Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Развитие этикета проходило по мере развития человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.
Понятие этикет было привезено в Россию в 18 веке Петром I и в переводе с французского означало церемониал.
В одном из источников данное понятие характеризовалось как, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

Оглавление

1. Общее понятие этикета…………………………………………………………………3
2. Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность…………….4
3. Понятие этического кодекса в организации………………………………….5
4. Соотношение этики руководителя с понятиями руководство и этические моменты………………………………………………………………………….13
5. Этика и конфликтное взаимодействие………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 64.62 Кб (Скачать)

 Наибольшее  значение при регулировании конфликтов  имеют нравственные нормы поведения  людей. И это естественно, поскольку почти любой конфликт так или иначе затрагивает нравственные представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и несправедливости, вознаграждении и наказании, чести, достоинстве и порядочности, и т. п. В их свете уже сам конфликт и его участники получают нравственные оценки, которые могут быть неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны.

В результате конфликт и его причины нередко  расцениваются по-разному не только его участниками, но и окружающими, что, в свою очередь, способно расширить  масштабы развертывающегося конфликта  и вызвать новые столкновения. Примером может служить отношение  населения некоторых регионов к  межнациональным конфликтам, в которых  одна часть жителей видит недопустимое нарушение прав человека, а другая законное утверждение своего национального  достоинства и суверенитета.

Нравственные  нормы обычно нигде не записаны и  вообще четко не сформулированы. Обращение  к ним в практике урегулирования конфликтов встречается еще редко.

 Конфликтная  ситуация может регулироваться  и религиозными нормами. Это  особенно характерно для тех  религий, например ислама, в которых  религиозные правила распространяются  помимо церковных отношений на  широкую область гражданской  жизни — брак, семью, обучение  и др. Конфликт может иметь  и межрелигиозный характер (например, отношения между православными  и католиками, исламистами и христианами). В этом случае регулирование  конфликта существенно затрудняется, поскольку соблюдение самих по  себе религиозных норм становится  уже недостаточным. 

Важное  значение для управления конфликтами имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правовые нормы однозначны, закреплены в законах и других актах, санкционированы государством. Правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или общественных настроений и пристрастий. Это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права.

Политические  нормы не имеют юридического характера. Тот или иной конфликт, включая  международный, может или должен быть улажен мирными политическими  средствами.

Нормативный характер имеют также различного рода правила, вырабатываемые для регулирования  разного рода отношений. Например, в  спорте существуют правила проведения различных соревнований.

Влияние нормы на поведение участников конфликта  можно рассмотреть на примере  правовой, механизм воздействия которой  хорошо известен. Он реализуется посредством нескольких каналов.

Это, во-первых, информационное воздействие: норма  предлагает индивидууму (социальной группе) варианты поведения, одобряемые государством, предупреждает о последствии  того или иного поступка. Во-вторых, норма оказывает ценностное воздействие, так как декларирует ценности, признаваемые обществом и государством. В-третьих, правовая норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее требования.

Право воздействует на причины конфликта, его возникновение (конфликтную ситуацию), развитие и  разрешение, а также на последствия, их влияние на участников конфликтного столкновения.

Причины конфликта поддаются нормативному регулированию как со стороны мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния на объективные обстоятельства, способствующие его появлению.

Законный  путь разрешения почти любого конфликта  всегда существует (например, обращение  в суд). Но во многих случаях конфликтующие  стороны стремятся избежать суда или вмешательства других посредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно и притом, естественно, в свою пользу. Вместе с тем, вступая в личностные отношения, люди должны считаться с  принятыми в той или иной среде  условностями, правилами поведения.

Итак, можно  сделать вывод, что этические нормы, обеспечивая предсказуемость поведения членов коллектива, позволяют каждому стандартно реагировать на ситуации, не задумываясь, не рискуя попасть в неловкое положение самому или поставить в него других. С этой точки зрения нормы оказываются фактором стабилизации отношений, избавляют человека от тревог и неопределенности.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Даль В.И., толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.4: Н – М – Оформл. «Диамант». – СПБ.: ТОО «Диамант», 19906. – 688 с.
  2. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И.Ожегов; Под общ. ред. Проф. Л.И.Скворцова – 24-е изд., испр. – М.: ООО « Издательство « Мир и Образование», 2008. – 640 с.
  3. Этика бизнеса, учебное пособие для вузов / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2000. – 280 с. – ( Сер. «Наука управления»).
  4. Громова Л. А., Этика   управления:   Учебно-методическое   пособие.   —   СПб.:   Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с.
  5. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2002. Стр. 22; Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М., 2000.
  6. Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 200.
  7. Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
  8. Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. Т. 1. Ч. 1: Введение в корпоративное управление. М., 2004. стр. 28.
  9. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. Стр.13.
  10. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
  11. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.:  ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с. (Серия «Главный учебник»)

1 Даль В.И., толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.4: Н – М – Оформл. «Диамант». – СПБ.: ТОО «Диамант», 19906. – 688 с., стр.665

2 Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С.И.Ожегов; Под общ. ред. Проф. Л.И.Скворцова – 24-е изд., испр. – М.: ООО « Издательство « Мир и Образование», 2008. – 640 с.

3 Этика бизнеса, учебное пособие для вузов / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2000. – 280 с. –      ( Сер. «Наука управления»), стр 11-15.

4 Громова Л. А., Этика   управления:   Учебно-методическое   пособие.   —   СПб.:   Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с.

5  Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2002. Стр. 22; Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 182–195.

6  Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000., стр. 50.

7 Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002. Стр.60.

8  Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. Т. 1. Ч. 1: Введение в корпоративное управление. М., 2004. стр. 28.

9 Громова Л. А., этика   управления:   Учебно-методическое   пособие.   —   СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 стр., стр. 8.

10 Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. Стр.13.

11 Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2002. Стр. 22; Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М., 2000.

 


Информация о работе Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность