Экзистенциональные характеристики личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать формирование личностных характеристик под влиянием философии экзистенциализма.
Задачи:
1. Изучить отношение экзистенциализма к существованию человека в мире.
2. Рассмотреть экзистенциальное понимание свободы личности.
3. Сравнить понятия свободы и ответственности в экзистенциальном аспекте.
4. Проанализировать отношение учения экзистенциализма о смысле жизни человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Экзистенциализм о существовании человека в мире.
2. Экзистенциальное понимание свободы.
3. Современное состояние вопроса свободы и ответственности.
4. Экзистенциализм о смысле жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 68.13 Кб (Скачать)

       По  существу Экклезиаст отрицал наличие  у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.

       Пессимистические  суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл  жизни человека он сводит к его  страданию. Шопенгауэр имел бы все основания  перефразировать известный принцип  Декарта “мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно, существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и  другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие  аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) – наносят человеку громадный ущерб, общество ведет  постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А “главный источник самых серьезных зол, постигающих  человека, “это сам человек: человек  человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных  черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство  бедствий человека коренятся в нем  и им объясняются. Его лозунг –  “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и  делает враждебными друг другу.

       В своей работе “О ничтожестве и  горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы:

       – от природных, общественных и людских  стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости,

       – жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель,

       – самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое  несчастное мгновение – когда  он пробуждается.

       Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились  одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает  не только сущность человека, но и смысл  его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь  имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов  обретают пространный вид: человек  в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

       В истории человеческой мысли имеются  и противоположные, оптимистические  высказывания о жизни, ее смысле. К  ним относятся, например, идеи двух наших великих соотечественников  А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: “Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В  ней есть все, что захочет найти  человек!”.

       Л.Н. Толстому принадлежат следующие  слова: “Нет, этот мир не шутка, не юдоль  испытаний только и перехода в  мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с  нами и для всех, которые после  нас будут жить в нем”. И еще  одна его идея: “На прекрасной земле  – прекрасное, созданное для счастья  человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь  эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей  радости и счастья”. Следовательно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и  радостная, несущая человеку счастье.

       Проблему  смысла жизни исследовал З. Фрейд, который  пришел к выводу, что нет удовлетворительного  ответа на поставленный вопрос. Сам  он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы цели и смысл жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни  и чего стремятся в ней достичь? И отвечал: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать  счастливыми. Он писал, что это стремление имеет две стороны, положительную  и отрицательную. Отсутствие боли и  неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения  – с другой. “В узком смысле слова  под “счастьем” подразумевается  только последнее”. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и  несчастий.

       Попутно отметим, что он дает своего рода советы-рекомендации, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый прежде всего относит  любовь – возможность любить и  быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви – половую, считая ее сильнейшим опытом “потрясающего  наслаждения”. Кроме того, он признает, что человек испытывает большое  удовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм, природы, художественных творений. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов  его фантазии, радость ученого  при решении научных проблем  и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она свободно выбрана человеком.

       В том же направлении разрабатывал проблемы смысла жизни и американский философ Э. Фромм, последователь  Фрейда. Он писал: “Жизнь должна иметь  смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности”.

       Среди русских мыслителей предельно масштабно  раскрыл эту проблему Ф.М. Достоевский, который разгадывал “тайны” человека во все периоды своей жизни. В  своих произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и  противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить  себя и свое назначение в мире –  быть личностью. Каждый должен оставить в обществе пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку важно быть нравственным – вот  суть смысла жизни, по Достоевскому. Человек  обязан быть не просто личностью –  его жизнь должна быть идейно насыщенной.

       Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев  выдвинул оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии “Три круга Достоевского” он высказывает  сомнение в наличии смысла, предписанного  существованию человека кем-либо. Его  главная идея сводится к следующему.

       Каждый  человек наполняет свою жизнь  своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы “этот смысл каждый видел  в высоком, а не в низком. Под  “высоким” он понимает прежде всего  нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности. Юрий Григорьевич, как человек  и ученый с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу “надо ловить минуту и наслаждаться жизнью”. Аморальными он называет и  тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин и власти.

       Люди  обсуждают проблему смысла жизни  и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы  иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести  их “в люди”. Другие, в частности  ветераны Великой Отечественной  войны, с большой гордостью говорят  о том, что, пройдя через “огонь и  воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И  в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А  некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать  миллионерами и смысл жизни видят  в обретении богатств.

       Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное  содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета  сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное”  – “счастье”, “нравственность” и  т.д.

       Для новейшей эпохи с ее глобальными  проблемами свойственно обостренное  отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого  общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты –  это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

       Признавая смысл жизни, нельзя его сводить  к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д.  Такое  сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи  со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание  жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными, людскими, получение счастья  и удовольствия от самого факта человеческого  существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению  окружающей природы, развитию справедливого  общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и  совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с  объективными законами мира (2).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Издревле  человек пытался познать себя и определиться, найти свое место  в окружающем обществе и в окружающей его социальной среде. В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала. Экзистенциальная психология ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личностного развития выбором определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов. В то же время выбор определенного будущего неизбежно ведет к "онтологическому беспокойству", тревоге, что требует от личности мужества. Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологичной вины как неиспользованной возможности. Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах. Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собственного достоинства сохраняться перед лицом онтологичной тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологичной вину.

       Важнейшей целью экзистенциализма личности является поиск путей достижения личности аутентичности, соответствия ее существования  подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

       Среди типов личности, описываемых в  экзистенциальной парадигме, можно  выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как  идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно  воспринимать происходящее и оказывать  влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологичной тревоги, он не позволяет  ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личности представляет собой  идеал личностного развития, полностью  удовлетворяя биол., социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биологические потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологичную тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

       В процессе оценки очередной работы, индивид осмысливает все изложенное, а позже разделяет осмысленное  на то, с чем он согласен, и на то, что он отрицает. Кроме того, в  процессе осмысления и рассуждения, человек набирается опыта и возможно даже изменяет какие-то свои принципы и мировоззрение.

       Выводы.Проанализировав влияние философии экзистенциализма на личность выявили, что:

       1.Экзистенциальной моделью поведения является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

       2. Свобода  человека носит всеобщий и универсальный характер, она присуща любому человеческому существу, кем бы он ни был, где бы ни находился. Свобода человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. В рамках определенного государства и правовой системы свобода гражданина выступают как субъективные юридические права. Они представляют собой вид и меру возможного поведения, предоставленную законом гражданину страны в целях удовлетворения его интересов.

Информация о работе Экзистенциональные характеристики личности