Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 93.24 Кб (Скачать)

Беспристрастность – недопущение при исполнении государственным служащим должностных  обязанностей оказания предпочтения или  создание условий для оказания предпочтения каким-либо лицам, группам лиц по признакам родства и личной привязанности, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, профессиональной принадлежности и по иным обстоятельствам, а также каким-либо организациям, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Добросовестность  – служебное поведение государственного служащего, обеспечивающего наиболее эффективное исполнение должностным  лицом своих должностных обязанностей в интересах граждан, общества и  государства.

Действия служащих Госкоммолодежи УР должны подтверждать, что они не используют подконтрольные им государственные средства в личных интересах. Они должны отказаться от содействия любому физическому или юридическому лицу, требующего от него ненадлежащих действий, противоречащих закону, профессиональному долгу и этическим принципам. Государственный служащий несет этическую ответственность за свои действия перед государством, жителями Удмуртской Республики и своими коллегами.

Служащий служащих Госкоммолодежи УР должен быть: компетентным;

беспристрастным;

справедливым;

готовым нести ответственность за свои действия и принимаемые решения;

добросовестным в исполнении своих служебных обязанностей;

тактичным в общении с гражданами, коллегами и представителями других организаций, сохраняя в любой ситуации чувство собственного достоинства.

Государственные служащие Госкоммолодежи УР защищаю права и законные интересы граждан, прилагают усилия для решения проблемы гражданина без ущемления интересов других граждан. Они взаимодействовуют с представителями различных организаций, стремятся формировать позитивное общественное мнение путем создания положительного образа государственного служащего и государственной службы. Государственные служащие Госкоммолодежи УР совершенствуют практику государственного управления, бескорыстно передавая профессиональный опыт и знания. В общении с гражданами, коллегами и представителями других организаций служащие Госкоммолодежи УР вежливы и корректны, решают вопросы в пределах своей компетенции, умеют аргументированно и тактично отказать, объяснив причины, препятствующие решению вопроса.

Государственные служащие Госкоммолодежи УР не должны допускать поступков, унижающих честь и достоинство другого человека, извлекать выгоду в связи с осуществлением служебных обязанностей, затягивать решение вопросов и вводить в заблуждение, давая недостоверную или непроверенную информацию. Им рекомендуется воздерживаться от приема граждан во внеслужебное время по вопросам профессиональной деятельности.

Государственные служащие Госкоммолодежи УР используют доверенные ему государственные ресурсы только по назначению, им рекомендуется ставить в известность руководство и соответствующие инстанции о фактах, связанных со злоупотреблениями. Они сохраняют конфиденциальность информации как в отношении обратившихся граждан, так и в отношении имеющейся у них служебной информации, если иное не предусмотрено законодательством. Также они придерживаются правил регламентации служебного времени.

Личностное самосовершенствование  государственных служащих Госкоммолодежи УР обязывает их к постоянному повышению своего профессионального уровня и исполнению служебного долга. Они изучают законодательство о государственной службе и используют современные научные знания. Государственным служащим Госкоммолодежи УР в профессиональной деятельности допустимо реализовывать следующие личные интересы:

уважение своего труда и моральное удовлетворение от работы;

признание результатов  своего труда;

получение заработной платы;

получение льгот  и компенсаций, установленных законодательством.

При угрозе возникновения  конфликта интересов служащий Госкоммолодежи УР должен письменно сообщить об этом непосредственному руководителю и/или в Комиссию по этике и выполнять их решения, направленные на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов. Служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны принимать меры по урегулированию конфликта интересов или угрозы его возникновения.

3.3 Морально-этические  проблемы государственной  службы

Анализ современных  морально-этических проблем государственных  служащих является одним из важных элементов процесса управления в  государственных службах. Нами была поставлена цель в выявлении критических  моментов в деятельности государственных  служащих с использованием материалов собственных социологических исследований.

Поскольку эффективность  государственного управления функциональна, и наряду с профессиональными  навыками этические взгляды и  морально-нравственные качества служащих в огромной степени влияют на интерпретацию  и реализацию государственных законов  и правительственных постановлений, то чрезвычайно важно как государственные  служащие будут пользоваться своими законными полномочиями. Личные моральные  характеристики государственных служащих обусловливают особенности реализации государственной политики и тем  самым определяют "лицо" государства. Это, в свою очередь, предполагает определенную моральную ответственность за пользование  своими полномочиями. К тому же моральные  характеристики государственных служащих должны основываться на общественных идеалах и ценностях, что весьма важно в плане завоевания доверия  к ним широких общественных слоев.

Наличие доверия  во взаимоотношениях государства и  общества является тем общественным капиталом, без которого невозможно их взаимозависимое эффективное  функционирование и демократическое  развитие страны. Главной предпосылкой этой эффективности является успешное осуществление государственными служащими своих должностных обязанностей, их готовность принимать самостоятельные решения и нести моральную ответственность за их реализацию. В этом плане не все в сфере государственной службы находится на должном уровне, о чем свидетельствует проведенный социологический опрос гражданских служащих г. Ижевск, в том числе, служащих Госкоммолодежи УР, Госкомитета УР по труду и Госкомитета УР по предпринимательству. Объем выборочной совокупности – 35 государственных служащих г. Ижевск (приложение 1).

Опрос выявил наличие  серьезных проблем морально-нравственного  характера. Так, третья часть опрошенных в той или иной мере не удовлетворены существующим моральным климатом и жалуются на наличие межличностных конфликтов. Респондентов не удовлетворяет отсутствие здоровой критики (на это указали 8,6%), наличие унизительного контроля (5,7%), пристрастное отношение начальства (8,6%), частые трудовые конфликты (2,8%), неуважение к инакомыслию (5,7,%).

Расплывчатость  моральных представлений и несоблюдение государственными служащими правил этики часто приводит к моральным  конфликтам, накаляет психологическую  атмосферу в управленческой сфере  и отношении к населению, вызывая  недовольство как среди чиновников, так и общества. Анализ позволяет лучше разобраться в этих конфликтах, понять их обусловленность моральными представлениями и убеждениями должностных лиц. На вопрос о том, насколько оправдано взяточничество, лишь 42,8% респондентов однозначно считает, что оно никогда неоправданно.

Остальные в  большей или меньшей степени  оправдывают это явление, а 6,2% отмечают, что взяточничество всегда оправдано. Как видим, несмотря на то, что неподкупность  официально провозглашена моральным  императивом служебной деятельности должностного лица, социологический  опрос обнаруживает отсутствие нетерпимости к этому явлению.

О расплывчатости представлений о моральных ценностях  у части гражданских служащих, о несоблюдении ими своих моральных  обязанностей свидетельствует тот  факт, что только пятая часть опрошенных однозначно выступает за приоритет  государственного интереса над личным. Большинство стоит на промежуточных позициях, а 5,7% недвусмысленно ратует за полное превалирование личного интереса над государственным. Между тем, профессиональный долг государственного служащего – защита государственных и общественных интересов, содействие упрочению авторитета государственной власти. Поступая на государственную службу, гражданин добровольно соглашается ограничить свою свободу и подчинять личные интересы государственным. Давно известно, что когда служащие подменяют государственные интересы личными, или же вместо основных целей государственного управления преследуют цели иные (концентрация власти, утверждение формальной дисциплины, абсолютизация процедурных вопросов и т.п.), в результате государственный аппарат обюрокрачивается, перерождается в авторитарную форму управления, занятую лишь упрочением собственной власти. Когда бюрократия начинает работать преимущественно на себя, имеет место "вырождение" государственного аппарата. Поэтому очень важно ограничить численность его минимумом, который необходим для решения управленческих задач, обеспечить постоянное функционирование эффективных каналов "обратной связи" и т.д.

