Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:46, курсовая работа
За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. В современных условиях рыночных отношений роль этики и деонтологии особенно возросла, так как владение основами этики, использование ее в деловом общении с клиентами, партнерами по бизнесу, посредниками помогает выжить предприятию в конкурентной среде. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, применении санкций регулятивных органов и т.п. Без соблюдения этических норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, т.к. существование человеческого общества требует необходимости считаться друг с другом, придерживаться определенных ограничений в поведении.
Введение.
Сущность этики бизнеса.
Историческая ретроспектива этики бизнеса.
Значение этики для современного бизнеса.
Этические проблемы деловой жизни.
Становление этики бизнеса как научной дисциплины.
Причины повышения внимания к этике бизнеса.
Основные рамки базовых понятий этики бизнеса.
Структура этики бизнеса.
Основные концепции в этике бизнеса.
Этика и деонтология в практической деятельности аптечных учреждений.
Этический кодекс фармацевтических работников Украины.
Общие принципы и положения.
Фармацевтический работник в современном обществе.
Взаимоотношения фармацевтического работника и пациента.
Взаимоотношения фармацевтического работника и врача.
Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами.
Фармацевт и научный прогресс.
Действие Этического кодекса фармацевтического работника. Ответственность за его нарушение и порядок его пересмотра.
Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника.
Рекомендации по внедрению в практическую деятельность принципов этики и деонтологии.
Заключение.
Использованная литература.
Из интервью, взятых у различных руководителей организаций, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира:
Нэш обращает внимание на то, что руководители и работники, которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они "узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах". "Путь в ад устлан благими намерениями", и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения, отмечает Л. Нэш.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: 1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс; 2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей; 3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
1.2.2 Становление этики бизнеса как научной дисциплины.
Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.
Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.
Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е годы, во время различных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения "ответственности корпораций перед обществом". Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции среди как правительственной бюрократии, так и ответственных лиц различных корпораций.
К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса включили ее в свои учебные программы. Несмотря на все это, пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Это происходит в значительной степени из-за отсутствия общей методологии в этой области, а также широко распространенного скептицизма и убежденности в том, что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе.
Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования этики в бизнесе был распространен довольно долго (а в нашей стране широко распространен и до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды. Каждый раз, когда в США происходил более или менее крупный скандал в правительственных или деловых кругах, достоянием широкой публики становились многочисленные речи и передовые статьи в печати, призывающие к более высоким этическим стандартам в поведении при выполнении профессиональных обязанностей и в бизнесе, и среди государственных служащих. При этом имелись в виду личные этические обязанности помимо простого подчинения закону, хотя при определении сущности этих обязанностей и возникали различия во мнениях.
Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете исторических изменений в организации современного бизнеса: 1) роста уровня корпоративности в настоящее время и 2) информационной революции.
Потребность введения современных производственных технологий часто равнозначна необходимости значительных экономических нововведений в работе крупных корпораций. Эта так называемая экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали. На самом деле такой рост корпораций становится важной отличительной чертой во второй половине XX в.
Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри их. При этом возникает все более яркая тенденция, типичная для бюрократических структур, ответственных за принятие решений, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу, стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что самым серьезным образом подавляется личная инициатива. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это и делается для блага корпорации.
Второе историческое изменение в организации современного бизнеса — это информационная революция. С появлением компьютера после второй мировой войны жизнь на планете Земля фундаментально изменилась. Сбор, хранение, обработка и анализ данных на таком уровне, какой обеспечивает компьютер, произвели настоящую революцию — информационную революцию, которая оказывает гораздо более значительное воздействие на человеческие сообщества, чем промышленная революция середины XVIII в. Новый импульс компьютерные технологии получили в 90-е годы, с развитием всемирной компьютерной сети Интернет, которая связала миллионы компьютеров на всех континентах в единое информационное пространство.
Компьютер и сконцентрировал информацию, и сделал ее гораздо более доступной. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источникам информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой — использование компьютера допускает массовую концентрацию сугубо личной информации о людях и об их привычках. Такой сбор и централизация подобной информации могут быть использованы весьма конструктивно, например для расширения демократических процессов в обществе и лучшего осознания запросов и потребностей людей, или же узурпироваться узкими группами лидеров для использования этой важной информации в личных целях.
В любом случае компьютерная и информационная эра уже наступила. Современные профессионалы бизнеса — главные идеологи информационной эры — несут ответственность за формулирование и введение в жизнь этических законов поведения (иногда называемых компьютерной этикой, сетевой этикой и т. п.), на которых должны базироваться демократические общества. Это предопределяет и необходимость изучения этики профессионалами бизнеса.
Для стран, изменяющих свои экономические системы, таких, как СНГ, изучение этики бизнеса особенно необходимо. Как пишет американский ученый В. Вейгль, в этом отношении особенно важны два обстоятельства: 1) необходимость этичных отношений в децентрализованных структурах, ответственных за принятие решений, и 2) необходимость вписать экономику переходного периода и ее институты в не соответствующие им исторические и культурные условия.
Так называемый переход к рынку в экономике требует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, банковский управляющий или конкретный потребитель продукции. Децентрализация такого рода требует обязательного чувства доверия и всеобщего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же честность и доверие остаются, в первую очередь, этическими категориями в отличие от законодательных и экономических ограничений, которые должны вести к полноценности деловой жизни.
В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами. Например, несмотря на то что контракты с обязательными законодательными ограничениями являются основой деятельности любого предприятия, значительная часть экономической деятельности предприятий выходит за рамки их контрактных обязательств, отмечает В. Вейгль. Такого рода деятельность определяется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компании.
В условиях централизованной экономики имело смысл следовать правилам бюрократической игры, что приводило к проявлению нечестности, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях о людях. Такие качества, как нечестность и недоверие, в условиях централизованной системы принятия ответственных решений фактически становились результатом приспособленческого поведения людей. Эти особенности считались многими рациональными качествами в условиях централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на рыночных отношениях. Следовательно, любая трансформируемая экономика должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых экономических институтов.
Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики переходного периода является второй важнейшей причиной, по которой изучение этики бизнеса становится крайне важным в процессе трансформации экономики. Эта причина связана также и с взаимосвязью между этическими ценностями и работой экономических институтов. Невозможно четко противопоставить этические аспекты экономическим. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей.
Обобщая, необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики бизнеса при подготовке профессиональных бизнесменов трудно переоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профессиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этими этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях трансформируемой экономики.
Изучение этики бизнеса в высших учебных заведениях ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.
1.3 Основные рамки базовых понятий этики бизнеса.
1.3.1 Структура этики бизнеса.
Этика бизнеса — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях (рис. 1). Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
Рис. 1. Взаимоотношения между этикой бизнеса и другими
областями знаний.
Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.