое распространение  во многих европейских странах, а  также в США. Экзистенциализм, или философия существования — один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883 – 1969) и Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Габриэль Марсель (1889-1973), а также Моррис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). Главное в экзистенциальной философии – обращённость к человеку, к теме свободы. К экзистенциализму близки такие религиозно-философские течения, как персонализм и немецкая диалектическая теология.

       Экзистенциализм возник и распространялся в периоды  социального дискомфорта – после  Первой и Второй мировых войн, при  утверждении фашизма, когда возникла угроза существованию человечества, свободе, достоинству и неприкосновенности личности, в годы «холодной войны. Социальным источником философии экзистенциализма были те процессы социально-экономической, политической и духовной жизни буржуазного  Запада, которые воплотились в  различных формах отчуждения человека (феномен отчуждения в том, что  собственная деятельность человека угнетает его, вместо того, чтобы он доминировал над ней). Получив  наибольшее признание и популярность в середине ХХ века, экзистенциализм  стал одним из самых влиятельных  и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоёв интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу и искусство. Немало представителей экзистенциализма, плодотворно работая  также в области литературы, получили широкую известность и безусловное  признание. Стоит отметить, что довольно часто экзистенциалисты прибегали  к помощи литературы и драматургии  для того, чтобы донести до общества свои взгляды и убеждения. Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

       На  формирование современной философии  существования огромное влияние  оказали предшествующие теории и  труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология  Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.

       Для всех экзистенциалистических доктрин  характерно убеждение в том, что  единственной подлинной действительностью  можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания, и, прежде всего, философского. Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность. Она находится не вне его, он сам определяет себя, хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь (1).

       Цель  работы: проанализировать формирование личностных характеристик под влиянием философии экзистенциализма.

       Задачи:

  1. Изучить отношение экзистенциализма к существованию человека в мире.
  2. Рассмотреть экзистенциальное понимание свободы личности.
  3. Сравнить понятия свободы и ответственности в экзистенциальном аспекте.
  4. Проанализировать отношение учения экзистенциализма о смысле жизни человека.

       Актуальность данной работы состоит в том, главные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно интересны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экзистенциализм о существовании  человека в мире.
 

       Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что  существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как  говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность". Другими словами, экзистенциальные проблемы — этo вопросы самого факта  существования каждого человека и переживание своего способа  существования.       Существование, или экзистенция — это нечто  невыразимое в понятиях, то, что  никогда не является объектом, ибо  человек не в состоянии взглянуть  на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать  его заключается в том, чтобы  его пережить. К. Ясперс полагает, что  человеческое существование раскрывается в "пограничных ситуациях" —  в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых  живет человек.

       Для экзистенциалиста у человека нет  определения (сущности) до его существования  — личностного бытия, направленного  к ничто (смерти) и сознающего, переживающего  свою конечность. Это означает, что  человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей  и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается  научному определению, что он первоначально  ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

       Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек  вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет. Только действительность идет в счет. Трус ответственен за свою трусость, лжец за свою ложь и т. д. Иначе говоря, человек сам делает себя и свою жизнь. Именно он сам стал трусом, лжецом, подлецом. В этом смысле следует прислушаться к экзистенциалистским философам, подчеркивающим ответственность человека за свои поступки, за всю свою жизнь, а не искать их в обществе.

       Второй  принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.

       Разъясняя этот принцип своей философии  Ж.-П. Сартр, подчеркивает, что всякий субъект (человек), о котором идет речь, не есть строго индивидуальный субъект. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина постижения человека как себя самого не может быть никакой другой, кроме "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую"). Дух обретает силу бытия в каждом отдельном человеке. Однако в "cogito" человек открывает  не только себя самого, он открывает  и других людей. Иначе говоря, через "Я мыслю" человек постигает  себя перед лицом другого, и другой человек так же достоверен для  него, как и он сам. Для того, чтобы  выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.

       Человек своим поступком (действиями) создает  определенный образ человека, который  он выбирает, ибо выбирая себя, он выбирает человека вообще. Как говорит  Ж.-П. Сартр, человек своим поступком "толкает на тот или иной путь жизни не только себя самого, но и  все человечество. Атеистический  экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все  позволено. Иначе говоря, человек  живет в мире, где религиозная  надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати. С точки зрения Ж.-П. Сартра, А. Камю и других атеистических  экзистенциалистов это означает, что человек покинут, беспомощен, потому что ни в себе, ни вовне  ему не на что опереться, у него нет и не может быть оправданий. В результате, если существование  предшествует сущности, то ссылкой  на раз и навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Это  значит, что нет детерминации сущности человека. Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы человеческой экзистенции (существования) определяются только через ничто смерть, они являются, по существу, различными способами соприкосновения с ничто; движения к нему или убегания от него каждого человека (2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экзистенциальное  понимание свободы.
 

       Человеческое  бытие, согласно экзистенциалистам, —  совершенно уникальная реальность, к  которому неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно над  человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек  свободен, ибо свобода — это  сама экзистенция. Экзистенция является "обиталищем" человеческой свободы, а потому человек — это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.) Вместе с тем, в характеристике свободы  человека экзистенциализмом следует  видеть некоторые особенности его  религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов  свободу можно обрести только лишь в Боге. Согласно А. И. Шестову, например, свобода — это познанная  необходимость (имеется в виду Бог), надо познать необходимость и  примириться с нею, отдать себя в  руки этой необходимости. Данная концепция  понимания свободы связана с  признанием необходимости, что значительно  отличает се, например, от сартровской: быть свободным — это быть самим  собой. Человек не имеет ни природы, ни сущности: он — это свобода, которая  ничем не определена. Она — неограниченная сила отрицания — ни добра, ни зла; ни моральна, ни аморальна, но есть чистый выбор. В этом отношении интересно  сравнить сартровское положение  с мыслью Гегеля о свободе как  утверждении самого себя. В экзистенциализме в большинстве случаев, отвергается  традиция сведения свободы к познанной  необходимости или к раскрытию  природных задатков человека, вместе с тем, утверждается, что свобода  — это условие и способ самореализации индивида. По Ж.-П. Сартру все люди свободны, поскольку ничто не может исключить  из сознания свободу. Свобода, согласно его взглядам, абсолютна, она существует в виде действия и деятельности.

       Можно сказать, что свобода в экзистенциалистской  философии представляет два непременных  условия:

       — возможность выбора человеком самой  цели, или свобода его воли;

       — возможность достичь человеком  поставленной цели, или свобода его  действия.

       Важно в этой связи обратить внимание на экзистенциалистский подход к проблеме выбора человека, ибо в этом подходе  сконцентрировано, можно сказать, кредо  этой философии. Так, в философии  Ж.-П. Сартра человек отличен от всех природных существ, именно своей  способностью выбирать самого себя, быть самим собой к нести ответственность  перед собой за свой выбор. Другими  словами, выбор человека у Ж.-П. Сартра не сообразовывается ни с какими социальными  нормами и установлениями, но и  выбирая себя, человек одновременно выбирает и все человечество. За каждой принятой позицией или каждым частным обязательством можно различить  экзистенциальную волю, способ выбора себя и определение всей своей  судьбы. Несколько иначе подходит к этому вопросу М. Хайдеггер. С его точки зрения, выбор человека предполагает необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия — смертью. Тем самым человек оказывается перед лицом ничто. Только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему "говорит" в этот момент бытие. Примерно то же просматривается в религиозном экзистенциализме, в частности у К. Ясперса, где выбор человека происходит перед лицом Бога, и подлинный его выбор — это выбор в себе "образа божьего". Для того, чтобы этот выбор состоялся, К. Ясперс рекомендует обратиться либо к общедоступной религиозной, либо к более сложной по форме философской вере. В ряде научных работ, комментирующих положения экзистенциалистской философии, нередко отмечалась и критиковалась свойственная ей безграничность свободы человека. Особенно это касалось Ж.-П. Сартра. Действительно, безграничная свобода — основной тезис его ранних произведений, в частности работы 1943 года "Бытие и ничто". Однако позднее Ж.-П. Сартр, как, впрочем, и все другие экзистенциалисты отнюдь не считали, что свобода - это нечто анархическое, что она предполагает возможность делать все, что заблагорассудится. С точки зрения экзистенциализма, свобода это совсем не фантазия и тем более не какой-либо каприз человека: даже на стадии выбора, не говоря уже о его действии, он связан с другими людьми.

Информация о работе Экзистенциональные характеристики личности