Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Развитие этикета проходило по мере развития человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.
Понятие этикет было привезено в Россию в 18 веке Петром I и в переводе с французского означало церемониал.
В одном из источников данное понятие характеризовалось как, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

Оглавление

1. Общее понятие этикета…………………………………………………………………3
2. Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность…………….4
3. Понятие этического кодекса в организации………………………………….5
4. Соотношение этики руководителя с понятиями руководство и этические моменты………………………………………………………………………….13
5. Этика и конфликтное взаимодействие………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 64.62 Кб (Скачать)

В зависимости от субъектов разработки кодексов (добровольные международные  ассоциации, корпорации, профессиональные объединения, инициативные группы) и  объектов этического регулирования (поведение  организаций, предпринимателей, менеджеров, персонала, индивида) различают разные виды этических кодексов.

Наиболее общие требования к  этике делового поведения содержатся в международных кодексах этики  бизнеса. Кодекс этики бизнеса  — это совокупность правых и этических норм, определяющих справедливые   отношения   между   субъектами   предпринимательской 135деятельности. Одним из примеров такого кодекса можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур; ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии6.

В преамбуле «Принципов международного бизнеса», в частности, говорится: «Законы  и движущие силы рынка являются необходимым, но   недостаточным   руководством   к   действию.   Фундаментальными принципами являются: ответственность  за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого  достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые  всеми ценности, включая обязательство  о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба»7.

Главные принципы этики  международного бизнеса:

    1. Ответственность   бизнеса:   от   блага   акционеров   к   благу   его ключевых партнеров. Бизнес должен поддерживать свое собственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью. Роль компаний — содействовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают.
    2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества, бережно использовать природные ресурсы, вести свободную и честную конкуренцию.
    3. Этика бизнеса: от буквы закона — к духу доверия. Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний и открытость способствуют не только повышению доверия к себе и собственной стабильности, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок, особенно на международном уровне.
    4. Уважение правовых норм. Компании обязаны уважать дух и букву закона как своей страны, так и других стран.
    5. Поддержка   многосторонних   торговых   отношений.   Фирмам следует оказывать поддержку международным торговым системам, таким как Всемирная торговая организация и другим, осуществляющим функцию этического контроля за добросовестным поведением агентов международного рынка.
    6. Уважительное отношение к окружающей среде. Бизнес обязан охранять и, где возможно, улучшать окружающую среду.
    7. Отказ от противозаконных действий. Бизнес не должен участвовать или мириться со взяточничеством, «отмыванием денег» и другими бесчестными приемами. Он не должен заниматься торговлей оружием и другими предметами, используемыми в террористической   деятельности,   распространением   наркотиков и другими видами организованной преступности.

Вышеперечисленные требования могут  служить критерием оценки уровня деловой культуры партнеров, их готовности к поддержанию   деловой   морали,   соблюдению   партнерских   отношений,   построенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве  долга, умении держать данное слово.

Не менее значимым фактором нравственного  оздоровления деловых отношений  и общества являются  национальные этические кодексы. Национальный фонд «Российская деловая культура»  разработал документ «Двенадцать принципов  ведения дела в России», призывающий   предпринимателей   соблюдать   принципы   деловой этики.

 

  1. Принципы личности

Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением  принятых деловых обязательств. Воздерживайся  от насилия и угрозы применения насилия  как способов достижения деловых  целей

  1. Принципы профессионала

Всегда веди дело сообразно средствам. Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства  и ключ к успеху. Стремись завоевать  репутацию честного, компетентного  и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего  партнера. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый  надежный партнер — тот, который  тоже выигрывает сделки

  1. Принципы гражданина России

Соблюдай  действующие законы и подчиняйся законной власти.Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания

  1. Принципы гражданина Земли

При создании и ведении дела как минимум  не наноси ущерба природе. Найди в  себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы  они стали невыгодны всем. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они  не хуже и не лучше нас, они —  просто другие

Следующим по масштабам и объему регулируемых деловых отношений типом кодексов можно считать  корпоративные  кодексы этики, которые включают два типа: кодекс корпоративного управления и этический кодекс организации.

Корпоративное управление как область этической  регуляции слабо изучено в  России. Сам термин «корпоративное управление» вошел в употребление с конца 1990-х гг. С одной стороны, за этот период в России изменилась роль частного сектора в экономическом  развитии и создании рабочих мест; с другой — корпоративные скандалы и глобальная конкуренция способствовали тому, чтобы это понятие стало  широко распространенным и привлекло  внимание исследователей.

