Общая характеристика внутриличностного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение общей характеристики внутриличностного конфликта и выявление вида внутриличностного конфликта, который чаще всего встречается у людей в возрасте от 18 до 20 лет.

Задачами в курсовой работе являются:

Изучить общую характеристику внутриличностного конфликта.
Изучить основные виды внутриличностного конфликта.
Провести исследование методом анкетирования для выявления наиболее часто встречающегося вида внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет.
Подвести итоги исследования, дать рекомендации для предупреждения и разрешения конфликтов.
Сделать выводы по выполненной работе.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1: Общая характеристика внутриличностного конфликта. . . . . . . . . . .

1.1. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристика. . . . . . . . .

1.2. Виды внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2: Выявление вида внутриличностного конфликта, наиболее часто встречающегося у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Проведение исследования для выявления наиболее часто встречающегося вида внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Рекомендации для предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТКА.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     Подавление - устранение из сознания чувств, от которых человек хочет избавиться и психотравмирующих воспоминаний в область предсознания (в "доступную память"). Достигается это постоянным волевым переключением внимания на другое до тех пор, пока подавляемый материал не забудется.

     Идентификация с агрессором - процесс эмоционально-когнитивного, как правило, неосознаваемого, самоотождествления индивида с другим человеком - потенциальным или реальным агрессором, уподобление этому человеку.

     Обращение ролей - перемещение из роли обвиняемого в роль обвиняющего - следует за идентификацией с агрессором.

     Проекция - приписывание другому человеку своих  собственных отрицательных качеств, намерений, переживаний, неприемлемых мыслей, чувств, мотивов, состояний, желаний.

     4. Конфликт неадекватной самооценки. Ну почему?! С убитым видом или  с зубовным скрежетом вопрошает  себя и/или других человек.  Да потому что самооценка своих  способностей, возможностей, значимости  достижений неадекватна, завышена. Снизить уровень притязаний или подтянуться самому? Люди сильные, активные, уверенные в себе предпочтут второй путь, а более слабые психологически, физически и интеллектуально - первый. Третий тип людей предпочтёт психозащитное поведение с использованием таких видов психологической защиты как ретрофлексия, девальвация, рационализация, проекция, уход в виртуальную реальность, фантазирование и т. п. Сублимация печали, огорчения, гнева, разочарования в деятельность - это выход. И он там же где вход.

       Ретрофлексия - "поворот на себя". Когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, тогда их заблокированная энергия направляется на самого себя. В случае блокирования агрессии ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах. Конфликт между Я и другими превращается во внутриличностный конфликт.

     Сублимация - в психоанализе З. Фрейда - преобразование заблокированной энергии сексуального или агрессивного влечения, которое не может быть реализовано, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности - творчества, спорта и т. п.

     5. Адаптационный конфликт. В подобных  случаях человек, не желающий  измениться и тем самым приспособиться  к требованиям изменившейся действительности, может использовать такие механизмы  психологической защиты как подавление, рационализацию, проекцию.

     Есть  и два более узких вида адаптации: профессиональная (к работе - её ритму, режиму и нагрузкам) и социально-психологическая (к обществу, организации, коллективу, его нормам, правилам поведения, ценностям). И если человек ведёт себя так, как он привык, а не так, как принято в данной группе людей, т. е. вразрез с социальными ожиданиями, то неизбежны конфликты: межличностные, между личностью и группой, а затем и внутриличностный после отторжения новичка коллективом. Для избавления от психологического дискомфорта человек вместо критического самоанализа и пересмотра своего поведения может использовать девальвацию и рационализацию.

     6. Ролевой конфликт. Во избежание  конфликта этого типа, наверное, нужно сделать выбор, а затем прибегнуть к рационализации "кислый виноград" по отношению к отвергнутой роли.

     7. Конфликт интересов. В этом  случае человек ищет сам решение  и выбирает по своему интересу.

     8. Конфликт противоречивых желаний.  Можно прибегнуть к рационализации  или девальвации.

     9. Конфликт нереализованной возможности-  Может прибегнуть к рационализации.

     10. Нормативно-ценностной конфликт- Выход  находят с помощью рационализации, избегания, подавления.

Избегание - отказ от деятельности, которая служит источником неудовольствия, тревоги и других отрицательных эмоций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Внутриличностный  конфликт — это состояние структуры  личности, когда в ней одновременно сущестуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутри-личностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.

Цель  данной работы достигнута, потому что  мы изучили общую характеристику внутриличностного конфликта и выявили методом анкетирования вид внутриличностного конфликта, который чаще всего встречается у людей в возрасте от 18 до 20 лет.

Задачи  курсовой работы выполнены. Мы рассмотрели  основные виды внутриличностного конфликта, провели исследование,  подвели итоги и дали рекомендации для предупреждения и разрешения конфликтов.

Итогом  проводимого исследование, явились  результаты анкетирования, из которых  можно сказать, что наиболее часто  встречающийся вид внутриличностного  конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет- мотивационный, конфликт противоречивого желания и нормативно-ценностной конфликт.

     Конфликты всех типов связаны и между  собой, и с психологической защитой. В одних случаях внутриличностный конфликт является причиной активизации  психологической защиты, а она, в свою очередь, может привести к внешним конфликтам. В других случаях, наоборот, внешние конфликты являются причиной активизации психологической защиты, которая приведёт к возникновению внутриличностного конфликта. Но в любом случае принятие правильного решения, отказ от услужливой психологической защиты, ведёт к личностному росту человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

Учебники, учебные особия:

  1. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособие/Новикова С.С.-М.: СпортАкадемПресс, 2000.-102с.
  2. Ворожейкин И.Е.,  Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001-224с.  
  3. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000-320 с.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000
  5. Калинин И. В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие/Под ред. Ю. А. Клейберга. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.- 164 с.
  6. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с.
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер. 2000.

    Книги, монографии:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. Спб., 2000
  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 45
  4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 45
  5. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум. М., 2002.

Информация о работе Общая характеристика внутриличностного конфликта