То, что в сфере  государственного управления действительно  имеет место тенденция формирования авторитарной бюрократии, косвенно подтверждают следующие результаты исследования, выявившие весьма тревожные факты. Так, значительная часть служащих считает, что для успеха в служебной  карьере моральные характеристики не имеют особого значения. С одной  стороны, респонденты отдают должное  моральным ценностям общества и  отмечают в ряду доминантных характеристик  честность (71,4%); умение общаться с людьми (57,1%); вежливость (49%); чувство долга (48,6%); терпимость и сдержанность при  спорах (33,6%); беспристрастность (28,6%). С  другой, – часть респондентов (14,3%) считает, что для успеха в служебной  карьере соблюдение правил этики  не имеет значения или скорее всего не имеет значения; а 11,3% не придают этому значения. Кроме того, две трети гражданских служащих считает в той или иной степени значимым для успеха в служебной карьере наличие влиятельного покровителя, хотя 33,6%, придающих покровительству наибольшее значение и 57,1% из всех считающих, что оно имеет значение, признают это явление одним из самых отрицательных черт современного общества. Ведь там, где в основу кадровой политики положено покровительство, назначение по принципу „своих“, „старых друзей", трудно говорить об эффективности государственного управления. Покровительство ведет к снижению ответственности, требовательности, к возникновению и распространению бюрократической волокиты. Этим объясняется наблюдаемая в управленческой сфере тенденция роста „бумаготворчества“, когда государственные ведомства и даже отдельные учреждения принимают „для себя“ всевозможные предписания и циркуляры, „умело“ обходя существующие законы. Отмеченная тенденция тесно переплетается с другой, уже упоминавшейся – формированием авторитарной бюрократии, что вкупе ведет к своеобразной реставрации командно-административной системы государственного управления. Своеобразие заключается в том, что в современном государстве отсутствует соответствующая командно-административной системе идеология. В результате государственные служащие с большим трудом идентифицируют себя с этой системой. Так две трети опрошенных расценивают существующую политическую систему как „плохую“ и „очень плохую“. Причем, чем ниже должность, тем больше недовольство.

Объясняется это  тем, что сегодня очень многие члены общества оказались в неопределенном социальном положении, негативно относятся  к „новым“ этическим нормам и  юридическим правилам, признанным регулировать общественную жизнь, или безразличны  к ним. Утрата коллективной солидарности, личной идентификации с обществом  непосредственно влияют на рост отклоняющегося поведения, отчетливо проявляющегося в управленческой сфере в виде отсутствия лояльности. Только около 8,57% респондентов упоминает лояльность по отношению к государственной  власти в ряду доминантных положительных  моральных характеристик поведения  госслужащего.

Лояльность граждан  по отношению к государственным  институтам производна от убежденности, что они защищают их интересы и  служат реализации их целей. Если такой  убежденности нет, то трудно убедить  рядовых граждан в том, что  существующие государственные структуры  наилучшим образом соответствуют  потребностям общества. На этой основе между государством и обществом  возникает конфликт, разрешение которого предполагает соблюдение определенной организационной децентрализованности государственно-административного аппарата. С другой, – и должностные лица должны по личным убеждениям соответствовать своему общественному положению, сохранять лояльность по отношению ко всем государственным институтам и содействовать их непрерывной демократизации. Однако у значительной их части низка осознанность своего места и призвания, с чем связана и недооценка роли самодисциплины. На вопрос о том, как надо относиться к распоряжениям начальства по работе, лишь 33,6% опрошенных ответили, что их надо всегда выполнять – пренебрежение дисциплинированностью как моральной ценностью налицо. Отсюда можно заключить, что в сфере государственного управления не только подчиненные имеют поводы жаловаться на свое начальство, но и руководители вынуждены считаться с наличием серьезных проблем при выполнении их распоряжений нижестоящими, которые могут "испортить жизнь" своего начальника, занимаясь проволочками, волокитой, не предоставляя достоверной и полной информации и т.д. Поэтому укоренение здорового морального климата в аппаратах госуправления – необходимая предпосылка их успешной эффективной деятельности по реализации потенциала государства и создания нормальной жизни для народа, выведения страны из состояния неопределенности и аномичности (процесс разрушения базовых элементов культуры, этических норм и нравственных ориентиров).

Сформированная  в ходе трансформационных процессов  официальная структура российского  общества не обеспечивает различным  социальным группам принципиально  одинаковую возможность легального достижения общепризнанных целей и  тем самым вызывает приводящие к  образованию неофициальных структур дисфункциональные нарушения социальной системы. Принципальная инвариантность общественного поведения резко возросла, а с нею вместе растет и постоянно воспроизводящая аномию нормативная и структурная неопределенность общественной системы, обусловленная нарушением стабильности социальных позиций, распадом их прежней предписанной иерархизации. В таких условиях расшатывается фиксированная структура общепринятых социальных норм и образцов поведения, люди лишаются чувства групповой солидарности, лежащие в основе их личностной идентификации, общественные связи слабеют и нарушается действенность коллективного контроля, что ведет к росту в обществе разных видов девиантного поведения. Ведь когда главной целью общества провозглашается материальное благополучие индивида, но не предоставляются легальные средства достижения этой цели, когда провозглашенные культурные ценности превозносит определенные значимые для всех цели, но при этом они ограничиваются или же полностью закрываются для значительной части членов общества, то масштабы отклоняющегося поведения возрастают.

Информация о работе Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы