Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа
Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.
Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69
Второй барьер - это растущие масштабы отчуждения граждан от власти как следствие бюрократизации государственного аппарата. По некоторым оценкам, подобное отчуждение сегодня превосходит даже уровень советской эпохи.
Третий барьер
на пути взаимодействия государства
и гражданского общества - отсутствие
у граждан ярко выраженного желания
участвовать в
Прежде всего,
это влияние на население традиций
патернализма, когда люди считают, что
государство обязано по-
Четвертый барьер,
препятствующий сближению государства
и общества – нежелание значительной
части государственных и
Сегодня общество нуждается в пересмотре российской традиции доминирования государства и государственной службы над ним и в отказе от традиции фетишизации чиновничества. Нам необходимо создать подлинно государственную гражданскую службу, ответственную не перед партией, не перед лидером, пусть даже демократически избранным, а перед обществом, которое, в конечном счете, содержит эту службу.
Таким образом,
этический принцип служения государству
и обществу требует от государственных
служащих добросовестной, честной, высокопрофессиональной
и эффективной служебной
Он требует
от государственных служащих, прежде
всего, позиции политической нейтральности,
сознательной лояльности и на этой
основе добросовестного служения государству
и его главному суверену – народу,
обществу. Это проявляется в верности
аппарата конституционному строю, в
поддержке общеполитического
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим
Практика служебных
отношений позволяют
Первое – государственная служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность государственной службы. Обман, сделка с совестью – это не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.
Второе –
в отношениях служащих должны быть
чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
Ежедневно работники
Третье – скромность гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает своё "Я", не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям. Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.
Четвертое – вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно реагировать на критику. Золотое правило - чем критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.
Специфическим правилами этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности [29, с.176].
Служебная субординация
– одно из основных этических и
организационных правил взаимоотношений
в органах государственной
Доступность гражданского
служащего – важное нравственное
правило государственной
Паритетность -
этическое правило, нацеленное на демократизм
общения между служащими и
повышение эффективности их коммуникативного
общения. Паритет означает равенство.
Паритетный диалог предполагает свободное
высказывание сотрудниками собственных
мыслей и идей, конструктивный и
доброжелательное обсуждение всех поступивших
предложений в коллективе, учет их
при выработке общего решения. Даже
расхождения в политических взглядах
не должны переходить в личную неприязнь,
мешающую находить верные решения. Тем
более не стоит применять метод
"конструирования противника",
когда взгляды собеседника
Нравственные
требования, предъявляемые к
Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
Исполнительская
дисциплина. В основе этого требования
лежит тот факт, что от государственного
служащего порой зависит и
жизнь человека, так как в профессиональную
функцию чиновников входит оформление
документов на человека с момента
его рождения. Дисциплинированность,
внимательность, исполнительность, пунктуальность,
педантичность и
Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
Качества, объясняемые "Эффектом аквариума". Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве [38, с.167].
При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:
приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
соблюдение принципов государственной службы;
постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
честная служба государству;
стремление найти
и использовать наиболее эффективные
и экономичные способы
отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;
никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
не заниматься
предпринимательской
разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;
соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;
стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;
избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;
в общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений [19, с.138].
Проступком, позорящим
честь и достоинство