Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 93.24 Кб (Скачать)

Второй барьер - это растущие масштабы отчуждения граждан от власти как следствие  бюрократизации государственного аппарата. По некоторым оценкам, подобное отчуждение сегодня превосходит даже уровень  советской эпохи.

Третий барьер на пути взаимодействия государства  и гражданского общества - отсутствие у граждан ярко выраженного желания  участвовать в совершенствовании  организации и деятельности государственного аппарата, органов государственной  власти и местного самоуправления. Во многом это объясняется тем, что  властные структуры и должностные  лица имеют в глазах значительной части народа отрицательный имидж. Он, как показывают социологические  опросы, сформировался под влиянием многих факторов, среди которых превалируют  два.

Прежде всего, это влияние на население традиций патернализма, когда люди считают, что  государство обязано по-отечески заботится в социальном плане  о каждом. Но в условиях либерализации  экономики и социальной сферы  население начинает понимать, что  надеяться следует только на себя. Отсюда и растущее недоверие к  чиновникам, которые плохо радеют о народе. Вторая причина снижения авторитета государственной службы и госслужащих кроется в фактах безудержной коррупции и воровства  со стороны наших чиновников. В  обстановке гласности подобные факты  рано или поздно через СМИ становятся достоянием общественности и это, конечно  же, не работает на позитивный имидж  государственной службы.

Четвертый барьер, препятствующий сближению государства  и общества – нежелание значительной части государственных и муниципальных  служащих ориентироваться на открытый диалог с общественностью. Это традиционная "болезнь" отечественной бюрократии. Однако, многолетний опыт западных демократий показывает, что альтернативы превращению властных структур в открытую и "прозрачную" систему для общества и взаимодействующую с ним не существует.

Сегодня общество нуждается в пересмотре российской традиции доминирования государства  и государственной службы над  ним и в отказе от традиции фетишизации  чиновничества. Нам необходимо создать  подлинно государственную гражданскую  службу, ответственную не перед партией, не перед лидером, пусть даже демократически избранным, а перед обществом, которое, в конечном счете, содержит эту службу.

Таким образом, этический принцип служения государству  и обществу требует от государственных  служащих добросовестной, честной, высокопрофессиональной и эффективной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государства и его органов  на благо российского общества. Служение государству и обществу - это не только правовая норма, но и моральная  ценность.

Он требует  от государственных служащих, прежде всего, позиции политической нейтральности, сознательной лояльности и на этой основе добросовестного служения государству  и его главному суверену – народу, обществу. Это проявляется в верности аппарата конституционному строю, в  поддержке общеполитического курса  государства, определенного в федеральных  законах, указах Президента РФ, его  ежегодных посланиях Федеральному Собранию и других нормативных документах.

2.2 Этические правила  и требования к  государственным  служащим

Практика служебных  отношений позволяют сформулировать основные правила этического поведения  государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в  своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические  качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких  отношений в процессе общения  служащих требует государственная  служба? Прежде всего, отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и  нравственности [24, с.78].

Первое –  государственная служба требует  от гражданских служащих взаимной честности  и правдивости. Это дает моральное  право служащему замещать предоставленную  ему должность государственной  службы. Обман, сделка с совестью –  это не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.

Второе –  в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.

Третье –  скромность гражданского служащего  и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в  отношениях с людьми. Скромный человек  никогда не выпячивает своё "Я", не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет  толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится  к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям. Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.

Четвертое –  вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие  требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое  поведение должно быть направленно  на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных  ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает  партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон  и неуместные замечания. Следует  спокойно и выдержанно реагировать  на критику. Золотое правило - чем  критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.

Специфическим правилами этики гражданских  служащих являются правила субординации, доступности, паритетности [29, с.176].

Служебная субординация – одно из основных этических и  организационных правил взаимоотношений  в органах государственной власти. Субординация с латыни означает "приведение в порядок". Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины. Данное правило предполагает подчинение вышестоящим руководителям в  соответствии с иерархией должностей гражданской службы, точное и своевременное  выполнение их распоряжений и поручений.

Доступность гражданского служащего – важное нравственное правило государственной службы. Быть доступным для людей –  значит быть постоянно готовым к  общению с ними, готовым выслушать  их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря на свою занятость гражданские служащие, особенно руководители, должны находить возможность встречаться со своими подчиненными и посетителями. Не следует  чрезмерно формализовать процедуры  приема посетителей.

Паритетность - этическое правило, нацеленное на демократизм  общения между служащими и  повышение эффективности их коммуникативного общения. Паритет означает равенство. Паритетный диалог предполагает свободное  высказывание сотрудниками собственных  мыслей и идей, конструктивный и  доброжелательное обсуждение всех поступивших  предложений в коллективе, учет их при выработке общего решения. Даже расхождения в политических взглядах не должны переходить в личную неприязнь, мешающую находить верные решения. Тем  более не стоит применять метод "конструирования противника", когда взгляды собеседника умышленно  искажаются с целью представить  его как некомпетентного человека.

Нравственные  требования, предъявляемые к государственным  служащим можно разделить на 4 группы:

Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся  на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность  к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и  жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента  его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность  – эти качества характеризуют  исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня  в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение  не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение  включаются новые слои населения, которые  различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие  качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые "Эффектом аквариума". Это особое положение государственного служащего  в обществе: к нему приковано обострённое  внимание людей (даже к личной его  жизни). Из этого следует, что государственная  служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление  от стандартов, личное поведение –  это те качества чиновника, которые  отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве [38, с.167].

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них  основные, которые должны предъявляться  к государственному служащему как  при поступлении на государственную  службу, так и при исполнении государственно-служебных  полномочий:

приверженность  высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные  интересы выше индивидуальных, частных  интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

соблюдение принципов  государственной службы;

постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных  законов и законов субъектов  федерации, никогда не нарушать положений  принятой присяги на верность государству  и не отказываться от законных требований по государственной должности;

честная служба государству;

стремление найти  и использовать наиболее эффективные  и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

отсутствие в  деятельности государственного служащего  элементов дискриминации одних  субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без  него, с другой;

никогда не принимать  для себя и членов своей семьи  никаких благ и преимуществ, используя  при этом свои служебные полномочия;

не делать никаких  личных обещаний, связанных с обязанностями  государственной службы;

никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально  во время исполнения своих должностных  обязанностей, как средство получения  личной выгоды;

не заниматься предпринимательской деятельностью;

разоблачать коррупцию  и постоянно бороться с ней  в государственных органах;

соблюдать деловой  режим и корректность общения  с гражданами и коллегами;

стремиться создавать  деловой имидж государственного служащего;

не высказывать  публично своего личного мнения о  действующих политических деятелях;

избегать злоупотребления  служебным положением, корыстной  или иной личной заинтересованности;

в общении с  гражданами, как при исполнении своих  полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с  достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко  разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам  и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых  управленческих решений [19, с.138].

Проступком, позорящим  честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое  действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с  высоким званием государственного служащего и делает невозможным  дальнейшее выполнение им своих служебных  полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее  авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Информация о работе Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы