Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение общей характеристики внутриличностного конфликта и выявление вида внутриличностного конфликта, который чаще всего встречается у людей в возрасте от 18 до 20 лет.
Задачами в курсовой работе являются:
Изучить общую характеристику внутриличностного конфликта.
Изучить основные виды внутриличностного конфликта.
Провести исследование методом анкетирования для выявления наиболее часто встречающегося вида внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет.
Подвести итоги исследования, дать рекомендации для предупреждения и разрешения конфликтов.
Сделать выводы по выполненной работе.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1: Общая характеристика внутриличностного конфликта. . . . . . . . . . .
1.1. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристика. . . . . . . . .
1.2. Виды внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2: Выявление вида внутриличностного конфликта, наиболее часто встречающегося у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Проведение исследования для выявления наиболее часто встречающегося вида внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Рекомендации для предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Содержание:
Глава 1: Общая характеристика внутриличностного конфликта. . . . . . . . . . .
1.1. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристика. . . . . . . . .
1.2. Виды внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2: Выявление вида внутриличностного конфликта, наиболее часто встречающегося у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Проведение
исследования для выявления
2.2. Рекомендации для предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список
использованной литературы. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение.
Тема
внутриличностного конфликта
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.
Целью данной работы является изучение общей характеристики внутриличностного конфликта и выявление вида внутриличностного конфликта, который чаще всего встречается у людей в возрасте от 18 до 20 лет.
Задачами в курсовой работе являются:
Объектом исследования выступает характеристика внутриличностного конфликта, а предметом исследования – виды внутриличностных конфликтов.
Методом исследования данной работы будет метод сбора данных (анкетирование). Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что здесь объединена и скомпонована информация об общей характеристике внутриличностного конфликта, о его видах и об основных психологических концепциях внутриличностного конфликта. Практическую значимость данной работы предоставит исследование методом анкетирование, которое определит какой из видов внутриличностного конфликта чаще встречается у людей в возрасте от 18 до 20 лет. По итогам проведенного исследования даны рекомендации для предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.
Данная
курсовая работа состоит из: введения,
главы 1, главы 2,заключения, приложения
и списка литературы.
Глава 1: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных.
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
Внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.
Внутриличностному конфликту
-необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей;
-специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз; латентность.
Таким образом, можно выделить
следующие характеристики
1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;
2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;
4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;
5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
• противоречивыми позициями сторон;
• противоположными мотивами, целями и интересами сторон;
• противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе — «не убий»);
• отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.
Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.
В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.
1. Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
3. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
4. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
Как указывал B.C. Мерлин - длительная
и устойчивая дезинтеграция приспособительной
деятельности — характеристика психологического
конфликта.
Три типа
внутриличностных (психологических)
конфликтов.
1 Конфликт потребностей. Его основание конфликтов заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2 Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.
В терминологии 3. Фрейда противоречие, вызывающее данный тип конфликта,— это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.
Информация о работе Общая характеристика внутриличностного конфликта