Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение понятия занятости и безработицы, выявление недостатков существующей системы и предложение мероприятий по улучшению её работы. Цель предопределена постановкой следующих задач:
- раскрыть понятие и выды безработицы и занятости;
- охарактеризовать положение женщин на рынке труда в России и типы их дискриминации;
- охарактеризовать молодежь на рынке труда в России;
- дать анализ трудовых ресурсов;
- проанализировать занятость и безработицу среди женщин;
- проанализировать занятость и безработицу среди молодежи;
- предложить мероприятия направленные на снижение уровня безработицы и увеличения занятости молодежи и женщин в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………5
1.1 Безработица и занятость: понятия и виды……………………………..…..5
1.2 Женщины на рынке труда в России: типы дискриминации………….….11
1.3 Молодежный рынок труда……………………………………..…………..14
2. Аналитическая часть………………………………………………………….16
2.1 Анализ безработицы и занятости в РФ…………………………………….16
2.2 Анализ занятости и безработицы среди женщин………………………….22
2.3 Анализ занятости и безработицы среди молодежи………………………..25
3. Практическая часть…………………………………………………………...29
3.1 Меры, направленные на снижение уровня безработицы и увеличения занятости среди молодежи и женщин в России…………………………..…..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы…………………
Таблица 3 – численность безработных женщин по продолжительности поиска работы в 2009-2010 гг.
2009 г., тыс. человек
2009 год |
Всего |
Из них ищут работу, месяцев | Среднее время поиска работы, месяцев | |||||
Менее 1 | от 1
до 3 |
от 3
до 6 |
от 6
до 9 |
от 9
до 12 |
12 и более | |||
Безработные - всего | 6303 | 771 | 1187 | 883 | 537 | 600 | 2326 | 8,2 |
в т.ч. женщины | 2893 | 305 | 446 | 423 | 254 | 295 | 1171 | 8,8 |
в т.ч. мужчины | 3411 | 466 | 741 | 461 | 283 | 305 | 1155 | 7,8 |
2010г., тыс. человек
2010 год |
Всего |
Из них ищут работу, месяцев | Среднее время поиска работы, месяцев | |||||
менее 1 | от 1
до 3 |
от 3
до 6 |
от 6
до 9 |
от 9
до 12 |
12 и более | |||
Безработные - всего | 6153 | 605 | 1061 | 927 | 612 | 564 | 2386 | 8,6 |
в т.ч. женщины | 2831 | 255 | 431 | 437 | 295 | 260 | 1153 | 8,9 |
в т.ч. мужчины | 3322 | 350 | 630 | 490 | 316 | 303 | 1233 | 8,3 |
В настоящее время в экономике России занято свыше 32 млн. женщин или 48,9% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет - 86% численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет и превышает возраст мужчин на один год. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами.
Удельный вес женщин с высшим и средним специальным образованием составляет 62% в общей численности работающих женщин, а у мужчин - 50%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 8%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет около 10%. 16
Таким
образом, анализ занятости женщин в РФ
позволяет сделать выводы о том, что наблюдается
назначительный рост занятости женщин.
В 2009 году доля занятых вреди них составляла
31229 тысяч женщин, а в 2010 – 32151 тысяч, т.е
произошло увелечение числа занятости
на 0,6 %. Однако уровень безработицы женщин
остается достаточно высоким. В 2009 году
он составлял 2831 тысяч женщин, т.е. 45,9 % от
общего числа безработных.
2.3
Анализ занятости
и безработицы
среди молодежи
Как уже отмечалось, одно из наиболее уязвимых категорий на рынке труда является молодежь, ведь особенностью молодежного рынка труда является низкая конкурентоспособность, по сравнению со старшими возрастными группами. На сегодняшний день на рынке труда для молодежи практически не имеется вакансий. К тому же законодательство Российской Федерации требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил, касающихся работающих подростков, что зачастую препятствует их трудоустройству по причине "невыгодности" для работодателя. По этим причинам невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы молодежь выбирает вторичную занятость ради материального обеспечения собственных интересов или поддержки семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает, что и является спицификой данного вида рабочей силы.17
Тем не менее, дополнительная работа независимо от целей способствует приобретению профессиональных и коммуникативных навыков, пусть даже и в минимальном объеме.
Очевидно, что молодежь в возрасте от 14 до 16 лет могут быть вовлечены только во вторичную занятость, так как не имеют квалификации и возможности сочетать основную занятость и учебную деятельность. Среди них около 29% подрабатывали в предшествующем году.
Юношеская группа (17—19 лет) наиболее активна в подработках: среди них около 41% имели опыт вторичной занятости. К тому же ее представители обладают более высоким уровнем квалификации, по сравнению с подростками, и более востребованы на рынке труда.
По мере взросления молодежи растет число занятых лишь по основному месту работы (среди молодежи от 20 до 24 лет их доля составляет около 35%, среди молодежи старшего возраста почти в полтора раза больше — 52%), а также увеличивается доля тех, кто имеет основное и дополнительное места работы. Таким образом, наличие только подработок без основного места работы — признак младших групп молодежи.
Уровень
безработицы среди молодежи намного
выше, чем в старших возрастах:
в марте 2010 г. в группе молодых
людей, чей возраст 15-19 лет, уровень
безработицы составил 37% (в том
числе среди юношей - 31,8%, среди
девушек - 45,4%), 20-24 года - 17,5% (среди юношей
- 18,2%, среди девушек - 16,6%).
Среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 38,4% и 34,6%). В возрастной группе 20-24 года ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 22,3% и 15,6%).
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы составил 19,8%, в том числе среди городского - 18%, среди сельского населения - 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодежи не улучшается, а в возрастной группе 15-19 лет - ухудшилась. В феврале 2009 г. увеличение уровня безработицы было зафиксировано во всех возрастных группах как среди городского (в 1,4 раза к февралю 2008г.), так и среди сельского населения (в 1,2 раза). При этом преимущественный рост отмечался среди городской молодежи в возрасте 25-29 лет (в 1,9 раза) и сельской молодежи в возрасте 20-24 года (в 1,4 раза). В марте 2010 г. при снижении по сравнению с февралем 2009 г. уровня безработицы в целом (как среди городского, так и сельского населения) продолжает увеличиваться уровень безработицы среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет и 20-24 года, сельской молодежи в возрасте 15-19 лет, 25-29 лет, сельского населения в возрасте 30-39 лет. Наиболее значительным был рост уровня безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15-19 лет - в 1, 3 раза.18
Таким
образом, юношеская группа (17—19 лет) наиболее
активна в подработках: среди них около
41% имели опыт вторичной занятости. К тому
же ее представители обладают более высоким
уровнем квалификации, по сравнению с
подростками, и более востребованы на
рынке труда. Уровень безработицы среди
молодежи намного выше, чем в старших возрастах:
в марте 2010 г. в группе молодых людей, чей
возраст 15-19 лет, уровень безработицы составил
37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди
девушек - 45,4%), 20-24 года - 17,5% (среди юношей
- 18,2%, среди девушек - 16,6%). В 2010 г. при
снижении по сравнению с февралем 2009 г.
уровня безработицы в целом продолжает
увеличиваться уровень безработицы среди
городской молодежи в возрасте 15-19 лет
и 20-24 года, сельской молодежи в возрасте
15-19 лет, 25-29 лет, сельского населения в
возрасте 30-39 лет. Наиболее значительным
был рост уровня безработицы среди сельской
молодежи в возрасте 15-19 лет - в 1, 3 раза.
Снижение безработицы – сложный процесс, требующий мер, направленных на достижение конечной цели – полное искоренение безработицы.
К таким мерам могут быть отнесены следующие мероприятия:
1. Создание временных рабочих мест, способствующих:
- вовлечению молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
- внедрению форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи и женщин, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры на рынке труда;
- внедрению эффективных программ развития социальной компетентности молодежи и женщин, необходимой для продвижения на рынке труда;
- развитию взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей и женщин;
- созданию условий для максимально гибкого включения молодого человека и женщин в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
- поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
2. Информирование молодежи и женщин о состоянии рынка труда. Необходимо создать полноценную систему профессионального информирования и консультирования молодежи и женщин для повышения конкурентоспособности и содействия ориентации на профессии, востребованные на рынке, информирование о возможностях, которые предоставляет общество, а также вовлечение в социальную практику. Именно так можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Так же данное мероприятие позволит женщинам знать о возможностях трудоустройства, обучении и переквалификации, возможности получения консультации, осуществлении профориентации.
По мнению автора, так же необходимо разработать мероприятия направленные на снижение безработицы конкретно среди молодежи. Таким мероприятием является профессиональная ориентация школьников. Одним из направлений решения проблемы занятости молодежи является содействие профессиональному самоопределению. Мероприятие должно осуществлуться непосредственно службами занятости и в целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости должна «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.
Так же, учитывая факторы низкой рождаемости и старения людских ресурсов, должны быть осуществлены различные меры, направленные на повышение уровня занятости конкретно среди женщин. Они включают борьбу с дискриминацией женщин в сфере занятости и помощь в совмещении работы и семейной жизни, а также решение проблемы прерывания карьеры, вызванного беременностью и рождением ребенка. К таким же мерам, направленным на повышение уровня занятости среди женщин могут быть отнесены следующие мероприятия:
мнению автора, является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения.
В России женский бизнес - объективная реальность, причем, по оценкам экспертов, он растет гораздо динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,7 раза. При сохранении данной тенденции к 2010 году до 40% фирм будут возглавлять женщины. А они имеют, как правило, более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действуют более активно, занимая даже высококонкурентные ниши в бизнесе. И тем не менее пока на долю женщин-руководителей приходится всего лишь 18% от общего количества.
Социологические
исследования свидетельствуют о
более высоких этических
Информация о работе Занятость и безработица женщин и молодежи