Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. В современных условиях рыночных отношений роль этики и деонтологии особенно возросла, так как владение основами этики, использование ее в деловом общении с клиентами, партнерами по бизнесу, посредниками помогает выжить предприятию в конкурентной среде. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, применении санкций регулятивных органов и т.п. Без соблюдения этических норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, т.к. существование человеческого общества требует необходимости считаться друг с другом, придерживаться определенных ограничений в поведении.

Оглавление

Введение.
Сущность этики бизнеса.
Историческая ретроспектива этики бизнеса.
Значение этики для современного бизнеса.
Этические проблемы деловой жизни.
Становление этики бизнеса как научной дисциплины.
Причины повышения внимания к этике бизнеса.
Основные рамки базовых понятий этики бизнеса.
Структура этики бизнеса.
Основные концепции в этике бизнеса.
Этика и деонтология в практической деятельности аптечных учреждений.
Этический кодекс фармацевтических работников Украины.
Общие принципы и положения.
Фармацевтический работник в современном обществе.
Взаимоотношения фармацевтического работника и пациента.
Взаимоотношения фармацевтического работника и врача.
Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами.
Фармацевт и научный прогресс.
Действие Этического кодекса фармацевтического работника. Ответственность за его нарушение и порядок его пересмотра.
Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника.
Рекомендации по внедрению в практическую деятельность принципов этики и деонтологии.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

Курсова робота - ЭТИКА БИЗНЕСА.docx

— 1.07 Мб (Скачать)

 

Б. Фармацевтический работник несет ответственность за нарушение принципов и норм профессиональной этики и деонтологии перед фармацевтическим сообществом, а также действующим законодательством Украины, если эти нарушения касаются его норм.

 

В. Пересмотр, изменения и дополнения кодекса должны осуществляться на съездах и конференциях, которые проводятся МЗ Украины, фармацевтическим сообществом и фармацевтическими ассоциациями.

 

 

 

2.2   Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника.

В настоящее время аптечные организации стали играть важную роль не только на фармацевтическом рынке, но и в лечебно-диагностическом процессе. Зачастую посетители аптек приобретают лекарственные средства по рекомендации фармацевтического работника, минуя посещение лечебно — профилактического учреждения. В этом аспекте большое значение приобретает процесс формирования у работника первого стола представлений о профессиональной этике при осуществлении консультативной деятельности.

Целью данного исследования, проведенного в начале 2008 года, явилась оценка степени соблюдения аптечными работниками этических норм при реализации товаров аптечного ассортимента и перспектива социализации этического кодекса среди фармацевтического трудового класса.

Объектами исследования стали данные социологического опроса студентов фармацевтического факультета, аптечных работников и посетителей аптек.

При решении вопроса о применяемых методах исследования, выбор был сделан в пользу анкетирования. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений в сфере медицины и фармации. Существуют различные виды анкетирования, наиболее эффективными инструментами считаются анкетирование в аптеке и телефонные опросы, которые и были использованы при проведении данного исследования.

Одним из важных этапов данной работы явилась разработка анкет. При составлении анкет были использованы закрытые вопросы, подразумевающие ограниченное число вариантов ответов, и открыто-закрытые вопросы, в которых помимо предложенных ответов респондент мог сформулировать свой вариант. Предпочтение было отдано первым.

Все вопросы были систематизированы в две группы: общие для трех категорий респондентов и дополнительные для каждой из категорий (рис. 2).

Рис. 2. Основные и дополнительные блоки вопросов для разных групп респондентов

Структура анкет для каждой из трех групп респондентов включала 2 блока вопросов:

  • 1 блок — информационные вопросы, позволяющие составить предоставление о социально — демографическом портрете опрашиваемых;
  • блок — основные вопросы, позволяющие получить представление непосредственно по теме исследования.

Каждое анкетирование начиналось с приветственной фразы, краткого сообщения о цели проводимого исследования, указания, что опрос абсолютно анонимен и занимает не более 10 минут. При этом на каждого опрошенного заполнялась (или он сам заполнял) отдельная форма. Заканчивалось интервью выражением благодарности интервьюируемому.

Обработка анкет проводилась путем приведения их к общему посредством ввода их в файл Excel, с которым впоследствии проводилась аналитическая работа, результаты которой представлены ниже.

Профессия провизора социально значимая, и те, кто ее выбирает, как правило, среди прочих мотиваций имеют основную цель — служить людям (в нашем опросе это второй по популярности вариант ответа — 19,6 %). Наибольшее число студентов (42,3 %) предпочли профессию провизора, вследствие ее постоянной востребованности. Остальные варианты ответов распределились следующим образом: работа с лекарственными средствами (ЛС) — 16,5 %, чистая работа — 5,2 %, работа с людьми — 2,1 %, иная причина — 14,3 % (рис. 3). В качестве иной причины встречались следующие варианты: семейные традиции, рекомендации родителей, предпочтение химии и биологии среди других предметов и прочее.

Рис.3. Мотивации при выборе профессии провизора

 

Следующей категорией респондентов были практические фармацевтические работники. Соотношение принявших участие в исследовании сотрудников аптек с высшим и средним образованием, представлено следующим образом: — 55,4 % — провизоры, 44,6% — фармацевты. Что касается стажа работы, то выборка представлена следующим образом: менее 5 лет — 29,2 %, 6-10 лет — 23,1 %, 11-20 лет — 20 %, и стаж работы более 20 лет имеют 27,2 % опрошенных фармацевтических работников — примерно одинаковое соотношение количества опрошенных в каждой группе.

Подавляющее большинство опрошенных в категории «Население» составили женщины (62 %). Структура выборки по возрасту представлена на рисунке 4. Наибольшее число опрошенных пришлось на возрастную категорию 20-35 лет (40 %). 28 % респондентов находятся в возрасте 46-60 лет. На возрастную категорию 36-45 лет пришлось 23 %, на категории < 20 лет и > 60 — менее 5 % опрошенных. Значительное количество молодых людей среди опрошенных, по-видимому, объясняется усилившейся в последнее время пропагандой здорового образа жизни.

В социальном разрезе 42 % опрошенных имеют рабочие специальности. На втором месте — служащие (32 %), на учащихся приходится 18 %, пенсионеры составили 7 %, безработные — 1 % (рис. 5).

Рис. 4. Структура выборки опрашиваемых по возрасту

 

Рис. 5. Структура выборки опрашиваемых в социальном разрезе

Половина опрошенных часто приобретает лекарственные препараты без предварительного обращения к врачу. Вариант «редко» выбрали 32 % респондентов, всегда так поступают 16 % опрошенных. Предварительно советуются с врачом перед приобретением лекарственного препарата только 2 человека из 100.

Приобретая ЛС без назначения врача, население руководствуется рекомендациями фармацевтического работника (45,3 %). 35 % опрошенных при выборе препарата советуются со знакомыми, родственниками. Специальной справочной литературой пользуются 12 % респондентов. Рекламе доверяет менее 1 % опрошенных. 6,8 % респондентов используют для получения информации о ЛС иные источники (Internet, компьютерные базы данных о ЛС, журналы).

Выяснилось общественное мнение населения об аптечной деятельности. Подавляющее большинство опрошенных сочли профессиональный уровень работников аптечных учреждений удовлетворительным (54 %), 46 % — хорошим. Вариант «неудовлетворительный» и «отличный» не выбрал ни один респондент.

Культурный уровень фармацевтических работников был оценен как средний (86 %), высоким его назвали 12 % опрошенных, низким — 2 %.

Проанализировав мнения трех категорий респондентов, мы составили портрет идеального провизора (рис. 6, 7, 8). В пятерку самых популярных ответов у всех категорий населения вошли: ответственность (1 место у студентов, 2 — у фармацевтических работников, 4 — у населения), умение дать консультацию (2 место у студентов, 3 — у фармацевтических работников, 1 — у населения), вежливость (4 место у студентов, 5 — у фармацевтических работников и населения), компетентность (5 место у студентов, 1 — у фармацевтических работников, 3 — у населения).

Рис. 6. Идеальный провизор с точки зрения студентов.

Рис. 7. Идеальный провизор с точки зрения практических фармацевтических работников.

Рис. 8. Идеальный провизор с точки зрения посетителей аптек.

 

Представление о миссии аптеки у студентов, фармацевтических работников, населения показано на рисунке 9.

Рис. 9. Представление о миссиях аптеки у студентов, фармацевтических работников, населения.

