Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 93.24 Кб (Скачать)

Принцип законности. Это важнейший этический принцип, обязывающий должностных лиц, всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов, в том числе о государственной  службе и кадровой деятельности. В  любой правовой системе все правовые нормы имеют свой нравственный смысл, каждый правовой акт имеет свою нравственную ценность. Важно, чтобы в законе право  и мораль соответствовали друг другу.

Этот принцип  требует верховенства Конституции  РФ, федеральных законов над иными  нормативно-правовыми актами, положениями  и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас еще низок уровень  правовой культуры государственных  служащих, весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к  праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной  власти, двойные стандарты в правоприменительной  практике, безответственность и безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих [29, с.113].

Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина. Этот принцип  требует от чиновника уважать  каждого человека, признавать суверенитет  личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Причем, это  должно проявляться не только внешне, но должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

Принцип ответственности, обязывающий государственных служащих нести не только юридическую, но и  нравственную ответственность за принимаемые  управленческие и кадровые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение, чтобы чиновники чувствовали моральную ответственность за свое служебное поведение и деятельность.

Принцип справедливости, требующий разумного использования  властных полномочий, защиты прав и  законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей  – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит  моральный ущерб авторитету власти. Этот принцип требует внимательного  и справедливого подхода при  назначении служащих на новую должность, учета всех его достоинств и заслуг.

Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных  государством, отдельными его структурами  правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной  службе, уважение и корректность по отношению к государственным  и общественным институтам. Он требует, чтобы государственный служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. В соответствии с этим принципом, чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к: государству, государственному строю; политическому большинству, находящемуся у власти (правящей группе); ко всем ветвям власти; к государственным институтам (армии, милиции, министерствам, ведомствам и т.д.); к обществу, населению; к другим государственным служащим [23, с.78].

Принцип политической нейтральности, который требует, чтобы  государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне  непосредственной борьбы за власть. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на какие-либо политические группировки в системе государственной  службы неуместны и вредны. Вместе с тем, государственно-служебные  отношения не могут не носить политический характер, поскольку государственная  служба – это институт государства. А всё, что связано с государством и государственной властью –  это явления политические. Вопрос заключается в степени политизации  государственной службы. Индикатором  политизации можно считать уровень  вовлечения аппарата и отдельных  служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации  государственного аппарата. Но какова эта мера?

Демократическая система государственной власти требует построения департизированной и деполитизированной государственной службы. Без такой государственной службы невозможно создать стабильный и надежный механизм правового демократического государства. Исторический опыт и современная практика государственного строительства доказывают, что для эффективного государственного управления необходима полностью департизированная и относительно деполитизированная государственная гражданская служба. При этом, силовые государственные структуры и судебная власть должны быть абсолютно департизированы и деполитизированы. Полное слияние политики и государственной службы нецелесообразно и недопустимо, в том числе и по соображениям морального характера. Но абсолютно разделить государственную службу и политику невозможно – это из области утопии. Гражданскому обществу и политикам, контролирующим и регулирующим государственную службу, это нужно иметь в виду [17, с.108].

Принцип честности  и неподкупности, требующий категорического  неприятия таких явлений, как  коррупция и бюрократизм. На коррумпированность и интенсивную бюрократизацию госаппарата  обращает внимание подавляющее большинство  граждан (до 78%) и ученых-экспертов (до 76%) [32, с.23].

Нынешняя организация  госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые  административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм  властей создают угрозу демократическим  ценностям, разрушают веру людей  в государство, подрывают авторитет  власти.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление  властью, использование служебного положения вопреки интересам  государственной службы; умышленное использование служебного положения  и авторитета занимаемой должности  для личного обогащения; наличие  личной корысти и личной заинтересованности. Предметом коррупции могут быть: приватизация государственной собственности, распределение бюджетных средств, предоставление льгот и лицензирование, налогообложение и таможенная сфера, здравоохранение и образование, призыв на военную службу.

Коррупция –  это системное явление, требующее  не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

Бюрократизм –  внутреннее свойство любой управленческой структуры. Но оно должно быть минимизировано. Бюрократизм представляет собой  нравственно отрицательную форму  реализации государственно-властных полномочий. Отличительная черта бюрократической  ментальности чиновника – стереотипность, безразличие и безответственность, что превращает бюрократию в корпорацию эгоистических интересов. В бюрократической  среде преобладают такие ценности, как чинопочитание, карьеризм, канцелярщина, зависть, подобострастное отношение к богатству и власти. Только демократизация и открытость власти, оптимизация аппарата, расширение социальной базы кадрового корпуса государственной службы, отделение его от бизнеса и собственности могут лишить бюрократизм благоприятной среды обитания [29, с.135].

То есть, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной  службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений  служащего с государством, обществом  и другими служащими.

Если оценивать  в целом нравственный уровень  государственных служащих, то следует  обратиться к данным специального социологического опроса. На вопрос "Как бы вы оценили нравственные качества современных государственных служащих" были получены следующие ответы: "большинство из них люди честные, неподкупные" – 20%, "среди них в равной степени есть люди честные и нечестные" - 72%, "большинство из них – люди недостаточно честные и не столь неподкупные" - 4%. "Каковы, на Ваш взгляд, основные причины аморального поведения определенной части государственных служащих"?: 52% - "падение нравственности в обществе", 21% - "руководители сами не являются примером для подчиненных", 15% - "недостаточное воспитание, низкая общая культура", 15% - "пренебрежение к законам", 13% - "неудовлетворительные материальные условия жизни служащих", 11% - "отсутствие должного контроля со стороны общества", 7% - неразработанность нормативных документов в борьбе с аморальными явлениями" [32, с.27].

В условиях реформирования системы государственной службы Российской Федерации в общественном сознании начинают формироваться новые  представления об этических нормах государственно-служебных отношений  и их роли в жизни государства  и общества. Во многом они базируются на традиционных представлениях о долге  и чести российского чиновника, ответственного перед государством и служащим ему. В ряду морально-этических  принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной  России, особо, на наш взгляд, выделяется принцип служения государству и  обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что этот принцип имеет для  нас не только теоретическое, но и  практическое значение. Будучи близким  по своему содержанию с принципами политической нейтральности и лояльности, он имеет свою специфику, обусловленную  историческими традициями, менталитетом, политическими, культурными, психологическими и иными факторами.

Термин "служение", согласно "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля, отождествляется с понятиями "служить", "служба". "Служение", то есть "служба" есть употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело (например, "долг каждого – служенье на общую пользу"). "Служить" по В.И. Далю – это состоять на государственной или общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте.

Это понятие  уходит своими корнями в старину, в эпоху формирования Московского  централизованного государства, тот  есть в тот период в истории  нашей страны, когда государственная  служба понималась не иначе как "государева служба", как служение государю. Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы [28, с.167].

Исторический  анализ показывает, что у нас принцип  служения государству и обществу практически никогда не соблюдался. Начиная с середины ХХI века, момента образования единого Русского государства с сильной монархической властью, государственная служба в России рассматривалась как "государева служба". Великий князь, а затем царь или "государь всея Руси" считался наместником Бога на земле. Этот постулат основывался на базисном библейском положении о том, что "нет власти не от Бога". Учитывая тот факт, что Россия в те времена была исключительно набожной православной страной, можно судить о высоком сакральном смысле верховной монархической власти. Кроме того, в системе самой политической власти утвердился византийско-монгольский, то есть восточный тип правления и соответствующий тип построения и организации государственного аппарата. Поэтому полное подчинение государю являлось нормой поведения чиновников – окольничих, стряпчих, подъячих. Государственная служба вполне обоснованно называлась "государевой службой", поскольку служащие государственных органов служили, прежде всего, государю. Не случайно, в допетровский период государственных служащих называли "государевыми служилыми людьми".

В такой системе  государственной службы "служилые люди" не могли иметь другого  статуса кроме статуса "государевых  слуг". Этот статус характеризовался следующими отличительными признаками. Во-первых, полная зависимость от государя, передача собственной карьеры и  даже личной жизни на милость и  волю государя. Во-вторых, служба "по приказу", то есть по распоряжению начальства. Беспрекословное принятие поручения (приказа), готовность взять на себя обязанности по той или иной должности  в указанной отрасли государственного управления и в указанном месте  страны. В-третьих, отсутствие строго определенной управленческой специализации, ввиду  вхождения гражданской, военной  и других видов служб в единую "государеву службу".

Всё это порождало  нестабильность служебного положения, приводило к резкой смене уровня и профиля службы, увеличивало  возможность оказаться в немилости  у государя или непосредственного  начальника со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

Правовые и  организационные основы "государевой  службы" регламентировал и законодательно утвердил Петр Великий, введя своим  указом знаменитую "Табель о рангах". Эти основы обозначили появление  в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей – чиновников, всецело обязанных  своим положением и существованием государственной службе, но более  всего государю. Однако осознание  роли российского чиновничества  в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных  служащих, о их служении государству и обществу – эти проблемы были поставлены в повестку дня в России с большим опозданием от стран Западной Европы [22, с.243].

Непризнание принципа служения государству и обществу прослеживается и в советскую  эпоху. В тот период главным и  определяющим условием работы в государственном  аппарате было членство в Коммунистической партии, верность "линии партии", личная преданность делу партии. Государственный  аппарат, служа КПСС, в то же время  служил государству, поскольку по своей  сути Советский Союз был партийным  государством. Существовало лишь формальное различие между партийной и государственной  властью.

В этом служении советских чиновников партии и государству  нельзя не заметить и служение обществу. Но оно осуществлялось не прямо, а  опосредованно. Во всех партийных документах подчеркивалось, что высшей своей  целью партия ставит служение советскому народу, обществу. В действительности в практике государственного управления советской эпохи мы видим служение партийно-советского аппарата интересам  государства, которое отождествлялось  со служением партии. Служение обществу лишь громогласно декларировалось.

Таким образом, становление и развитие отечественной  бюрократии на всём протяжении нашей  истории было связано с идеей  служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным  органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.

Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, народу. Это вытекает из конституционного положения о том, что "носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" [1]. Безусловно, государственная служба по своему определению  предназначена прежде всего для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня, особенно в либеральных кругах, существует мнение, что, прежде всего чиновник должен служить обществу. Этот подход направлен на "быстрый уход" государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития промышленно развитых западных стран. В этом нет ничего плохого, но необходимо только учитывать наши исторические традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии.

Информация о работе Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы