Возможные пути совершенствования системы территориального управления экономикой России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Во всем мире задачи повышения эффективности государственного управления приобретают все большую значимость. Однако универсальных моделей, оптимальных для использования всеми странами, не существует, каждое государство должно вырабатывать собственную модель, наиболее подходящую на определенном этапе исторического развития для применения с учетом национальных особенностей. Все это требует глубокого изучения и осмысления национального, и мирового опыта выживания и развития в меняющихся условиях. На его основе необходимо создать новую модель территориального управления России, создающую оптимальные условия для долгосрочного развития страны. Возрастающее внимание органов государственной власти к данной задаче позволило ускорить процесс разработки и внедрения различных механизмов повышения эффективности вертикали государственной власти. К сожалению, отсутствие системного подхода при их разработке обусловило слабую проработку механизмов их реализации. Кроме того, применение таких механизмов без отлаженной законодательной базы оказалось сильно осложнено.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1 Задачи повышения эффективности управления……………………………...5

2 Совершенствование государственного управления в различных странах...6

3 Решение проблемы государственного регулирования в России…………..10 4 Состояние государственного регулирования в настоящее время………….23

Заключение……………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

семестр гму.docx

— 58.06 Кб (Скачать)

     В результате по величине производства валового регионального продукта на душу населения и среднедушевым  доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться  более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация неизбежно приводит к неконтролируемой миграции, расширению ареалов депрессивности и бедности, ослаблению механизмов экономического взаимодействия регионов и нарастанию межрегиональных противоречий. Это  существенно затрудняет проведение единой общероссийской социально-экономической  политики. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом обусловлены объективными причинами, необходимость их смягчения очевидна. Ни одно государство, стремящееся сохранить единство, не может позволить существование подобных территориальных диспропорций. Опыт экономически развитых государств подтверждает это. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Решение проблемы государственного регулирования в России 

     Поэтому стратегически важным для России является проведение государственной  территориальной политики, направленной на сглаживание темпов социально-экономического развития. Устойчивый и стабильный рост национальной экономики невозможен без улучшения условий жизни  в проблемных регионах страны. Современное  экономическое пространство Российской Федерации включает множество больших  и малых территорий, характеризуемых  особой степенью остроты социальных, экономических, экологических проблем. К подобным проблемным территориям относятся районы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных военно-политических конфликтов, критических спадов производства и уровня жизни, вызывающих деградацию накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной миграции населения. К числу проблемных территорий могут быть отнесены районы, экономический потенциал которых в силу различных причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитой инфраструктурой. Подобные территории нуждаются в помощи государства, которое должно стимулировать процессы их саморазвития.

     Особую  проблему представляют северные территории. При существующей социально-экономической  политике государства сильные конкурентные преимущества в виде богатейших запасов  энергоресурсов, руд цветных металлов и др. не компенсируют такие негативные для хозяйственной деятельности факторы, как суровый климат и  высокая стоимость жизни, повышенные энергетические, строительные и транспортные издержки, экологическая уязвимость. Без грамотной политики экономического районирования, применявшейся во времена  СССР, или политики, аналогичной проводимой Канадой, бедственное положение северных территорий исправить не удастся.

     Значительную  проблему представляет дезинтеграция  экономического пространства Российской Федерации. Объем товарообмена регионов снизился существенно больше, чем  объемы производства. Значительно сократился межрегиональный пассажирооборот, что является признаком дезинтеграции  единого пространства страны. Неконтролируемое и нерегулируемое государством повышение  тарифов на электроэнергию, связь, транспортные перевозки привело к ослаблению многих прежних экономических связей, а зачастую и к их вытеснению внешнеэкономическими. Хотя с точки зрения краткосрочной экономической выгоды для регионов такие связи были более выгодны, в целом для страны с учетом долгосрочных стратегических, геополитических интересов подобные внешнеэкономические связи могут представлять значительную угрозу для национальной экономической безопасности.

     В рыночных условиях экономическая интеграция территорий основана на взаимной долгосрочной заинтересованности в стабильных, надежных экономических связях, в широком  рынке сбыта. Возможность преодоления  дезинтеграционных тенденций в  основном связана с возобновлением экономического роста, с созданием  вертикально интегрированных компаний, с проведением политики регулирования  тарифов естественных монополий. Преодоление  негативных тенденций и совершенствование  территориального управления может  осуществляться только под воздействием целенаправленной политики государства. Саморазрешение накопившихся проблем с помощью “невидимой руки рынка”, или “иностранных инвестиций” невозможно.

     Соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает приграничным территориям  определенные экономические преимущества, но также создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, миграцией, предотвращением  контрабанды и др. При включении России в процесс экономической глобализации должна быть решена основная задача — максимизация положительного эффекта при нейтрализации негативных последствий для территорий. Процесс интеграции в мировое пространство необходимо использовать для усиления внутренней экономической интеграции. В этой связи особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России.

     Более сбалансированному развитию страны способствовала бы модернизация и расширение внутренней транспортной инфраструктуры. Транспортные грузопотоки во многом формируют размещение производительных сил на территории. Не случайно на постсоветском  пространстве развернулась ожесточенная борьба между ведущими державами  мира за контроль над существующими  грузопотоками и право формирования новых транспортных путей. Как пишет  Н.Н. Моисеев, “самый короткий, быстрый  и дешевый путь, связывающий Тихоокеанский  и Атлантический регионы, лежит  через Россию. Переоценить этот фактор нельзя... А Северный морской путь в два раза сократит дорогу из Европы в Японию и Китай. Он не только в  два раза короче, но и в 1,6 раза дешевле  других путей”. Но если создание и развитие этих путей очень дорого, то уже сейчас Россия может с минимальными затратами значительно укрепить свое геополитическое и геоэкономическое положение, развивая южный транспортный коридор: грузы из Индийского океана разгружаются в портах Ирана, далее железной дорогой через Иран, затем паромом через Каспийское море, далее через Волгу или внутренние железные дороги России, затем — на морской транспорт в Санкт-Петербурге или транзит в Европу через территорию союзной Белоруссии. Доставка контейнерных грузов из Азии в Европу таким путем в 1,5 раза быстрее и дешевле, чем через Средиземное море. Развитие этого пути позволит нашей стране компенсировать фактическую потерю традиционного для России транспортного коридора через Черное море.

     Для России роль трансконтинентальных и  других международных магистралей  не может ограничиться только ролью  транзитного пути, а должна воздействовать на развитие экономики, включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства  и функционирования транспортных путей. Геостратегические интересы будут  играть важную роль во многих направлениях эволюции экономического пространства России, особенно в развитии приграничных и приморских территорий. В ряде случаев придется поступиться краткосрочными экономическими преимуществами в пользу долгосрочных национальных интересов  и экономической безопасности.

     Приграничные  регионы в Российской Федерации, имеющей самую протяженную в  мире границу с шестнадцатью приграничными  странами, играют важную роль в обеспечении  безопасности и международной кооперации. Помимо протяженных сухопутных границ Российская Федерация имеет значительное морское приграничное пространство, охватывающее внутренние и территориальные  воды, исключительную экономическую  зону, континентальный шельф, конвекционные  морские районы. Для России проблемы развития прибрежных регионов и использования  ресурсов прилегающего шельфа имеют  огромное экономическое значение.

     В интересах усиления экономического единства страны пограничные регионы  не должны превращаться в экономические  эксклавы, ориентированные исключительно на внешнеэкономические рынки, они должны быть экономически тесно интегрированы с внутренними регионами России. Очевидно, что в ближайшие десятилетия возрастет интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к ее малозаселенным территориям как к стратегическому резерву общепланетарного значения. Необходимо учитывать их значимость при разработке системы территориального управления.

     Главными  внутренними проблемами стратегии  территориального развития России на федеральном уровне являются:

     — развитие общедоступных транспортных, энергетических, телекоммуникационных систем на новой технической базе, обеспечивающее реальную интеграцию экономического пространства;

     — регулирование миграционных потоков  с учетом потребностей экономики (достижение, в первую очередь, стабилизации населения  Севера, стимулирование заселения южной  части Дальнего Востока и ряда приграничных территорий).

     Ограниченные  инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять, в  первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но при этом не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения наиболее приоритетной сферой для федеральных инвестиций является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может и должен определять стратегию и направления развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы. Необходимо создание системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции страны. Решению этой задачи способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежной, кредитной, платежно-расчетной систем.

     Для поддержания и стимулирования процессов  интеграции особое значение будет иметь  политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование  тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним  Востоком, Сибирью и центральными регионами страны. Это подтверждает практика льготных тарифов (до 50% скидки) на перевозки топлива, рыбы и некоторых других грузов на Дальний Восток и с Дальнего Востока. Без льготных тарифов на дальние перевозки внутри страны обеспечить необходимой уровень экономической интеграции не удастся. В связи с реформированием МПС сужается сфера государственного регулирования железнодорожных тарифов. Однако естественная монополия на дальние и сверхдальние перевозки массовых грузов в значительной мере сохранится (особенно в широтном направлении, где нет водных путей, а в азиатской части и конкурентоспособных автодорог). Поэтому сохранится необходимость регулирования транспортных тарифов. Аналогичные проблемы существуют при регулировании тарифов на электроэнергию, особенно в периферийных районах.

     Необходимо  завершить процесс создания правовых основ экономических взаимоотношений  центра и субъектов Федерации, оказывать  содействие развитию интеграционных форм пространственной организации и  саморазвития территорий.

     При оказании федеральной финансовой помощи тем или иным территориям необходимо руководствоваться следующими подходами:

     — использование нормативных методов  при определении объективно необходимых, минимальных бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;

     — наличие и реализация в проблемных районах программ увеличения собственных  доходов и последовательного  сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;

     — повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной  помощи для решения социально-экономических  проблем, относящихся к предметам  совместного ведения;

     — обязательное долевое участие субъектов  Российской Федерации в реализации федеральных программ и проектов с целью повышения их заинтересованности в конечном результате;

     — оценка эффективности принимаемых  решений по оказанию федеральной  финансовой помощи субъектам Федерации.

     Реформирование  государственной северной политики требует четкого определения  южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. При этом государственную  поддержку поставок энергоносителей  и продовольствия на Север нужно  осуществлять дифференцированно, с  учетом значительных различий в объемах  собственных доходов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждой северной территории. Особое внимание необходимо уделить обеспечению экологической безопасности в Арктике. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса. Эффективность развития единого экономического пространства страны в значительной мере зависит от скоординированности функционирования всех административно-территориальных структур и государственного регулирования социально-экономических процессов. В условиях, когда процесс разграничения предметов ведения между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями не завершен, органы государственной власти на всех уровнях вынуждены искать новые организационные и финансово-экономические формы решения накопившихся проблем. Среди таких форм можно отметить ассоциации экономического взаимодействия, а также созданные на основании Указа Президента РФ Федеральные округа. Деятельность подобных структур в целом эффективна, но с точки зрения научного управления имеет резервы улучшения и нуждается в научном анализе и осмыслении. Кроме того, возникла необходимость выработки целостной модели территориального управления.

Информация о работе Возможные пути совершенствования системы территориального управления экономикой России