 

Подавляющее большинство респондентов среди студентов и населения считают, что главная миссия аптеки — это оказание фармацевтической помощи (76,4 % — у студентов, 88 % — у населения). Среди практикующих фармацевтических работников доля этого варианта ответа составила всего 9,2 %. По мнению указанной категории, цель аптеки состоит и в получении прибыли, и оказании фармацевтической помощи (60 %).

Вариант «получение прибыли» выбрали: 12 % опрошенных в категории «Население», 19,4 % опрошенных в категории «Студенты», 30,8 % опрошенных в категории «Фармацевтические работники».

Также изучали уровень представлений об этическом кодексе среди студентов и практических работников (рис. 10.). Среди фармацевтических работников процент тех, кто знаком с этическим кодексом выше, чем у студентов (73,9 и 29,2 % соответственно). Доля респондентов, не имеющих представления об этическом кодексе также выше среди студентов — 22,2 % (среди фарм. работников всего 9,2 %). Вариант «что-то слышал об этом, но не читал» выбрали 48,6 % студентов и 16,9 % фармацевтических работников.

Рис. 10. Уровень представлений об этическом кодексе.

 

В этическом плане интерес представляет изучение мотивационной направленности работников первого стола при консультировании посетителей аптеки, а также представления населения о том, чем руководствуется фармацевтический персонал, консультируя посетителей (рис. 11).

 

Рис. 10. Представления о мотивационной направленность при консультировании посетителей аптеки.

 

38,5 % фармацевтических работников  приходилось давать советы посетителям  аптеки, руководствуясь в первую  очередь не стремлением оказания  фармацевтической помощи, а желанием  продать дорогостоящий препарат.

44 % опрошенных в категории «Население»  оказывались в ситуации, когда  чувствовали, что рекомендации работника  первого стола обусловлены, прежде  всего, не желанием оказать фармацевтическую  помощь, а стремлением продать  дорогостоящий препарат.

Проведенные исследования показали, что население рассматривает работу аптек не только как деятельность по реализации ЛС, но и как важный элемент фармацевтической культуры, позволяющий пациенту чувствовать себя комфортно и уверенно.

98 % опрошенных приобретают ЛС (часто, редко или всегда) без предварительного  обращения к врачу, поэтому на  фармацевтическом работнике лежит  огромный груз ответственности  при осуществлении консультативной  работы.

Большое значение при детальном рассмотрении этого аспекта деятельности приобретает вопрос о морально-этической направленности действий фармацевта: руководствуется ли он желанием наиболее качественно и полно оказать посетителю фармацевтическую помощь или желанием продать дорогостоящий препарат.

Беспокойство вызывает то обстоятельство, что значительное число работников первого стола (30,8 %), считают более важным получение прибыли, а не оказание фармацевтической помощи. Этот факт можно объяснить современными реалиями фармацевтического рынка, когда подавляющее большинство аптечных организаций находится в частной собственности.

Очевидным является вывод о том, что успешная реализация программы формирования профессиональной этики фармацевтического работника возможна только при координации усилий органов управления фармацевтической службой, руководителей фармацевтических организаций, профессиональных общественных и учебных организаций, в том числе и на международном уровне.

2.3   Рекомендации  по внедрению в практическую  деятельность принципов этики  и деонтологии.

К сожалению, на сегодняшний день, этические нормы и стандарты хоть и приняли масштабный характер внедрения в этическую сферу фармацевтического бизнеса, но они не укрепили базовый стандарт ответственного поведения организаций, не повысили тенденцию роста и прогресса в этой части отношений. Можно даже отметить наоборот, некое снижение этичности персонала фармацевтической отрасли. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, для каждой организации нужны свои уникальные программы, методы и подходы, но, тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:

  • этические кодексы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов;

 

  • «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам;

 

  • комитеты по этике — одни организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста, так называемого адвоката по этике. Его задача — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации;

 

  • обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов - повысить общую культуру профессионального поведения и этичность поступков, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.

 

  • этическая экспертиза — представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации, который вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результат такой экспертизы — система предложений, направленных на улучшение морального климата и респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику;

 

  • проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов перед широкой общественностью о ходе программ социальной ответственности, а также о этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями - влиятельными журналами, телеканалами, ассоциациями и т.п.

 

  • личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Личный пример высоконравственного поведения руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать новым этическим нормам.

Информация о работе Этика бизнеса