Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Развитие этикета проходило по мере развития человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.
Понятие этикет было привезено в Россию в 18 веке Петром I и в переводе с французского означало церемониал.
В одном из источников данное понятие характеризовалось как, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

Оглавление

1. Общее понятие этикета…………………………………………………………………3
2. Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность…………….4
3. Понятие этического кодекса в организации………………………………….5
4. Соотношение этики руководителя с понятиями руководство и этические моменты………………………………………………………………………….13
5. Этика и конфликтное взаимодействие………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 64.62 Кб (Скачать)

Министерства образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет»

Кафедра: Экономика и  менеджмент в городском хозяйстве

Реферат по дисциплине деловой этикет

Выполнила: студентка 1-го курса,

 ФРЭиУ, направление ЖКХ,

группа Э721, Ибрагимова Адель

Преподаватель: Силантьева Мария Владимировна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

1. Общее понятие этикета…………………………………………………………………3

2. Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность…………….4

3. Понятие этического кодекса в организации………………………………….5

4. Соотношение этики руководителя с понятиями руководство и этические моменты………………………………………………………………………….13

5. Этика и конфликтное взаимодействие………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее понятие этикета

Развитие этикета проходило по мере развития человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.

Понятие этикет было привезено  в Россию в 18 веке Петром I и в переводе с французского означало церемониал.

В одном из источников данное понятие характеризовалось как, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

Согласно русскому ученому В.И.Далю, по этикетом понимается чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. – тный, к сему относящийся,– ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.1

По мнению доктора филологических наук, великого лингвиста и профессор С.И.Ожегова, этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения ( в дипломатических кругах при дворе и т.п.)2

Этикет выражается в сложной  системе детально разработанных  правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их, правила поведения в различных кругах.

Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как  социальное понятие, т.е. говорить об этикете  как исторически сложившейся  системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этнос ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему  определённых правил учтивости, которые регламентируют особенности взаимоотношений между представителями различных слоёв населения и социальных групп в соответствии с их общественным статусом. Различают несколько видов этикета. Назовём некоторые из них:

  • дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приёмах, во время визитов и переговоров;
  • придворный этикет – строго регламентируемый порядок общения и поведения, установленный при дворах монархов;
  • воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Различают также деловой этикет, представляющий собой свод правил, соблюдение которых необходимо для успешной работы, и этикет повседневного общения, регламентирующий поведение человека в бытовых ситуациях, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.

Во все времена люди по-разному относились к этикету. Это отношение зависело и зависит от воспитанности, этической образованности и развитости моральных потребностей личности, которые предполагают желание нравственного отношения к себе со стороны окружающих и желание так же нравственно относиться к людям.

Хорошее знание и выполнение норм этикета — одна из составляющих привлекательного имиджа.

 

Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность

 

Современная социальная философия  рассматривает мораль (от лат. mos mores — обычаи, нравы, отсюда moralis — правильный, нравоучительный) как один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), а также выступает как предмет специального изучения этики. В любом обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность и при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими типами нормативной регуляции, тесно и неразрывно переплетается с ними и вместе с тем существенно отличается от них. Мораль выделилась из первоначально не расчлененной нормативной регуляции в особую сферу отношений в позднеродовом обществе и прошла длительную историю формирования и развития в предклассовом и классовом обществе.3

Таким образом, термин “мораль” используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения, и это означает, что данный термин по своему объему значительно шире правил профессионального поведения, закрепленных в особых кодексах, принимаемых корпорациями и профессиональными ассоциациями. Мораль — это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. В таком понимании мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. В свою очередь, эти модели вместе с другими видами традиций, правилами и нравами передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению. Мораль, таким образом, имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида. Аналогично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, а мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.

При всем том огромном значении, которое имеет понятие “мораль”, оно не может быть использовано для  описания различных видов моральной  рефлексии, рассматриваемых в рамках теории этики бизнеса.

Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.

Этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Т.к. бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса нужно поступать морально, т.к. тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.

 

Согласно Р.Т. Де Джорджу, предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения.

Смешение языков морали и  здравого смысла не имеет большого значения. Людям делового оборота  безразлично, определяются ли обычаи деятельности соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов же разграничение этих двух разных мотивов является чрезвычайно важным, так как разумное поведение может быть одновременно недопустимым с моральной точки зрения. История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или в крайнем случае терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение месторасположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике органов управления в угоду влиятельным магнатам.

Благодаря тому, что бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности  своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах  самого бизнеса поступать морально, поскольку тем самым здравый  смысл рассматривается как мотив  и обоснование этического поведения.

Немецкий философ Г.Гегель рассматривал нравственность через понятие нравов.

Для нравов характерно:

  • общественным непререкаемым авторитетом обладает господствующая массовая привычка;
  • установившаяся стихийно практика поведения, которая вследствие своей общепринятости имеет силу «действующего, существующего закона».

 

Гегель рассматривает  общеисторический переход от нравов к морали. Ученый был первым, кто установил, что морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности.

В русском языке понятия  морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает  наличие внешнего оценивающего субъекта. Нравственность в большей степени  ориентирована на внутренний мир  человека и его собственные убеждения. Нравственность в широком смысле — особая форма общественного  сознания и вид общественных отношений. Нравственность в узком смысле —  совокупность принципов и норм поведения  людей по отношению друг к другу  и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

 

 

Понятие этического кодекса в организации

 

Этический кодекс (лат.  codex  — «книга, систематизированный свод законов») можно рассматривать4:

  • как форму коллективного договора;
  • добровольное принятие обязательств, обеспечивающих достижение доверия, согласия, успеха;
  • инструмент прояснения стратегии и ценностей организации;
  • механизм   внедрения   хорошего   (надлежащего)   управления   и стандартов деловой этики.

Используемые  российскими промышленниками принципы ведения дел получили известность  в 1912 г. в виде моральных норм:

  • Уважай власть. Порядок во всем опирается на власть, она является условием эффективного ведения дела.
  • Будь   честен   и   правдив.   Российский   предприниматель   обязан быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.
  • Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны.
  • Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение, гармонию интересов и создает условия для развития у людей самых разнообразных способностей.
  • Будь верен слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Слово, рукопожатие делового человека должно цениться выше деловых бумажек.
  • Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности.
  • Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель, но любая цель не может затмить моральные ценности.

Данные принципы во многом перекликаются  как с современными российскими  кодексами ведения деловой практики, так и с зарубежными нормами  этики бизнеса. К сожалению, многие традиции частного предпринимательства  были прерваны в годы советской власти. В настоящее время дискуссии  о том, способны ли современные российские бизнесмены возродить лучшие традиции российского предпринимательства, перешли в область поиска инструментов создания наилучшей практики деловой  среды и внутренней культуры организаций. «Дикое» развитие капитализма, характерное  для первоначального периода  развития рыночных отношений в 1990-е гг. в России, изживает себя, подчиняясь объективным закономерностям и этическим стратегиям цивилизованного международного бизнеса.

 В странах с развитой рыночной  экономикой за последние годы  внимание к этической стороне  деловых отношений весьма возросло. Ежегодно   в   мире   проходят   сотни   семинаров   и   конференций   по проблемам  этики деловых отношений, регулярно  собираются международные съезды  и конгрессы, выходят десятки  книг и учебников, издаются  специальные журналы. Все это  свидетельствует о том, что  ученые и деловое сообщество  не только признают существование  этических проблем, но придают им огромное значение.К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, исследователи относят:

  • соотношение целей и средств их достижения;
  • соотношение личных и общественных интересов;
  • выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;
  • соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений 1 .

Остановимся подробнее на исследовании роли этических  кодексов в решении нравственных вопросов организации и управлении деловыми отношениями и поведением. В современных условиях ключевые этические проблемы, регулируемые этическими кодексами, возникают в отношениях:

  • между организациями;
  • между организациями и государством;
  • между производителями и потребителями;
  • между руководством (менеджментом) организацией и владельцами (инвесторами);
  • между организациями и местным сообществом;
  • между организациями и окружающей средой;
  • внутри организации (между руководителями и подчиненными, межличностные отношения в организации).Этические кодексы, влияющие на организационное поведение:
  • международные и национальные кодексы этики бизнеса;
  • корпоративного управления;
  • этические кодексы организации;
  • профессиональные кодексы этики;
  • персональные кодексы деловой этики.5

Информация о работе Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность