Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 93.24 Кб (Скачать)

Первостепенное  значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская  честь. По словам философа, ни один человек  не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все  сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь  оказывает существенное влияние  и на честь служебную, по крайней  мере, в той части, которая связана  с высокой социальной значимостью  службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи  в жизни государства, когда резко  возрастает ответственность людей  за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет  и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими  своего долга. В виду публичности  службы деятельность государственных  служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным  вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, "служебная честь  заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые  для этого качества и во всех случаях  точно исполняет свои служебные  обязанности".

Профессиональная  честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего  будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная  нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие "профессиональной справедливости". Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить  много усилий, чтобы досконально  исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить  по шаблону, по совету начальства –  гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть  и побуждает государственного служащего  быть справедливым, не поддаваться  давлению "свыше", мафиозных групп  и др. Справедливость, конечно, важна  и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках "своих" и "чужих", удобных и не удобных  разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический  климат коллектива. Так как общение  с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени  основного числа государственных  служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как "профессиональный такт" [20, с.75].

Особенно стоит  выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего  является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом  гуманизма пересекается принцип  оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что  его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения  способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и  правопорядка. Эта вера возвышает  и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно  направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому  профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что  любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия  и принципы профессиональной этики  государственного служащего образуют её каркас, который наполняется "плотью и кровью" в различных житейских  ситуациях.

1.2 Морально-нравственные  основы гражданско-служебной  деятельности

Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную  систему, но и этическую. Государственная  служба выступает носителем должной  морали, нравственных ценностей, ориентирует  людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния  государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние  государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его  удельный вес в структуре общества [38, с.97].

Анализ вопроса  показывает, что цели, приоритеты и  принципы кадровой политики содержат в себе большой морально-нравственный заряд, в значительной степени определяющий характер и направленность этого  явления. Поэтому нравственная составляющая кадровой политики и кадровой деятельности имеет первостепенное значение для  формирования персонала государственной  службы. Кадровая работа в значительной степени субъективна и в ней  всегда есть варианты личного усмотрения. А это поле действия не только правовых, но и моральных факторов.

В результате реформ, проводимых в России, коренным образом  изменились структура и содержание деятельности органов государственной  власти и управления. Это вызвало  трансформацию нравственных требований к государственной службе. Сегодня  жизнь предъявляет руководителям  государственных органов, всем государственным  служащим новые, более высокие требования к их нравственному уровню, к их служебному поведению. Служение государству  и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность  за свои действия – эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.

Вопросы морали и нравственности государственно-служебной  деятельности, в виду их особой значимости, всегда находились в центре внимания исследователей. Данной проблематикой  активно занимается кафедра государственной  службы РАГС при Президенте РФ и, в  частности, такие ученые, как Соколов  В.М., Шувалова Н.Н. и ряд других [20, с.117].

Для понимания  проблемы необходимо, прежде всего, остановиться на сущности и особенностях понятий "мораль" и "нравственность".

В человеческом обществе существуют так называемые "вечные вопросы" - что такое  добро и зло, справедливое и несправедливое, что из себя представляют общечеловеческие жизненные ценности? В ответах на эти вопросы – суть морали. Мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали отношения людей в далекой древности. Нормы морали, как продукт исторического развития, зародились и сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, справедливости, счастья людей. Большую роль в утверждении общечеловеческих норм морали оказывала и оказывает религия, особенно христианство.

Что такое мораль? Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность [38, с.114]. Это особая форма общественного  сознания и вид общественных (моральных) отношений, в том числе и в  сфере государственно-служебных  отношений. В принципе мораль, нравственность, этика – понятия однопорядковые, тождественные.

Повсюду и каждодневно  человек вступает в сложную систему  связей-отношений с другими людьми. При этом он руководствуется теми или иными принципами, нормами  поведения. Это моральная практика, которая возникла из объективной  необходимости регулирования взаимоотношений  в человеческом обществе.

В регулировании  государственных и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере государственной службы. Понять взаимодействие морали и права – значит понять сущность морали.

Мораль и право  объединяет много общего. В Древнем  Риме говорили, что "право есть искусство  добра и справедливости". Их объединяет то, что мораль и право являются формами общественного сознания. Они служат регуляторами поведения  людей. Они служат общей цели –  согласованию интересов личности, общества и государства, поддержанию общественного  порядка [17, с.45].

В целом, право  соответствует или должно соответствовать  моральным нормам. Хотя бывают и  противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для авторитарных, недемократических  государств.

Вместе с тем, мораль и право имеют существенные различия:

исторически мораль появилась раньше государства и  права;

право состоит  из норм, установленных государственными органами и зафиксированных в  юридических актах. Нормы морали складываются в общественном сознании и мнении;

в правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений  и фактов. Моральные требования отличаются общественным содержанием, дают больший  простор для толкования и применения;

требования морали выполняются людьми добровольно  в силу личной убежденности и понимания  их общественной полезности. Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение. Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства, меру государственного принуждения;

моральные нормы  не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. Мерами морального воздействия могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую ответственность, вплоть до уголовной;

мораль охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения  людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.

Особенностями и характерными чертами морали являются:

всеобщность ее функционирования;

опора на традиции, привычки;

опора на общественное мнение;

субъективно-личностный характер;

повелительная роль, определяющая ее особую значимость в общественных отношениях.

Моральные правила  и нормы, связанные с государственной  службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки  пренебречь этой связью завершаются  либо подменой профессиональных моральных  требований внеморальными установками, либо абстрактными декларациями.  

2. Этические и общие  нормы и принципы  служебной деятельности  государственных  служащих

2.1 Нравственные принципы  служебной деятельности  государственных  служащих

Практика государственной  службы свидетельствует, что служебное  поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах.

Под нравственными  принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений  с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан  в защите их прав, свобод и законных интересов. Это система общих  ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных  служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Следует отметить, что нравственные принципы и нормы  служебной деятельности государственных  служащих пока не нашли у нас нормативного установления. Но правила служебного поведения и требования к нему закреплены в действующем законодательстве [4].

Наука и практика показывают, что общими нравственными  принципами служебной деятельности государственных служащих являются следующие принципы.

Принцип служения государству и обществу, требующий  бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

Информация о работе Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы