Общая характеристика внутриличностного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение общей характеристики внутриличностного конфликта и выявление вида внутриличностного конфликта, который чаще всего встречается у людей в возрасте от 18 до 20 лет.

Задачами в курсовой работе являются:

Изучить общую характеристику внутриличностного конфликта.
Изучить основные виды внутриличностного конфликта.
Провести исследование методом анкетирования для выявления наиболее часто встречающегося вида внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет.
Подвести итоги исследования, дать рекомендации для предупреждения и разрешения конфликтов.
Сделать выводы по выполненной работе.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1: Общая характеристика внутриличностного конфликта. . . . . . . . . . .

1.1. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристика. . . . . . . . .

1.2. Виды внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2: Выявление вида внутриличностного конфликта, наиболее часто встречающегося у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Проведение исследования для выявления наиболее часто встречающегося вида внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Рекомендации для предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТКА.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     Для того чтобы добиться цели курсовой работы и выявить вид внутриличностного  конфликта, наиболее часто встречающегося у людей в возрасте от 18 до 20 лет, нам нужно выбрать классификацию внутриличностных конфликтов. Для данного исследования будет использоваться классификация А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова представленная в виде таблицы в работе [1, с. 297] и показанная на рис. 1. К выделенным авторами внутриличностным конфликтам добавлен конфликт, известный в этике как конфликт интересов - 7, а также конфликты 8, 9, 10 .

    Хочу Могу

( в моих  возможностях )

Надо

( должен )

Хочу 1 . Мотивационный конфликт (между мотивами, потребностями, желаниями) _  

_  

 

Не могу

( не  в моих возможностях)

2. Конфликт нереализованного желания (между потребностью и возможностью) 4. Конфликт неадекватной самооценки (между желаемым и достижимым) 6. Ролевой конфликт (между долгом по разным ролям и возможностями)
Не надо

(не  должен, нельзя)

3. Нравственный конфликт (между желанием и долгом) 5.Адаптационный конфликт (между личностно возможным поведением и должным) 7. Конфликт интересов (между интересами значимых людей или групп)
Не хочу 8. Конфликт противоречивых желаний

(между  противоречивыми желаниями, направленными на один предмет)

9. Конфликт нереализованной возможности (между возможностью и нежеланием) 10. Нормативно-мотивационный конфликт (между долгом и нежеланием)

Рис. 1. Виды внутриличностных конфликтов

     Чтобы изучить каждый из видов внутриличностного конфликта,  рассмотрим их характеристику:

     1. Мотивационный конфликт - конфликт двух или нескольких взаимоисключающих мотивов (потребностей, желаний).

     Например, человек хочет одновременно и  здоровье сохранить и большие  деньги быстро заработать; и спокойно заниматься любимым делом и много зарабатывать при этом; и хорошие отметки получать и при этом особенно себя не утруждать; и здоровый образ жизни вести и быть своим в дружеской, но "грешной" компании; и в передовики производства (учёбы) выйти и сохранить хорошие отношения с коллективом, где не любят напрягаться, не любят "выскочек" и т .д. и т. п.

     2. Конфликт нереализованного желания - конфликт между потребностью и возможностью. Хочет человек чего-то, но не может реализовать своё желание, потому что нет у него для этого нужных ресурсов - способностей, умений, денег, связей, привлекательной внешности, умения нравиться, входить в доверие, обаяния и т.п.

     Например, хочет человек быть лидером, но группа его таковым не признаёт; хочет  быть певцом, топ-менеджером, депутатом, президентом и т. д. - не может; хочет быть (или считаться) самым-самым - умным, красивым, перспективным, талантливым - не получается; иметь иномарку, быть принятым в престижную группу, жить в центре или Париже - и никак. И страдает. И винит себя (иногда) или других (чаще).

     3. Нравственный (моральный) конфликт - конфликт между желанием и долгом, желанием и нравственными принципами, нормами (личностными, групповыми, организационными, общественными).

     Например: новая любовь с одной стороны и жена - с другой. Изменять или блюсти супружескую верность? Развестись с женой, которую разлюбил, оставив её и ребёнка (детей) и жениться на другой или нести свой крест до конца? Ухаживать за больным родственником или пойти в поход с друзьями, где будет она и где, может быть, решится вопрос о твоём личном счастье? Можно ли любить чужого мужа? Чужую жену? Жену друга? Мужа сестры? Мужа дочери? Жену сына? Оставить больного супруга (больного ребёнка с женой) и начать новую жизнь?

     Желание обогащения, максимизации своей выгоды всех видов и улучшения своего положения в организации и обществе может столкнуться с нормами честности, порядочности, справедливости, закона.

     4. Конфликт неадекватной самооценки - конфликт, возникающий при сравнении своих реальных достижений со своими притязаниями. Претендовал на большее, а получил то, что получил, что заслуживаешь. Неприятно и обидно. Хотел стать студентом престижного вуза или факультета - не хватило знаний, претендовал на пятёрку - получил тройку, хотел встречаться с мисс-УГУ, а её встречает и провожает другой. Рассчитывал на повышение - повысили коллегу, претендовал на Нобелевскую премию - дали другому, и на доске почёта висят фотографии не тех людей и т. д.

     5. Адаптационный конфликт - конфликт между возможностями человека, его желанием (или нежеланием) измениться и требованиями действительности, окружающих его людей.

     Например, люди не могут приспособиться к рыночным отношениям и условиям (старики, дети, инвалиды, многодетные и др. - по объективным  причинам), где уже нельзя сказать "сделано - и слава богу", как, например, о холодильнике "Морозко" из известной шутки. Делать-то надо с умом и старанием, но: лень и неохота напрягаться.

     6. Ролевой конфликт - конфликт, возникающий из-за невозможности или трудности исполнять одновременно несколько социальных или рабочих ролей: начальника и в то же время друга своего нерадивого подчинённого; старосты и подружки (надо и прогулы в журнале отмечать и друзей прикрывать); быть хорошей матерью, женой, хозяйкой и в то же время самоотверженной, работающей на благо организации не считаясь со временем, сотрудницей, или научным работником, артисткой, учительницей, и т. д. и т. п.

     7. Конфликт интересов - конфликт, возникающий из-за столкновения взаимоисключающих интересов человека, проистекающих из его принадлежности к двум или более группам, интересы которых несовместимы или противоположны.

     Например, служащему поручили закупить партию компьютеров для организации, в  которой он работает. С одной стороны, в его интересах и в интересах его организации истратить на закупку как можно меньше денег. С другой стороны, среди фирм-продавцов есть фирма, принадлежащая его другу или брату или человеку, который сумеет отблагодарить за выгодный заказ. Конечно, он хотел бы и заслужить благодарность начальства и "порадеть родному человечку", и, конечно же, себе. Чтобы купить по минимальной цене, надо объявить тендер, а чтобы по максимальной - хранить заказ в секрете. Конфликт внутри личности из-за несовместимости интересов организации-покупателя и фирмы-продавца и из-за того, что человек должен решить: на чьей он стороне, в чьих интересах будет действовать.

     8. Конфликт противоречивых желаний - борьба двух противоречивых желаний, существующих одновременно и направленных на один и тот же объект или предмет. Например, и хочется выпить и не хочется этого делать, потому что завтра идти на собеседование; и хочется жениться наконец-то и не хочется, потому что тогда прощай свобода или быстрая карьера или никому не подотчётная вольная жизнь.

     9. Конфликт нереализованной возможности - конфликт в тех случаях, когда человек имеет способности и все возможности для того, чтобы, например, сделать быструю карьеру, но не хочет, т. к. придётся <впрягаться> и брать на себя ответственность, а у человека нет мотивации к достижениям, а есть мотивация избегания неудач. Однако он понимает, что грех не использовать представившуюся возможность, но всё равно не хочет стараться, за что и ругает себя.

     10. Нормативно-ценностной конфликт - борьба между велением долга и нежеланием следовать ему. Ну не хочется выполнять семейные обязанности - заниматься детьми, обеспечивать семью, уделять внимание и время жене, хотя и должен. <Не нагулялся>, говорят в таких случаях. При малейшей возможности и даже при невозможности так и норовит уехать в командировку, пойти с друзьями на стадион, рыбалку или ещё куда-нибудь. Или не хочет человек делать то, что предписывает должностная инструкция. Например, контролировать подчинённых, наказывать их, а значит, портить с ними отношения. Принцип удовольствия иногда оказывается сильнее принципа реальности.

     Рассмотрев  характеристику представленных видов  внутриличностного конфликта, мы можем  приступить к выполнению исследования.

2.1. Проведение исследования  для выявления  наиболее часто  встречающегося вида  внутриличностного конфликта у людей в возрасте от 18 до 20 лет

     Для проведения исследования выбран метод  анкетирования. Данный метод выбран в первую очередь из-за его анонимности. Ведь не каждый человек захочет раскрывать свою внутреннюю жизнь не профессиональному психологу или конфликтологу. Поэтому, чтобы с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования, выбран этот метод.

Анкетирование, проводимое для данной работы, характеризуется;

  1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым выбран вид анкетирования - раздаточный. 
  2. По месту проведения – анкетирование по месту учебы.
  3. По числу респондентов - групповое анкетирование (несколько респондентов).
  4. По полноте охвата – сплошное (опрос всех представителей выборки).

     Анкетирование проводилось среди студентов ВУЗов, в возрасте от 18-до 20 лет. Этот возраст был выбран, потому что в эти годы человек приходит в Университет или перед ним стоит выбор с работой. В основном в анкетировании участвовали студенты Нефтегазового университета, но также и студенты ТГУ. Всего участвовало 50 человек.

Анкетирование проводилось в группах. Респондентам были розданы анкеты, в которых  они выбрали подходящий им вариант. Анкетирование проводилось анонимно, т.к. нам для дальнейших результатов  было важно количество опрашиваемых.

Анкета  содержала десять ситуаций, из которых  каждый должен был выбрать подходящую себе по внутреннему состоянию на данный момент. Каждая ситуация служила  примером вида внутриличностного конфликта. Образец анкет представлен в  приложении №1.

После подсчетов всех результатов (см. приложение №2), мы выяснили, что в возрасте 18-20 лет люди наиболее подвержены таким  видам внутриличностного конфликта, как мотивационный, конфликт противоречивого  желания и нормативно-ценностной конфликт. Остальные виды конфликтов по результатам почти на одном уровне. Из этого можно сделать вывод, что в этом возрасте человек подвергнут внутреннему влиянию и переживаниями.  Не было респондентов, которые бы не ответили на поставленную задачу, все пятьдесят анкет были заполнены.

2.2. Рекомендации для  предупреждения и  разрешения внутриличностных  конфликтов

Для выхода из внутриличностного конфликта  такой классификации, предлагаем ряд  решений по каждому виду:

     1. Мотивационный конфликт. Когда невозможно  реализовать противоречащие друг другу желания, выходом может явиться использование такого механизма психологической защиты как девальвация одной из альтернатив плюс рационализация .

     Девальвация - умаление ценности альтернативы, обесценивание.

     Рационализация - псевдоразумное, псевдологичное, но правдоподобное объяснение человеком своих желаний, поступков, мотивов, мыслей, чувств с целью маскировки, сокрытия от своего сознания истинных детерминант собственного поведения; самооправдание

     Иногда  просто нужно проявить волю, сделать выбор между двумя одинаково привлекательными объектами - юношами (девушками), или специальностями, или должностями, или судьбоносными решениями и перестать мучиться как известный буриданов осёл между двумя одинаковыми охапками сена

     2. Конфликт нереализованного желания. Здесь широкую известность получила рекомендация, которую как только не называют, например, молитва оптинских старцев: Господи, дай мне сил изменить то, что я могу изменить, cмириться с тем, что я не могу изменить, и дай мне ума, чтобы отличить одно от другого!

     А если не даст ни того, ни другого, то выход  из конфликта на первое время - в  психозащитном поведении с использованием таких МПЗ как девальвация и рационализация обеих типов - "кислый виноград" и "сладкий лимон".

     3. Нравственный (моральный) конфликт. Если желание побеждает, а совесть ещё жива, то справиться с её угрызениями, т. е. с внутриличностным конфликтом, помогает психологическая защита - рационализация, подавление, вытеснение, идентификация с агрессором, обращение ролей, девальвация.

Информация о работе Общая характеристика внутриличностного конфликта