Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:38, реферат
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Законы Ману: общая
характеристика
В источниках права
Древней Индии особое место принадлежит
дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых
предписаний. Нормы поведения одновременно
наполнены религиозным, моральным
и правовым содержанием. Появление
дхармашастр связано с
Объем - 12 глав,
2685 стихов (стих на санскрите -
шлока). Полное название - Manavadharmasastra
(sastra - откровение; dharma - разум, идея,
закон, право, нравственность, религия
пр.). Поэтому часто данный
памятник именуется “
Законам Ману
принадлежит особое место
На первый
план в законах Ману выступает
сословно-варновое деление
В законах
Ману прослеживается
Многие нормы
направлены на охрану
В семейных
отношениях(гл.9) - подчиненное положение
женщин, многоженство, несмешение варн.
Публичное право
по законам Ману
По преданию,
когда мир не имел царя,
люди в ужасе разбежались
в разные стороны. Тогда
Брахма назначил людям царя.
Царь обладал совершенными
качествами, он был подобен
богу, но собственно богом
не являлся. Царь имел абсолютное
право суда, сбора налогов,
издания нормативных актов.
В помощь
царю назначалось 7-8 советников,
знающих Веды брахманов. Кандидаты
проходили тщательную проверку
на благонадежность. В царском
совете царь сначала выслушивал
мнение каждого советника
в отдельности, затем - всех
вместе, и самостоятельно
выносил решение.
Местная власть так
же, как и у древних германцев
и славян строилась по военному
принципу: каждая территориальная
единица должна была предоставить
определенное количество ополченцев.
Царь назначал
старосту для 10 деревень, затем
- для 20, 100. 1000 деревень = город.
Налогами облагались
некоторые животные, виды деревьев
и полезных ископаемых, а
также определенный вид дохода.
С личности налог не взимался.
Размер налога колебался от 1\5 до
1\6.
Существовали
т.н. литургии - общественно полезные
работы, как-то постройка укреплений,
каналов, дорог и пр. По
законам Ману царь имел
право на 1 день работы
населения в месяц.
По Артхашастре
царь обязан защищать своих
подданных и поддерживать
мир. Он не имел права
делать народу того, чего
не сделал бы самому себе.
Земельный фонд
подразделялся на частную, общинную
и царскую собственность. Отчуждение
земли было достаточно свободным.
Варны и остальные
группы населения Индии по
законам Ману
В основе соц.
деления Древней Индии лежала
varnasrama - кастовая система. Все
население делилось на четыре
основные группы: брахманы (жрецы),
кшатрии (воины), вайшья (земледельцы)
и шудры (неприкасаемые). Этнически
шудры не были арийцами.
Грубейшей
ошибкой является смешение
понятий “варна” и “каста”.
Этимологически слово “варна”
- это обозначение цвета
кожи. Существовало 3 варны. Представители
всех трех варн назывались
“дваждырожденными” - т.е. к ним
применялся обряд “второго
рождения” - инициации. Члены
этих варн, очевидно, являлись
потомками индоевропейцев, ранее
поработивших Индостан вместе
с туземным населением. Со
временем деление по цвету
кожи утратило свое значение
в связи со смешением
чистых арийцев и местных
жителей.
Примерно со
2-го века до Р.Х. и позже
распространилось кастовое деление.
“Jaty” (в переводе - “качество”)
- деление общества на узкие
профессии. Количество каст не
подлежит твердому исчислению,
т.к. слово “каста” по большому
счету просто означало профессию.
Основным критерием,
лежавшем в основе кастовой
системы было знание Вед.
Брахманы изучали
веды с 8 лет, совершеннолетие наступало
в 16 лет.
Кшатрии изучали
веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22
лет.
Вайшия изучали
веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24
лет.
У женщин совершеннолетие
наступало с момента
окончательного полового созревания
- с приобретением способности
Вторым критерием
принадлежности к определенной
варне был факт рождения, но
этот критерий бы подчинен
первому.
Брахманы должны
были посвятить первые 30 лет жизни
изучению Вед, затем 5 лет служению
гиру и оставшуюся часть жизни
Согласно ведам,
основными занятиями брахмана
были:
1. молиться
2. изучать веды
3. получать подарки.
Кроме варн
было другое, более точное деление,
учитывавшее положение
Также необходимо
заметить , что юр. положение шудры
правом не регулировалось, тогда
как юр. положение раба вполне
четко определено. Раб, как и
в римском праве - вещь, говорящее
орудие. Неприкасаемые не были
отдельной варной, они
вообще находились вне варновой
системы. Неприкасаемым было
запрещено селиться в местах
обитания “дваждырожденных”, проходить
через поселок арийцев
они могли только ночью.
Хранить пищу разрешалось
только в разбитой посуде, одеваться
- только в лохмотья. По своему
юридическому статусу они
были приравнены к собакам.
Суд, его органы
и процесс по законам Ману
Суд в
древней Индии состоял
из царского суда и суда
брахманов. Состав царского суда:
царь, 2 брахмана (знатоки законов).
Стоит отметить, что судопроизводство
было официальной и обязательной
ежедневной функцией царя. Если
по каким-то причинам царь
не мог отправлять правосудие,
то тогда работал суд
брахманов, состоявший из 3-х
членов: специалистов по Ригведе
(логике), Агорведе (этимологии)
и Самоведе (ритуалу). Право
брахманского суда регулируется
12-ой главой законов Ману.
Вообще в
индийском обществе господствовала
не имущественная, а интеллектуальная
дифференциация. Брахманами были
самые лучшие знатоки Вед.
Таким образом, если приговор
выносился хотя бы одним
таким знатоком, то это
решение было уже невозможно
отменить даже если за это
высказалось бы более 1 млн.
чел.
Судоговорение
было неформальным, расспрос
являлся основным методом
решения судебных вопросов. Четкого
различия между гражданским и
уголовным процессом нет.
Обязательственное
право по законам Ману
В законах
регламентируются договоры: купли-продажи,
займа, дарения, перевозки и
др., а также общие положения
о договоре:
–договор недействителен,
если он заключен человеком в невменяемом
или нетрезвом состоянии, страдающим
от болезни, ребенком, стариком, а также
не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны
договоры, заключенные рабами. Если
этот договор заключен в пользу хозяина
раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается
добровольное согласие сторон при заключении
договора. Соглашение, заключенное
с помощью обмана или насилия
недействительно.
–если должник не
располагал имуществом, необходимым
для уплаты долга, то он обязан был
отработать долг (гл.8, ст.177). У должника
высшей варны было право “отдавать
постепенно” (т.е. предоставлялась
отсрочка).
Виды договоров:
ДОГОВОР ЗАЙМА.
Весьма детально разработан. Свидетельствует
о расцвете ростовщичества. Но
сохраняются элементы
ДОГОВОР ЛИЧНОГО
НАЙМА. Рабы и наемные
Условия личного
найма были крайне тяжелы. Наемник,
не выполнивший работу, подвергался
штрафу. Нормы оплаты работника
были установлены (1/10 урожая), но
он, как правило, отказывался от
личной свободы, становясь
КУПЛИ-ПРОДАЖИ.
Существовал ряд ограничений
на возможность заниматься
Договор купли-продажи
был нестабилен и мог быть
расторгнут в течение 10 дней
после заключения сделки без
всяких причин.
Наследственное
право по законам Ману
Законы Ману -
наиболее древний образец
В законах
упоминается два способа
Вещное право
по законам Ману
Законы свидетельствуют
о глубоком имущественном
В 8 главе говорится
о межевых спорах между
В гл.10, ст.115 перечисляются
семь законных способов