Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:02, курс лекций
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры.
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки.
Личность и её социологическая характеристика
Человек - общественное существо, обладающее сознанием,
разумом, субъектобщественно-
-Индивид - (от лат. individuum - неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива
-Индивидуальность - 1. Особенности
характера и психического склада, отличающие
одного индивидуума от других.
2. Человек
как обладатель
присущих только
ему черт
характера, индивидуальных особенностей; личность.
-Личность - 1. Совокупность
свойств, присущих определенному человеку
и составляющих его индивидуальность;
отдельное человеческое
""я"". // Образ такого
отдельного ""я"", воплощенный
в произведениях искусства.
2. Человек
с точки зрения черт
его характера, поведения, общественного
положения. // перен. Человек
с ярко
выраженной индивидуальностью, необыкновенный
в каком-л. отношении.
3. Человек
как член
общества. // Человек
как юридическое лицо.
- социальный тип личности и их разновидности(типологии)
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки.
Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
· традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);
· идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);
· фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);
· реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);
· потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).
Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах.
Интересными в научном плане представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).
-структура личности
Все эти структуры возникают
из взаимосвязи психических
-факторы формирования личности
Факторы формирования личности определяются положением человека в обществе, на производстве, в быту, в семье, его трудовой. И общественной активностью, его отношением к Родине, труду, обществу, окружающим людям, к самому себе. Среда, в которой человек живет, обусловлена социальной политикой. В обществе, основанном на эксплуатации, наживе, угнетении, формируются и соответствующие качества личности: индивидуализм, покорность, смирение и пр.
-Основные социологические теории личности: название теории, автор, суть в 3-4 предложениях.
Социологические теории личности
направлены на изучение неразрывной
связи процесса формирования личности
с функционированием и
1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид).
Сторонники этой теории личность понимают
как совокупность отражений реакций других
людей. Стержнем личности является самосознание,
которое развивается как результат социального
взаимодействия, в процессе которого индивид
обучился смотреть на себя глазами других
людей, т.е. как на объект.
2. Психоаналитические теории (З.Фрейд)
направлены на раскрытие противоречивости
внутреннего мира человека, на изучение
психологических аспектов взаимосвязи
личности и общества. Сфера психики человека
включает в себя: 1) бессознательное (природные
инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся
регулятором инстинктивных реакций; 3)
коллективное сознание, т.е. культуру,
законы, запреты, усвоенные в процессе
воспитания. Такая трехслойность делает
личность крайне противоречивой, поскольку
идет борьба между природными инстинктами,
влечениями, желаниями и требованиями
и стандартами общества, направленными
на подчинение социальным нормам.
3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон,
Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение
двумя основными понятиями: «социальный
статус» и «социальная роль». Социальный
статус обозначает конкретную позицию
индивида в социальной системе, предполагающую
определенные права и обязанности. Человек
может иметь несколько статусов - предписанный,
естественный, профессионально-должностной,
причем последний, как правило, является
основой главного или интегрального статуса,
который и определяет положение человека
в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей.
Под социальной ролью понимают совокупность
действий, которые должен выполнить человек,
обладающий данным статусом в социальной
системе. Поэтому личность - это производное
от социальных статусов, которые индивид
занимает, и от социальных ролей, которые
он исполняет в обществе.
4. Марксистская теория личности рассматривает
личность как продукт исторического развития,
результат включения индивида в социальную
систему посредством активной предметной
деятельности и общения, при этом сущность
личности раскрывается в совокупности
ее социальных качеств, обусловленных
принадлежностью к определенному типу
общества, классовой и этнической принадлежностью,
особенностями труда и образа жизни.
Несмотря на различие подходов, все социологические
теории признают личность специфическим
образованием, непосредственно выводимым
из тех или иных социальных факторов.
Таким образом, можно сказать, что человек
личностью не рождается, а становится
в процессе социализации и индивидуализации.
Задание 5.2
Статусно-ролевой набор личности.
Социальные статусы
Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
-Виды
-признаки
экономические, национальные, возрастные и другие признаки
-описать свои статусы
-социальные роли
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»
-виды
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
-признаки
-нормативность (описывается модель поведения в нормах)
-санкционированность (за невыполнение общество лишает индивида статуса)
-ролевые конфликты
Межролевой конфликт-конфликт, возникающий, когда человек совмещает несколько ролей, не совместимых между собой, но требующих одновременного исполнения.
Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку.
Внутриролевой конфликт-конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности.
Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.
Задание 5.3
Социализация личности
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
-этапы
Этапы социализации
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический
организм и его основной заботой в этот момент является собственный
физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим
существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями,
целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с
неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния
с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого
процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация –
процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким
образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и
воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в
детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям:
1) стадии подражания
и копирования детьми
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По
Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии,
стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль
личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом
развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят
становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе
Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными
участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный,
фаллический и этап половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в
развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур
индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия
формальных операций (с 12 до 15).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация
взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как
социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых
Информация о работе Личность и её социологическая характеристика