Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Первым шагом к формальному закреплению правовых норм явилось создание религиозно-правовых трактатов — дхармасутр — таких, как Гаутама, Апастамба, Баудхаяна и др., «авторитет которых признавался сначала среди ограниченных групп населения, и лишь впоследствии они стали рассматриваться в качестве источника священного закона». На основе старейших дхармасутр возникла впоследствии обширная правовая литература дхармашастр: Законы Ману, Яджна-валкья, Нарада и др.

Оглавление

Глава 1. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»…………………………………..…………………………… 4

Глава 2. Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману»…………………………………………………………………………. 7

Глава 3. Институты вещного права. Обязательства по «Законам Ману». 11

Глава 4. Преступления и наказания по «Законам Ману»………………… 14

Глава 5. Суд и процесс по «Законам Ману»……………………………… 18

Заключение …………………………………………………………………. 20

Список литературы ………………………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Контрольная Законы Ману.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Много внимания уделяют  Законы Ману договору займа. Устанавливается  максимальный размер процентов (2 % в  месяц для брахмана, 3 % — для кшатрия, 4 % — для вайшьи и 5 % — для шудры). Указываются средства обеспечения: среди  них  поручительство другого лица  и залог вещи.9

В Древней Индии был  известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.

Вместе с тем государство  сохранило за собой верховный  надзор за тем, как продаются недвижимости, и в случаях, когда продавец получал более положенного, изымало излишек в свою пользу; если при спорах между селениями обе стороны делали ложные заявления, поля переходили государству. Последнему же принадлежали пустоши, леса, найденные в земле клады, не говоря уже об обширном царском домене.

При продаже вещей, обладающих скрытыми недостатками, разрешалось  расторжение договора; для расторжения  сделки по покупке негодных «четвероногих» давался срок в полтора месяца, для расторжения сделки о «негодных» рабах — один год.10

Упоминается в Законах  Ману договор дарения. Устанавливая положения, регулирующие отдельные  виды договоров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях.  Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.11

Законам Ману известны были и, обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения  такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.  Преступления и наказания по «Законам Ману»

 

Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для  своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.13

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят  государственные. В качестве примера  можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают.

Посягательство на государственную  власть, «мятеж среди жителей» или  войска карались «путем сожжения головы и рук». Членовредительные наказания  распространялись на «половые органы, чрево, язык, обе руки, обе ноги, глаза, нос, оба уха, все тело» (VIII, 125). Дополнительным наказанием было клеймение: на лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», лоб вора украшали изображением собачьей ноги (IX, 237).

Среди других преступлений Законы Ману указывают на мошенничество, вымогательство, продажу недоброкачественных товаров   и  др.

Более подробно Законы описывают  преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных  преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над  личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

При определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно четко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания  следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний.

Законы Ману дают общее  представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации  не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков; неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские  показания. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определённой варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие. Правовая санкция дополняется нередко угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире.

Лжесвидетельство, несообщение  суду известных сведений считались тяжким грехом. Лжесвидетель, например, предупреждается, что когда он говорит неправду «относительно мелкого скота», то убивает пять своих родственников, «относительно коров» — десять, «относительно лошадей» — сто, «относительно рабов» — тысячу (гл.  VIII,  с.  97,  98).14 

 

 

 

 

 

 

Глава 5.  Суд и процесс по «Законам Ману»

 

О судебном процессе говорится  мало. Судоговорение происходило публично. Дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, поэтому его речью начиналось обыкновенно судоговорение. В качестве доказательств фигурируют главным образом свидетельские показания. В затруднительных случаях прибегали  к  клятве  перед  статуями  богов.

Судье запрещалось изменять почему бы то ни было свое решение. Изобличенный в этом, он платил штраф и свергался с судейского кресла (ст. 5). Высшей судебной инстанцией был царь.15

Суд  в  древней  Индии  состоял  из  царского  суда  и суда  брахманов. Состав  царского  суда: царь, 2  брахмана (знатоки  законов). Стоит  обратить внимание на то,  что судопроизводство  было  официальной и обязательной  ежедневной  функцией  царя. Если  по  каким-то  причинам  царь  не  мог отправлять правосудие,  то  тогда работал суд брахманов,  состоявший  из  3-х членов: специалистов  по Ригведе (логике),  Агорведе (этимологии)  и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда  регулируется  12-ой  главой  законов Ману.

  Вообще  в  индийском   обществе  господствовала не имущественная,  а  интеллектуальная  дифференциация.  Брахманами  были самые  лучшие  знатоки Вед. Таким  образом,  если  приговор  выносился  хотя бы  одним  таким  знатоком, то это  решение было  уже  невозможно  отменить  даже  если  за  это  высказалось бы  более 1 млн. чел.

Следует отметить предпочтение, которое отдается коллегиальному решению  дел. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские  показания и разного рода испытания. В оценке показаний свидетеля господствует критерий качества свидетеля. Это неизбежно для общества, разделенного на резко отграниченные касты. За исключением особых случаев свидетелем «дважды рожденного» (брахмана, кшатрия и вайшьи) должны быть «дважды рожденные», свидетелем шудры — шудра, свидетелем раба — раб, свидетелем женщины—женщина  (VIII,  68).

Судоговорение  было  неформальным,  расспрос  являлся  основным  методом  решения  судебных  вопросов. Четкого различия между  гражданским и уголовным процессом  нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными  лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов. При равенстве голосов свидетелей судья должен был отдать предпочтение показаниям «наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными — показанию брахмана» (VIII,  73).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных  отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной  нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Законам Ману принадлежит  особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и  другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах  Ману выступает сословно-варновое деление  общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В "Законах Ману" воспроизводятся и защищаются соответствующие  положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: “Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана”.

При своем высоком  и статусе царь, по “Законам Ману”, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и “изначальному искусству управления”. Главное назначение царя (вместе с его слугами) — быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Безусловно, Законы Ману внесли  огромный вклад в развитие государства и права. Рассматриваемые государственно-правовые явления Древней Индии дают общее представление об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах.

Список литературы

 

 

  1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Батыра.- М.: Юристъ, 1998.- 456 с.
  2. Законы Ману / перевод С.Д. Эльмановича.- М.: Наука, 1992.- 45 с.
  3. История государства и права зарубежных стран: Ч.1: Учебник для вузов.- 2-е изд., стереотип / Под ред. Н.А. Крашенниковой, О.А. Жидкова.- М.: Просвещение, 2004.- 234 с.
  4. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
  5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран): Учебник.- 2-е изд., перер. и доп. / З.М. Черниловский.- М.: Высшая школа, 1983.- 656 с.

Информация о работе Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»