Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:46, курсовая работа
За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. В современных условиях рыночных отношений роль этики и деонтологии особенно возросла, так как владение основами этики, использование ее в деловом общении с клиентами, партнерами по бизнесу, посредниками помогает выжить предприятию в конкурентной среде. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, применении санкций регулятивных органов и т.п. Без соблюдения этических норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, т.к. существование человеческого общества требует необходимости считаться друг с другом, придерживаться определенных ограничений в поведении.
Введение.
Сущность этики бизнеса.
Историческая ретроспектива этики бизнеса.
Значение этики для современного бизнеса.
Этические проблемы деловой жизни.
Становление этики бизнеса как научной дисциплины.
Причины повышения внимания к этике бизнеса.
Основные рамки базовых понятий этики бизнеса.
Структура этики бизнеса.
Основные концепции в этике бизнеса.
Этика и деонтология в практической деятельности аптечных учреждений.
Этический кодекс фармацевтических работников Украины.
Общие принципы и положения.
Фармацевтический работник в современном обществе.
Взаимоотношения фармацевтического работника и пациента.
Взаимоотношения фармацевтического работника и врача.
Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами.
Фармацевт и научный прогресс.
Действие Этического кодекса фармацевтического работника. Ответственность за его нарушение и порядок его пересмотра.
Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника.
Рекомендации по внедрению в практическую деятельность принципов этики и деонтологии.
Заключение.
Использованная литература.
Б. Фармацевтический работник несет ответственность за нарушение принципов и норм профессиональной этики и деонтологии перед фармацевтическим сообществом, а также действующим законодательством Украины, если эти нарушения касаются его норм.
В. Пересмотр, изменения и дополнения кодекса должны осуществляться на съездах и конференциях, которые проводятся МЗ Украины, фармацевтическим сообществом и фармацевтическими ассоциациями.
2.2 Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника.
В настоящее время аптечные организации стали играть важную роль не только на фармацевтическом рынке, но и в лечебно-диагностическом процессе. Зачастую посетители аптек приобретают лекарственные средства по рекомендации фармацевтического работника, минуя посещение лечебно — профилактического учреждения. В этом аспекте большое значение приобретает процесс формирования у работника первого стола представлений о профессиональной этике при осуществлении консультативной деятельности.
Целью данного исследования, проведенного в начале 2008 года, явилась оценка степени соблюдения аптечными работниками этических норм при реализации товаров аптечного ассортимента и перспектива социализации этического кодекса среди фармацевтического трудового класса.
Объектами исследования стали данные социологического опроса студентов фармацевтического факультета, аптечных работников и посетителей аптек.
При решении вопроса о применяемых методах исследования, выбор был сделан в пользу анкетирования. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений в сфере медицины и фармации. Существуют различные виды анкетирования, наиболее эффективными инструментами считаются анкетирование в аптеке и телефонные опросы, которые и были использованы при проведении данного исследования.
Одним из важных этапов данной работы явилась разработка анкет. При составлении анкет были использованы закрытые вопросы, подразумевающие ограниченное число вариантов ответов, и открыто-закрытые вопросы, в которых помимо предложенных ответов респондент мог сформулировать свой вариант. Предпочтение было отдано первым.
Все вопросы были систематизированы в две группы: общие для трех категорий респондентов и дополнительные для каждой из категорий (рис. 2).
Рис. 2. Основные и дополнительные блоки вопросов для разных групп респондентов
Структура анкет для каждой из трех групп респондентов включала 2 блока вопросов:
Каждое анкетирование начиналось с приветственной фразы, краткого сообщения о цели проводимого исследования, указания, что опрос абсолютно анонимен и занимает не более 10 минут. При этом на каждого опрошенного заполнялась (или он сам заполнял) отдельная форма. Заканчивалось интервью выражением благодарности интервьюируемому.
Обработка анкет проводилась путем приведения их к общему посредством ввода их в файл Excel, с которым впоследствии проводилась аналитическая работа, результаты которой представлены ниже.
Профессия провизора социально значимая, и те, кто ее выбирает, как правило, среди прочих мотиваций имеют основную цель — служить людям (в нашем опросе это второй по популярности вариант ответа — 19,6 %). Наибольшее число студентов (42,3 %) предпочли профессию провизора, вследствие ее постоянной востребованности. Остальные варианты ответов распределились следующим образом: работа с лекарственными средствами (ЛС) — 16,5 %, чистая работа — 5,2 %, работа с людьми — 2,1 %, иная причина — 14,3 % (рис. 3). В качестве иной причины встречались следующие варианты: семейные традиции, рекомендации родителей, предпочтение химии и биологии среди других предметов и прочее.
Рис.3. Мотивации при выборе профессии провизора
Следующей категорией респондентов были практические фармацевтические работники. Соотношение принявших участие в исследовании сотрудников аптек с высшим и средним образованием, представлено следующим образом: — 55,4 % — провизоры, 44,6% — фармацевты. Что касается стажа работы, то выборка представлена следующим образом: менее 5 лет — 29,2 %, 6-10 лет — 23,1 %, 11-20 лет — 20 %, и стаж работы более 20 лет имеют 27,2 % опрошенных фармацевтических работников — примерно одинаковое соотношение количества опрошенных в каждой группе.
Подавляющее большинство опрошенных в категории «Население» составили женщины (62 %). Структура выборки по возрасту представлена на рисунке 4. Наибольшее число опрошенных пришлось на возрастную категорию 20-35 лет (40 %). 28 % респондентов находятся в возрасте 46-60 лет. На возрастную категорию 36-45 лет пришлось 23 %, на категории < 20 лет и > 60 — менее 5 % опрошенных. Значительное количество молодых людей среди опрошенных, по-видимому, объясняется усилившейся в последнее время пропагандой здорового образа жизни.
В социальном разрезе 42 % опрошенных имеют рабочие специальности. На втором месте — служащие (32 %), на учащихся приходится 18 %, пенсионеры составили 7 %, безработные — 1 % (рис. 5).
Рис. 4. Структура выборки опрашиваемых по возрасту
Рис. 5. Структура выборки опрашиваемых в социальном разрезе
Половина опрошенных часто приобретает лекарственные препараты без предварительного обращения к врачу. Вариант «редко» выбрали 32 % респондентов, всегда так поступают 16 % опрошенных. Предварительно советуются с врачом перед приобретением лекарственного препарата только 2 человека из 100.
Приобретая ЛС без назначения врача, население руководствуется рекомендациями фармацевтического работника (45,3 %). 35 % опрошенных при выборе препарата советуются со знакомыми, родственниками. Специальной справочной литературой пользуются 12 % респондентов. Рекламе доверяет менее 1 % опрошенных. 6,8 % респондентов используют для получения информации о ЛС иные источники (Internet, компьютерные базы данных о ЛС, журналы).
Выяснилось общественное мнение населения об аптечной деятельности. Подавляющее большинство опрошенных сочли профессиональный уровень работников аптечных учреждений удовлетворительным (54 %), 46 % — хорошим. Вариант «неудовлетворительный» и «отличный» не выбрал ни один респондент.
Культурный уровень фармацевтических работников был оценен как средний (86 %), высоким его назвали 12 % опрошенных, низким — 2 %.
Проанализировав мнения трех категорий респондентов, мы составили портрет идеального провизора (рис. 6, 7, 8). В пятерку самых популярных ответов у всех категорий населения вошли: ответственность (1 место у студентов, 2 — у фармацевтических работников, 4 — у населения), умение дать консультацию (2 место у студентов, 3 — у фармацевтических работников, 1 — у населения), вежливость (4 место у студентов, 5 — у фармацевтических работников и населения), компетентность (5 место у студентов, 1 — у фармацевтических работников, 3 — у населения).
Рис. 6. Идеальный провизор с точки зрения студентов.
Рис. 7. Идеальный провизор с точки зрения практических фармацевтических работников.
Рис. 8. Идеальный провизор с точки зрения посетителей аптек.
Представление о миссии аптеки у студентов, фармацевтических работников, населения показано на рисунке 9.
Рис. 9. Представление о миссиях аптеки у студентов, фармацевтических работников, населения.
Подавляющее большинство респондентов среди студентов и населения считают, что главная миссия аптеки — это оказание фармацевтической помощи (76,4 % — у студентов, 88 % — у населения). Среди практикующих фармацевтических работников доля этого варианта ответа составила всего 9,2 %. По мнению указанной категории, цель аптеки состоит и в получении прибыли, и оказании фармацевтической помощи (60 %).
Вариант «получение прибыли» выбрали: 12 % опрошенных в категории «Население», 19,4 % опрошенных в категории «Студенты», 30,8 % опрошенных в категории «Фармацевтические работники».
Также изучали уровень представлений об этическом кодексе среди студентов и практических работников (рис. 10.). Среди фармацевтических работников процент тех, кто знаком с этическим кодексом выше, чем у студентов (73,9 и 29,2 % соответственно). Доля респондентов, не имеющих представления об этическом кодексе также выше среди студентов — 22,2 % (среди фарм. работников всего 9,2 %). Вариант «что-то слышал об этом, но не читал» выбрали 48,6 % студентов и 16,9 % фармацевтических работников.
Рис. 10. Уровень представлений об этическом кодексе.
В этическом плане интерес представляет изучение мотивационной направленности работников первого стола при консультировании посетителей аптеки, а также представления населения о том, чем руководствуется фармацевтический персонал, консультируя посетителей (рис. 11).
Рис. 10. Представления о мотивационной направленность при консультировании посетителей аптеки.
38,5 % фармацевтических работников
приходилось давать советы
44 % опрошенных в категории «
Проведенные исследования показали, что население рассматривает работу аптек не только как деятельность по реализации ЛС, но и как важный элемент фармацевтической культуры, позволяющий пациенту чувствовать себя комфортно и уверенно.
98 % опрошенных приобретают ЛС (часто,
редко или всегда) без предварительного
обращения к врачу, поэтому на
фармацевтическом работнике
Большое значение при детальном рассмотрении этого аспекта деятельности приобретает вопрос о морально-этической направленности действий фармацевта: руководствуется ли он желанием наиболее качественно и полно оказать посетителю фармацевтическую помощь или желанием продать дорогостоящий препарат.
Беспокойство вызывает то обстоятельство, что значительное число работников первого стола (30,8 %), считают более важным получение прибыли, а не оказание фармацевтической помощи. Этот факт можно объяснить современными реалиями фармацевтического рынка, когда подавляющее большинство аптечных организаций находится в частной собственности.
Очевидным является вывод о том, что успешная реализация программы формирования профессиональной этики фармацевтического работника возможна только при координации усилий органов управления фармацевтической службой, руководителей фармацевтических организаций, профессиональных общественных и учебных организаций, в том числе и на международном уровне.
2.3 Рекомендации по внедрению в практическую деятельность принципов этики и деонтологии.
К сожалению, на сегодняшний день, этические нормы и стандарты хоть и приняли масштабный характер внедрения в этическую сферу фармацевтического бизнеса, но они не укрепили базовый стандарт ответственного поведения организаций, не повысили тенденцию роста и прогресса в этой части отношений. Можно даже отметить наоборот, некое снижение этичности персонала фармацевтической отрасли. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, для каждой организации нужны свои уникальные программы, методы и подходы, но, тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира: