Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 93.24 Кб (Скачать)

Итак, проведенный  анализ позволяет поставить диагноз  нынешнего состояния российского  общества. В структурном отношении  оно неопределенно, а в культурном – аномично. Аномия мешает государственным служащим занять активную гражданскую позицию, что излишне бюрократизирует сферу государственного управления, снижая эффективность ее функционирования.

По мнению специалистов, причинами существования негативных нравственных качеств в поведении  и деятельности служащих являются:

− недостатки нормативно-правового  обеспечения государственной службы;

− традиционные недостатки кадрового обеспечения  государственной службы – протекционизм, коррупция, патернализм;

− слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе;

− отсутствие реальной связи государственной службы с  гражданским обществом;

− традиционализм, использование старых механизмов и  методов регулирования государственно-служебных  отношений, отсутствие инновационных  подходов;

− недостаточная  социальная защищенность государственных  служащих [15, с.127].

Каковы пути решения этих проблем?

Правовой путь – активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.

Организационный путь – проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов  по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение  государственного контроля за работой "зон повышенного риска" - административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.

Кадровый путь – выработка и нормативное  закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.

Морально-психологический  путь – восстановление традиционных моральных ценностей государственной  службы и кадровой политики – служения государству и обществу.

Социальный путь – выработка системы стимулирования высоконравственного поведения  чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных  обязанностей.

Политический  путь – наличие политической воли государства, направленной на решительное  пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной  службы и кадровой политики.  

Заключение

Формирование  эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих  на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку  кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения, берущий  свое начало от слова "этос" - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины "этика", "мораль", "нравственность" по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - "этические правила", "моральные принципы", "нравственные нормы", придавая различные смысловые оттенки общему понятию.

Профессиональная  этика государственного служащего  помогает конкретизировать, реализовать  моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы "приспосабливает" уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Рост социальной значимости этического момента в  деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими  причинами политического, экономического и социального характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических  отношений, переоценка ценностей создают  множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми  нормами ввиду их отсутствия или  устаревания. От профессионализма и  уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы в наиболее общей форме  выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру  его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Государственный комитет Удмуртской Республики по делам  молодежи является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции государственного регулирования  и межотраслевой координации  в сфере молодежной политики.

Служащие Госкоммолодежи УР, опираясь на общепризнанные нравственные ценности и профессиональный долг, в строгом соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и другими нормативными документами, регулирующими государственную службу, руководствуясь спецификой профессии, заботятся об авторитете государственной власти и престиже своей профессии.

Этические принципы деятельности служащих Госкоммолодежи УР базируются на соблюдении Конституции РФ, законов РФ и иных нормативных актов, а также на соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Основными принципами деятельности служащего Госкоммолодежи УР являются профессиональная компетентность, беспристрастность и добросовестность.

Наличие доверия  во взаимоотношениях государства и  общества является тем общественным капиталом, без которого невозможно их взаимозависимое эффективное  функционирование и демократическое  развитие страны. Главной предпосылкой этой эффективности является успешное осуществление государственными служащими  своих должностных обязанностей, их готовность принимать самостоятельные  решения и нести моральную  ответственность за их реализацию. В этом плане не все в сфере  государственной службы находится  на должном уровне, о чем свидетельствует  проведенный социологический опрос  гражданских служащих г. Ижевск, в том числе, служащих Госкоммолодежи УР.

Мы предложили следующие пути решения проблем:

активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе;

проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов  по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение  государственного контроля за работой "зон повышенного риска" - административных служб, связанных с бизнесом, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.;

выработка и  нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и  нравственным качествам;

восстановление  традиционных моральных ценностей  государственной службы и кадровой политики – служения государству  и обществу.

выработка системы  стимулирования высоконравственного  поведения чиновников, позитивной мотивации  на добросовестное исполнение служебных  обязанностей.

наличие политической воли государства, направленной на решительное  пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной  службы и кадровой политики.  

Библографический список

1.         Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2.         Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

3.         Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

4.         Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

5.         Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации".

6.         Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".

7.         Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)".

8.         Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

9.         Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации".

10.      Постановление Правительства УР №26 "Об утверждении положения о государственном комитете Удмуртской Республики по делам молодежи" от 27 марта 2006г.

11.      Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2003. -с.344.

12.      Беголипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления.М. – Ростов на Дону. 2004. -с.267

13.      Бойков В.Н. Профессиональная культура государственной службы // Социологическиек исследования. 1999. № 2. -с.23-28.

14.      Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. – М.: РАГС, 2006. -с.456.

15.      Государственная политика и управление. Учебник: В 2 ч. /Под ред. Л.В. Сморгунова. – М.: РОССПЭН, 2007. -с.433.

16.      Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / Под ред.В.П. Иванова. - М.: Известия, 2004. -с.264.

17.      Государственная служба: культура поведения и деловой этикет (Под общей редакцией Окотского Е. В) М. 1998-с.465.

18.      Государственный аппарат и политические реформы в современной России /Под ред.В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д: СКАГС, 2006. -с.417.

19.      Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Уч. пособие /Под общ. ред.В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: РАГС; Статут, 2006. -с.297.

20.      Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник.М. 2005. -с.327.

21.      Игнатов В.Г., Беголипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов на Дону. 2000. -с.265.

22.      Ионова А.И. Этика и культура государственного управления.М. 2005.

23.      История государственного управления в России. Учебник / Под ред.Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2002. -с.388.

24.      Луганский К.Ф. Канавченко Е.В., Шувалова Н.Н. – Государственные служащие: нравственные основы деятельности и этикет // Государственная служба: теория и организация. Курс лекций // Ростов на Дону. 1998. -с.422.

25.      Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих // Представительная власть. 2007. № 2. – с.15-18.

26.      Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. - М.: Дело, 2002. -с.385.

27.      Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. - М.: РАГС, 2001. -с.522.

28.      Мельников В.П. Государственная служба в России: Исторический опыт. – М.: РАГС, 2005. -с.395.

29.      Нравственные основы государственной службы России: Учеб. пособие. – М.: РАГС, 2003. -с.266.

30.      Рогожин М.Ю. Справочник кадровика. Оформление документов. – М.: Бератор-Пресс, 2003. -с.289.

31.      Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля. Уч. пособие /Под ред.А.М. Беляева, Е.Д. Богатырева и др. – М.: Финакадемия при Правительстве РФ, 2007. -с.31.4

32.      Социологические исследования в системе государственной службы. 1992–2002. - М.: РАГС, 2003. -с.35.

33.      Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих.М. 2000. -с.327.

34.      Столяров А.В. Эффективность труда руководителей органов государственного управления. – М.: МТиСР, 2003. -с.426.

35.      Столярова В.А. Функции и оценка труда работников аппарата управления. - М.: МтиСР, 2003. -с.349.

Информация о работе Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы