Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:54, курсовая работа
Цель работы: проанализировать формирование личностных характеристик под влиянием философии экзистенциализма.
Задачи:
1. Изучить отношение экзистенциализма к существованию человека в мире.
2. Рассмотреть экзистенциальное понимание свободы личности.
3. Сравнить понятия свободы и ответственности в экзистенциальном аспекте.
4. Проанализировать отношение учения экзистенциализма о смысле жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экзистенциализм о существовании человека в мире.
2. Экзистенциальное понимание свободы.
3. Современное состояние вопроса свободы и ответственности.
4. Экзистенциализм о смысле жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт управленческих кадров
Кафедра
философских наук
Специальность:
1-260103 «Государственное управление и экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: Экзистенциональные
характеристики личности
Студент 2 курса, группа ГУЭЗ-101
Орелов Р.Н.
Руководитель
Старший преподаватель
Юдин В.В.
Могилев,
2011
План
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
используемой литературы
Введение
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование), – философское направление, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Экзистенциализм, или философия существования — один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883 – 1969) и Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Габриэль Марсель (1889-1973), а также Моррис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). Главное в экзистенциальной философии – обращённость к человеку, к теме свободы. К экзистенциализму близки такие религиозно-философские течения, как персонализм и немецкая диалектическая теология.
Экзистенциализм
возник и распространялся в периоды
социального дискомфорта –
На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.
Для всех экзистенциалистических доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания, и, прежде всего, философского. Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность. Она находится не вне его, он сам определяет себя, хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь (1).
Цель работы: проанализировать формирование личностных характеристик под влиянием философии экзистенциализма.
Задачи:
Актуальность
данной работы состоит в том, главные вопросы
экзистенциализма — существование человека,
смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно
интересны любому, задумывающемуся над
своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм
столь популярен и в наше время.
Экзистенциализм
исходит из субъекта, полагая, что
существование предшествует сущности.
У Ж. П. Сартра и других субъектом,
у которого существование предшествует
сущности, является человек или, как
говорит М. Хайдеггер, человеческая
реальность". Другими словами, экзистенциальные
проблемы — этo вопросы самого факта
существования каждого человека
и переживание своего способа
существования. Существование,
или экзистенция — это нечто
невыразимое в понятиях, то, что
никогда не является объектом, ибо
человек не в состоянии взглянуть
на себя со стороны. Существование не
поддается рациональному
Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования — личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.
Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет. Только действительность идет в счет. Трус ответственен за свою трусость, лжец за свою ложь и т. д. Иначе говоря, человек сам делает себя и свою жизнь. Именно он сам стал трусом, лжецом, подлецом. В этом смысле следует прислушаться к экзистенциалистским философам, подчеркивающим ответственность человека за свои поступки, за всю свою жизнь, а не искать их в обществе.
Второй принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.
Разъясняя этот принцип своей философии Ж.-П. Сартр, подчеркивает, что всякий субъект (человек), о котором идет речь, не есть строго индивидуальный субъект. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина постижения человека как себя самого не может быть никакой другой, кроме "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую"). Дух обретает силу бытия в каждом отдельном человеке. Однако в "cogito" человек открывает не только себя самого, он открывает и других людей. Иначе говоря, через "Я мыслю" человек постигает себя перед лицом другого, и другой человек так же достоверен для него, как и он сам. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.
Человек
своим поступком (действиями) создает
определенный образ человека, который
он выбирает, ибо выбирая себя, он
выбирает человека вообще. Как говорит
Ж.-П. Сартр, человек своим поступком
"толкает на тот или иной путь
жизни не только себя самого, но и
все человечество. Атеистический
экзистенциализм исходит из положения:
Богa нет, а поэтому человеку все
позволено. Иначе говоря, человек
живет в мире, где религиозная
надежда умерла, а поэтому человеку
как бы надо жить без высшего смысла
и благодати. С точки зрения Ж.-П.
Сартра, А. Камю и других атеистических
экзистенциалистов это
Человеческое
бытие, согласно экзистенциалистам, —
совершенно уникальная реальность, к
которому неприменимы никакие
Можно
сказать, что свобода в
— возможность выбора человеком самой цели, или свобода его воли;
— возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.
Важно
в этой связи обратить внимание на
экзистенциалистский подход к проблеме
выбора человека, ибо в этом подходе
сконцентрировано, можно сказать, кредо
этой философии. Так, в философии
Ж.-П. Сартра человек отличен от всех
природных существ, именно своей
способностью выбирать самого себя, быть
самим собой к нести
Информация о работе Экзистенциональные характеристики личности