Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа
Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.
Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69
Принцип законности.
Это важнейший этический
Этот принцип
требует верховенства Конституции
РФ, федеральных законов над иными
нормативно-правовыми актами, положениями
и инструкциями. Для чиновников должно
стать правилом, что неисполнение,
попрание закона не только противоправно,
но и глубоко аморально. К сожалению,
у нас еще низок уровень
правовой культуры государственных
служащих, весьма распространены правовой
нигилизм, скептическое отношение к
праву. Отсюда проистекают правовая
противоречивость и слабость государственной
власти, двойные стандарты в
Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Причем, это должно проявляться не только внешне, но должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.
Принцип ответственности,
обязывающий государственных
Принцип справедливости,
требующий разумного
Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы государственный служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. В соответствии с этим принципом, чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к: государству, государственному строю; политическому большинству, находящемуся у власти (правящей группе); ко всем ветвям власти; к государственным институтам (армии, милиции, министерствам, ведомствам и т.д.); к обществу, населению; к другим государственным служащим [23, с.78].
Принцип политической
нейтральности, который требует, чтобы
государственная служба и кадровая
деятельность были вне политики, вне
непосредственной борьбы за власть. Проявление
политико-идеологических пристрастий,
ориентация на какие-либо политические
группировки в системе
Демократическая система государственной власти требует построения департизированной и деполитизированной государственной службы. Без такой государственной службы невозможно создать стабильный и надежный механизм правового демократического государства. Исторический опыт и современная практика государственного строительства доказывают, что для эффективного государственного управления необходима полностью департизированная и относительно деполитизированная государственная гражданская служба. При этом, силовые государственные структуры и судебная власть должны быть абсолютно департизированы и деполитизированы. Полное слияние политики и государственной службы нецелесообразно и недопустимо, в том числе и по соображениям морального характера. Но абсолютно разделить государственную службу и политику невозможно – это из области утопии. Гражданскому обществу и политикам, контролирующим и регулирующим государственную службу, это нужно иметь в виду [17, с.108].
Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. На коррумпированность и интенсивную бюрократизацию госаппарата обращает внимание подавляющее большинство граждан (до 78%) и ученых-экспертов (до 76%) [32, с.23].
Нынешняя организация
госаппарата и его
Признаками коррумпированности
государственного служащего являются:
незаконность получаемых служащим материальных
и нематериальных выгод; злоупотребление
властью, использование служебного
положения вопреки интересам
государственной службы; умышленное
использование служебного положения
и авторитета занимаемой должности
для личного обогащения; наличие
личной корысти и личной заинтересованности.
Предметом коррупции могут
Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.
Бюрократизм –
внутреннее свойство любой управленческой
структуры. Но оно должно быть минимизировано.
Бюрократизм представляет собой
нравственно отрицательную
То есть, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений служащего с государством, обществом и другими служащими.
Если оценивать в целом нравственный уровень государственных служащих, то следует обратиться к данным специального социологического опроса. На вопрос "Как бы вы оценили нравственные качества современных государственных служащих" были получены следующие ответы: "большинство из них люди честные, неподкупные" – 20%, "среди них в равной степени есть люди честные и нечестные" - 72%, "большинство из них – люди недостаточно честные и не столь неподкупные" - 4%. "Каковы, на Ваш взгляд, основные причины аморального поведения определенной части государственных служащих"?: 52% - "падение нравственности в обществе", 21% - "руководители сами не являются примером для подчиненных", 15% - "недостаточное воспитание, низкая общая культура", 15% - "пренебрежение к законам", 13% - "неудовлетворительные материальные условия жизни служащих", 11% - "отсутствие должного контроля со стороны общества", 7% - неразработанность нормативных документов в борьбе с аморальными явлениями" [32, с.27].
В условиях реформирования
системы государственной службы
Российской Федерации в общественном
сознании начинают формироваться новые
представления об этических нормах
государственно-служебных
Термин "служение", согласно "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля, отождествляется с понятиями "служить", "служба". "Служение", то есть "служба" есть употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело (например, "долг каждого – служенье на общую пользу"). "Служить" по В.И. Далю – это состоять на государственной или общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте.
Это понятие уходит своими корнями в старину, в эпоху формирования Московского централизованного государства, тот есть в тот период в истории нашей страны, когда государственная служба понималась не иначе как "государева служба", как служение государю. Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы [28, с.167].
Исторический анализ показывает, что у нас принцип служения государству и обществу практически никогда не соблюдался. Начиная с середины ХХI века, момента образования единого Русского государства с сильной монархической властью, государственная служба в России рассматривалась как "государева служба". Великий князь, а затем царь или "государь всея Руси" считался наместником Бога на земле. Этот постулат основывался на базисном библейском положении о том, что "нет власти не от Бога". Учитывая тот факт, что Россия в те времена была исключительно набожной православной страной, можно судить о высоком сакральном смысле верховной монархической власти. Кроме того, в системе самой политической власти утвердился византийско-монгольский, то есть восточный тип правления и соответствующий тип построения и организации государственного аппарата. Поэтому полное подчинение государю являлось нормой поведения чиновников – окольничих, стряпчих, подъячих. Государственная служба вполне обоснованно называлась "государевой службой", поскольку служащие государственных органов служили, прежде всего, государю. Не случайно, в допетровский период государственных служащих называли "государевыми служилыми людьми".
В такой системе
государственной службы "служилые
люди" не могли иметь другого
статуса кроме статуса "государевых
слуг". Этот статус характеризовался
следующими отличительными признаками.
Во-первых, полная зависимость от государя,
передача собственной карьеры и
даже личной жизни на милость и
волю государя. Во-вторых, служба "по
приказу", то есть по распоряжению начальства.
Беспрекословное принятие поручения
(приказа), готовность взять на себя
обязанности по той или иной должности
в указанной отрасли
Всё это порождало
нестабильность служебного положения,
приводило к резкой смене уровня
и профиля службы, увеличивало
возможность оказаться в
Правовые и
организационные основы "государевой
службы" регламентировал и
Непризнание принципа
служения государству и обществу
прослеживается и в советскую
эпоху. В тот период главным и
определяющим условием работы в государственном
аппарате было членство в Коммунистической
партии, верность "линии партии",
личная преданность делу партии. Государственный
аппарат, служа КПСС, в то же время
служил государству, поскольку по своей
сути Советский Союз был партийным
государством. Существовало лишь формальное
различие между партийной и
В этом служении советских чиновников партии и государству нельзя не заметить и служение обществу. Но оно осуществлялось не прямо, а опосредованно. Во всех партийных документах подчеркивалось, что высшей своей целью партия ставит служение советскому народу, обществу. В действительности в практике государственного управления советской эпохи мы видим служение партийно-советского аппарата интересам государства, которое отождествлялось со служением партии. Служение обществу лишь громогласно декларировалось.
Таким образом, становление и развитие отечественной бюрократии на всём протяжении нашей истории было связано с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.
Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, народу. Это вытекает из конституционного положения о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" [1]. Безусловно, государственная служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня, особенно в либеральных кругах, существует мнение, что, прежде всего чиновник должен служить обществу. Этот подход направлен на "быстрый уход" государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития промышленно развитых западных стран. В этом нет ничего плохого, но необходимо только учитывать наши исторические традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии.