Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:54, курсовая работа
Цель работы: проанализировать формирование личностных характеристик под влиянием философии экзистенциализма.
Задачи:
1. Изучить отношение экзистенциализма к существованию человека в мире.
2. Рассмотреть экзистенциальное понимание свободы личности.
3. Сравнить понятия свободы и ответственности в экзистенциальном аспекте.
4. Проанализировать отношение учения экзистенциализма о смысле жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экзистенциализм о существовании человека в мире.
2. Экзистенциальное понимание свободы.
3. Современное состояние вопроса свободы и ответственности.
4. Экзистенциализм о смысле жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
3.
Современное состояние
вопроса свободы
и ответственности.
Что же такое свобода? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем обратиться к уголовному законодательству, подробно регламентирующему назначение такого вида наказания за серьезные преступления, как лишение свободы. "Лишение свободы, - читаем мы в статье действующего Уголовного кодекса, - заключается в изоляции от общества путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию... в тюрьму". Под лишением свободы понимается принудительная изоляция в учреждениях со специальным режимом, а под свободой, соответственно, жизнь за пределами этих учреждений. Вряд ли такое понимание свободы может нас удовлетворить, если все люди за пределами исправительных учреждений свободны, то и речь не о чем вести. Тем более, не за что бороться, "каждый день идти на бой", как выразился Гете. Следует признать, что речь идет о специальном, юридическом, а не философском употреблении термина. Однако сам подход, заключающийся в определении понятия свободы через противопоставление ее тому, что свободой не является, достаточно плодотворен. Последуем и мы этим путем, последовательно ставя рядом со "свободой" понятия, обозначающие то содержание, которое противоположно ей. Первым рядом со словом "свобода" поставим слово "произвол". Рассмотрим сначала этимологию, т.е. первоначальное значение этих слов. Обратимся для этого к "Толковому словарю живого великорусского языка" Вл. Даля. Даль ставит рядом со словом "свобода" слово "слобода". Он пишет: "слобода" - вольное поселение. Свобода - "своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле". Свобода, таким образом, есть воля. А что такое воля? Ответ таков: воля есть "данный человеку произвол действия". Нетрудно видеть, что все вертится вокруг одного и того же и переходит одно в другое. Свобода, воля, произвол - практически синонимы.
СВОБОДА
- универсалия культуры субъектного
ряда, фиксирующая возможность
Проблема
свободы является практически неисчерпаемой.
Как философская, юридическая и
нравственная категория она обладает
беспредельной глубиной и безгранично
многозначными определениями. Не будет
преувеличением сказать, что эта
проблема стала объектом рассмотрения
в европейской философии, видимо,
со времен Аристотеля. Кант видел в
свободе единственный способ достойного
человеческого самоопределения. Шеллинг
считал, что: "установление связи
между понятием свободы и мировоззрением
в целом всегда останется необходимой
задачей, без решения которой
само понятие свободы останется
неопределенным, а философия - лишенной
какой бы то ни было ценности". Вл.
Соловьев полагал, что философия
и свобода нераздельны, они тянутся
друг к другу и питают, обогащают
одна другую, работая в едином силовом
поле - всеобщности и бесконечности
бытия. Бесконечная сочетаемость категории
свободы с понятиями воли, права,
отношение свободы к добру
и злу, к духовному состоянию
человека, к нравственному уровню
его воспитания дает возможность
рассматривать свободу как
Актуальность
исследования проблемы в немалой
степени обусловлена осознанием
необходимости включения в
Актуальность решения проблемы свободы русскими религиозными философами связана с поисками путей выхода из духовного кризиса, в котором оказалось в начале 21 века наше общество; назрела насущная необходимость вернуться к лучшим традициям русской интеллектуальной и духовной мысли, исследовать богатейший арсенал творческого наследия наших предшественников. Таким образом, интерес к исследуемой проблематике, равно как и к русской философии конца 19 - начала 20 веков, обусловлен духовными поисками наших соотечественников, их стремлением найти идейную опору в отечественной традиции.
Актуальность
проблемы продиктована чрезвычайной значимостью
осмысления проблемы свободы в связи
с целым рядом других аспектов
человеческого бытия: это признание
свободы воли человека, проблемы необходимости
и детерминизма в человеческой истории,
ответственности, возлагаемой на человека
за выбор пути, его роли в обществе
и норм нравственного поведения,
его самоосуществления, самовыражения.
Более ясное понимание проблемы
свободы в рамках социальных условий
ставит тему свободы не в абстрактно-теоретический,
а в практический, жизненно важный
интерес. Актуальность тем более
глубока, так как, по меткому выражению
В.В. Зеньковского, главной особенностью
русской религиозной философии
является антропоцентризм, исключительная
занятость темой о человеке, его
судьбе. Это приводит к доминированию
моральной установки, в которой
лежит "один из самых действенных
и творческих истоков русского философствования".
В антропоцентризме русской мысли
есть один "очень глубокий мотив"
- невозможность "разделять" теоретическую
и практическую сферы. Интерес к
русской религиозной философии
тем более велик, так как она
с ее антропоцентризмом, моральной
установкой, социальной ориентированностью
пронизана необычайной свободой
духа. Само учение о свободе, как
основе христианства, разрабатывавшееся
русской религиозной
В русской философии проблемой свободы занималась целая плеяда последователей учения В.Л. Соловьева: П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, В.И. Несмелов, В.В. Зеньковский, С.Л. Франк и др.
Помимо самих вышеупомянутых
философов, в свою очередь
В классической философии свобода - это характеристика действия, совершенного: во-первых, со знанием и пониманием объективных ограничений; во-вторых, по собственному произволению (не по принуждению); в-третьих, в условиях выбора возможностей; в-четвертых, в результате правильного (должного) решения; благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру.
В
характеристике свободы как действия
согласно правильному и должному
решению заключена важная проблема
возвышения свободы от произвола
к творчеству. Свобода при этом
трактуется как негативная и позитивная.
В раннем христианском понимании
свобода подразумевает
1.
Первый - онтологическое понимание
свободы. Человек обладает
Одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы - свобода воли, или внутреннее самоопределение личности перед лицом выбора, прежде всего между добром и злом. Над этой свободой человека, согласно христианскому учению, не властен никто: ни люди, ни законы, ни власть, ни сам Бог.
2.
Второй смысл - это внешняя
свобода. Это совокупность
И если внутренняя свобода есть первая и священная основа духовного характера, то внешняя свобода нужна человеку для того, чтобы стать духовным центром, чтобы приобрести внутреннюю свободу. А внутренняя свобода есть не что иное, как живая духовность человека. Внешняя свобода, в толковании русских философов, дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя.
Существует и третий вид свободы, и с христианской точки зрения - он самый важный.
3.
Третий вид свободы - свобода
духовная. Свобода, по определению
И.А. Ильина, по самому существу
своему есть именно духовная
свобода, т.е. свобода духа. В
русской религиозной философии
мысль о том, что без духовной
свободы человеческая жизнь не
имеет ни смысла, ни достоинства,
проходит красной нитью. Без
духовной, нравственной свободы
невозможно вдохновение,
Духовно-нравственным истоком свободы, определяющей формой свободного выбора является выбор между добром и злом. Добро, совпадающее, по Соловьеву, с правдой, - верховная категория этики. В своем труде Оправдание добра. Нравственная философия В. Соловьев формулирует свою нравственно-духовную концепцию следующим образом: "Разумею Добро по существу; оно и только оно оправдывает себя и оправдывает доверие к нему…".
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого "винтика" в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, классы, государства.
Информация о работе Экзистенциональные характеристики личности