Международная   финансовая   корпорация   (МФК)   и   ее   проект «Корпоративное   управление   в   России»   определяют   корпоративное управление как «структуры и процессы руководства  компаниями и контроля за ними»8 . Фактически впервые в отечественной литературе анализируются этические принципы защиты интересов акционеров и владельцев компаний. Исторически причиной создания этической системы корпоративного управления послужили кризисы и банкротства крупных   корпораций.   Так,   в   начале   1990-х   гг.   произошел   ряд банкротств, связанных с компанией Maxwell Group, которая присвоила активы пенсионных фондов. Уже в ХХI в. мы стали свидетелями банкротства компании Enron в США, скандала с компанией Parmalat в Италии.

В результате всех этих банкротств и скандалов, которые  часто возникали по причине некомпетентности или явного мошенничества, принимались  определенные меры, влияющие на систему  корпоративного   управления,   среди   которых   особого   внимания   заслуживают многочисленные кодексы корпоративного управления, нашедшие отражение и в международных принципах этики корпоративного управления.

Концепция   корпоративного   управления   строится   на   описании четырех  ключевых принципов, среди которых  доминирующими являются нравственные принципы:

  • справедливость:   система   корпоративного   управления   должна защищать права акционеров;
  • ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчивости, здоровых с финансовой точки зрения предпринимателей;
  • прозрачность:  система   корпоративного   управления   должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам;
  • подотчетность:   система   корпоративного   управления   должна обеспечивать стратегическое руководство организации, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров организации и ее акционерам.

Корпоративное управление не следует путать с менеджментом. Для корпоративного управления главное  — механизмы, обеспечивающие добросовестное, ответственное, прозрачное корпоративное  поведение и подотчетность. Принципы корпоративного управления определяются на самом высоком уровне в системе  руководства организацией и обеспечивают управление ею в интересах акционеров. В странах, где правовая база не развита, например в России, инвесторы готовы платить премию за хорошее управление компанией, и для российских компаний такая премия составляет в среднем 38%.

Общепринятые  принципы корпоративного управления —  это базовые, исходные начала, лежащие  в основе формирования, функционирования и совершенствования всей системы  управления организацией и определяющие содержание ее этических кодексов и  норм.

Некоторые российские акционерные общества добровольно  приняли кодексы корпоративного управления в дополнение к своим  уста-вам и внутренним документам. Большинство таких принципов представляет собой краткое и простое изложение принципов. Они, как правило, отражают желание совета директоров и исполнительных органов вести дела организации честным, добросовестным и социально ответственным образом.

Кодексы могут охватывать широкий круг вопросов, в том числе указанные ниже.

Общие вопросы  корпоративного управления:

  • миссия, цели, задачи организации;
  • принципы взаимоотношений между акционерами и советом директоров;
  • принципы взаимоотношений между советом директоров и генеральным директором.

Раскрытие информации и прозрачность:

  • система внутреннего контроля, включая управление рисками;
  • политика общества в отношении пользования аудиторскими и
  • консультационными услугами, оказываемыми одной и той же фир-мой;
  • отчетность, политика и стандарты раскрытия информации.

Подотчетность организации заинтересованным лицам:

  • информирование инвесторов и взаимодействие с ними.

Перечень   включенных   в   кодекс   принципов   будет   зависеть   от того, какие из них имеют наибольшее значение для организации. Как правило, кодексы корпоративного управления утверждаются советом директоров, рассылаются  акционерам и инвесторам, публикуются  на сайте общества в Интернете  и рекомендуются руководству  и персоналу организации к  созданию и добровольному исполнению корпоративных этических кодексов поведения.

 

Соотношение этики  руководителя с понятиями руководство  и этические моменты

 

Этика руководителя — это9:

  • культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу;
  • технологичное этическое знание, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступков.

 

Существует различие между  формальным лидерством — когда влияние  исходит из официального положения  в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит  из признания другими личного  превосходства лидера. В большинстве  ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные  различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем  же типом проблем, связанных со стимулированием  персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство  — это два разных понятия. Руководство  концентрирует внимание на том, чтобы  люди делали вещи правильно, а лидерство  — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица  базовых стратегий

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных  отношений группы как некоторой  социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных  отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных  отношений и является элементом  макросреды

2. Является элементом макросреды (так  же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый  под контролем различных элементов  социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и  зависит в большей степени  от настроения группы

5. Более определенная система различных  санкций

5. Менее определенная система различных  санкций

6. Процесс принятия решений значительно  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств  и соображений, не обязательно  связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно  по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя  шире, поскольку он представляет  малую группу в более широкой  социальной системе

7. Сфера деятельности лидера —  в основном малая группа

Информация о работе Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность