Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Первым шагом к формальному закреплению правовых норм явилось создание религиозно-правовых трактатов — дхармасутр — таких, как Гаутама, Апастамба, Баудхаяна и др., «авторитет которых признавался сначала среди ограниченных групп населения, и лишь впоследствии они стали рассматриваться в качестве источника священного закона». На основе старейших дхармасутр возникла впоследствии обширная правовая литература дхармашастр: Законы Ману, Яджна-валкья, Нарада и др.

Оглавление

Глава 1. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»…………………………………..…………………………… 4

Глава 2. Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману»…………………………………………………………………………. 7

Глава 3. Институты вещного права. Обязательства по «Законам Ману». 11

Глава 4. Преступления и наказания по «Законам Ману»………………… 14

Глава 5. Суд и процесс по «Законам Ману»……………………………… 18

Заключение …………………………………………………………………. 20

Список литературы ………………………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Контрольная Законы Ману.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Глава 1.  Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»…………………………………..……………………………   4

 

Глава 2.  Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману»………………………………………………………………………….     7

 

Глава 3. Институты вещного права. Обязательства по «Законам Ману».      11

 

Глава 4.  Преступления и наказания по «Законам Ману»…………………     14

 

Глава 5.  Суд и процесс по «Законам Ману»………………………………      18

 

Заключение ………………………………………………………………….      20

 

Список литературы …………………………………………………………      21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Источники  права в Древней Индии. Общая  характеристика «Законов Ману»

 

Индусское право —  одна из древнейших систем права. Важным этапом на пути его становления было появление весьма своеобразных памятников права — дхармасутр и дхармашастр с их записью дхарм — особых социальных норм, включавших как требования религиозного и морального долга, так и правовые обязанности индуса.

В дхармах нашли отражение  основные этапы развития норм социального регулирования, характерные для развития человеческого общества вообще.

Первым шагом к формальному  закреплению правовых норм явилось  создание религиозно-правовых трактатов  — дхармасутр — таких, как Гаутама, Апастамба, Баудхаяна и др., «авторитет которых признавался сначала среди ограниченных групп населения, и лишь впоследствии они стали рассматриваться в качестве источника священного закона». На основе старейших дхармасутр возникла впоследствии обширная правовая литература дхармашастр: Законы Ману, Яджна-валкья, Нарада и др.

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях.1

Точных хронологических  рамок создания дхармасутр не установлено. Известный исследователь права Д. Дерретт датирует их между 800 г. до н. э. и 200 г. н. э. «С сутрами вы вступаем,— пишет С. А. Данге, — в эпоху, когда уже появились законы и наказания, семейный ритуал, собственность и прочие атрибуты общества, переставшего быть племенным».2

Первое  упоминание о  законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Современным  исследователям  законы  Ману  известны  лишь  в списках  3-го века до н.э.

Авторами Законов Ману были, по-видимому, жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману— по верованиям древних индусов прародителя  людей.

Написаны Законы в  форме двустиший (шлок), ритмической  прозой, что должно было облегчить  их запоминание. Всего в Законах  2650 статей,   разбитых  на  12  глав.

Содержание Законов  Ману выходит за пределы права. Они  трактуют и о политике, морали, религиозных  предписаниях (покаяниях, обетах, брачных  обычаях, ритуальной чистоте и пр.). Правовая санкция дополняется нередко  угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. Лжесвидетель, например, предупреждается, что когда он говорит неправду «относительно мелкого скота», то убивает пять своих родственников, «относительно коров» — десять, «относительно лошадей» — сто, «относительно рабов» — тысячу (гл.  VIII,  с.  97,  98).

Основная масса арийского населения Индии жила в условиях патриархального быта. Типичной была большая семья, объединявшая под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы: сыновей с их женами, детьми, женами их детей и их детьми. Имущество этой семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать его было возможно не иначе, как по единодушному согласию всей общины. Частное хозяйство общинника, его надел, его поле и сад или пруд не могут быть произвольно отобраны  силой   или запугиванием  (VII,  264).

Государство в лице царя могло выступать в качестве верховного собственника всей земли, но оно не мешало сельской общине, как и входившим в нее хозяйствам, продавать и покупать землю, дарить и обменивать ее.3

    Многие нормы  направлены на охрану собственности  на движимое имущество, в них  рассматриваются договоры займа,  купли-продажи, личного найма,  дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм – рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях – подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману»

 

Правовые памятники  дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.

Процесс социального  расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн.4

На первый план в законах  Ману выступает сословно-варновое деление  общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными". Низшую, самую приниженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. К ним причислялись отсталые племена охотников, рыболовов, включенные в жизнь классового общества. «Неприкасаемые» не являлись рабами,  но закон их  не защищал.5

С окончательным оформлением  рабовладельческого государства деление  всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучать священные книги, молиться, получать подарки — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне. (Крошенникова)

    Кроме варн  было  другое, более точное деление, учитывавшее  положение  человека в зависимости от  родителей, т.к. со временем  появилось много детей  от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

С формированием самой  многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества. Разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую. В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания.

Также необходимо заметить, что положение шудры правом не регулировалось, тогда как положение  раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемым  было  запрещено  селиться  в местах  обитания  “дважды рожденных”,  проходить  через  поселок  арийцев  они  могли  только  ночью. Хранить  пищу  разрешалось  только  в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По  своему  юридическому  статусу они были приравнены  к собакам.6

В семейном праве вполне утвердилось господство мужчины (мужа, отца). Различаются несколько форм брака: правильный, или торжественный, брак (при этом приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом (покупкой жены); брак, основанный на свободном соглашении супругов (без взаимных обязательств); наконец, похищение жены — умыкание, возникшее из обычая брать женщин в бою, как берут трофей. Признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж — в молодости, сыновья — в старости — «женщина никогда не пригодна для  самостоятельности» (V,  147,  148).

Развод для жены невозможен: «Ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа» (IX, 46), Муж может оставить жену, «если она его ненавидит» (IX, 47). «Жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8-м году, рожающая мертвых — на 10-м, только девочек — на 11-м, но сварливая—немедленно»  (IX,  81).

Наследство делится  между сыновьями поровну, и ни один из них не может быть обойден (IX, 104). Наследники могут и не разделяться. В таком случае они живут все вместе на старом отцовском хозяйстве под управлением старшего брата (IX, 105). Известная доля наследства выделялась дочерям, но только в виде приданого (IX, 118). Незамужние дочери получали равную долю с братьями  в наследстве, оставшемся от матери (IX,  192).7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Институты вещного права. Обязательства по «Законам Ману»

 

В тот период когда были созданы Законы Ману в Индии стали хорошо понимать разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы свидетельствуют  о глубоком имущественном расслоении индийского общества.  Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе,  получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов  собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли  царские, общинные, частных лиц.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка  земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли  вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

 Обязательственные отношения получили в Законах Maнy довольно тщательную разработку.  В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.8

Информация о работе Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»