Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:57, реферат
Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной. Одновременно шаг за шагом создаются сначала важнейшие элементы, а затем и система государственного управления экономикой и соответствующая сеть организационных отношений.
1. Введение.
2. Формирование системы управления экономикой.
2.1. Трудности переходного периода.
2.2. Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
3. Централизация в системе управления.
3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )
3.2. Период Великой Отечественной Войны.
3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
4. Поиск нового качества системы управления.
4.1. Хозяйственная реформа 1965 года.
4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
4.3. Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).
5. Заключение.
5.1. Литература.
Реферат
По
теме:’’Этапы
развития систем управления
экономикой в России.’’
Содержание.
1. Введение.
2. Формирование системы управления экономикой.
2.1. Трудности переходного периода.
2.2. Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
3. Централизация в системе управления.
3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )
3.2. Период Великой Отечественной Войны.
3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
4. Поиск нового качества системы управления.
4.1. Хозяйственная реформа 1965 года.
4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
4.3. Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).
5. Заключение.
5.1.
Литература.
Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной. Одновременно шаг за шагом создаются сначала важнейшие элементы, а затем и система государственного управления экономикой и соответствующая сеть организационных отношений.
Второй этап развития теории и практики управления экономикой, начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х годов, связан с глубокими структурными сдвигами в материально-технической базе всех отраслей народного хозяйства.
Третий этап перестройки и совершенствования системы управления связан с поиском наиболее эффективной системы управления экономикой с целью получения наибольшей отдачи от огромного производственного и научного потенциала накопленного страной в послевоенное время. В середине 80-х годов были созданы предпосылки к формированию нового, четвертого этап в историческом развитии системы управления и методов хозяйствования в нашей стране. Этот этап определил общую тенденцию на перспективу -- смещение центра тяжести системы управления в сторону самоуправления.
Некоторые
из этапов включают
несколько подэтапов,
выделившихся в силу
своей специфики ( НЭП,
Великая Отечественная
война ).
Особенность
первых лет переходного
периода состояла
в том, что нужно
было одновременно "оживить",
привести в движение
почти остановившийся
производственный организм
и сформировать по существу
заново систему его
управления, т.е. нужно
было не просто восстановить
разрушенное, наладить
расстроенные межхозяйственные
связи, но и перейти
к планомерному функционированию
и развитию экономики
в целом. При создании
качественно новой системы
управления экономикой
учитывался и опыт государственного
регулирования производства,
накопленный в дореволюционной
России. В годы первой
мировой войны в русской
промышленности были
созданы государственно-
В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.
Высший
Совет Народного
Хозяйства, созданный
в конце 1917 года, сделал
много для создания
системы управления
и налаживания работы
промышленности в новых
послереволюционных
условиях. Шел постоянный
поиск рациональной
организационной структуры,
сочетающей отраслевой
и региональные подходы
к регулированию производства.
Первоначально принятая
многоступенчатая схема:
заводоуправление à районный
СНХ à областной
СНХ à ВСНХ --
оказалась малоэффективной,
так как в условиях нехватки
транспорта и расстроенных
связей с поставщиками
само заводоуправление
не в состоянии было
обеспечить нормальный
ход производства и
было вынуждено по каждой
мелочи обращаться в
центр. В свою очередь
ВСНХ при падении производства
не всегда мог положиться
на местное руководство
и должен был вникать
во все детали деятельности
заводов.
Острый
продовольственный
кризис переплетался
с топливным, а
тот в свою очередь
с транспортным. Выпуск
промышленной продукции
по сравнению с дореволюционным
резко упал. Основные
сельскохозяйственные
районы сильно пострадали
от засухи 1921 г. Создаются
специальные продовольственные
отряды, которые изымают
излишки хлеба у крестьян
в виде продразверстки.
Практика еще раз показала,
что существует устойчивая
связь между заинтересованностью ,
производительностью
и реальными доходами.
Реальный уровень уровень
жизни населения падал.
В этих условиях правительство
осуществляет ряд мероприятий,
которые получили название "новая
экономическая политика":
создается эффективная
налоговая система,
восстанавливается
денежная, кредитная,
финансовая система,
принимается план ГОЭЛРО.
НЭП базировалась на
радикальной реформе
управления промышленностью,
суть которой сводилась
к предоставлению предприятиям
большей самостоятельности.
Узловым моментом перестройки
явилось создание трестов
и синдикатов. Центр
тяжести управления
госпромышленностью
сместился "сверху --
вниз". Сокращаются
возможности ВСНХ воздействовать
на оперативную деятельность
трестов. Образование
хозрасчетных трестов
и синдикатов, активизация
товарно-денежных отношений
и неизбежное при этом
усиление центробежных
устремлений поставили
новые задачи в деятельности
ВСНХ. На первое место
в его деятельности
было поставлено общее
регулирование госпромышленности,
наблюдение за кооперативной
и частной промышленностью.
В составе ВСНХ остались
всего 3 главных подразделения.
Новый
крупный этап в
развитии системы управления,
начавшийся вместе с
принятием первой пятилетки,
продолжался примерно
до середины 60-х годов.
Он был связан с качественными
преобразованиями в
производстве, коренной
технической реконструкцией
всех отраслей народного
хозяйства.
В результате перестройки организационной структуры в 1932 году была создана новая система отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был упразднен. Вместо него на общесоюзном уровне сначала были созданы три наркомата : тяжелой, легкой и лесной промышленности. Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление разделения труда между ними. Местные СНХ были преобразованы в республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления.
К середине 30-х годов в результате организационных преобразований в отраслях промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат -- главк -- трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
Основной задачей главков было оперативное руководство техническим развитием своей подотрасли: внедрение новой технологии, освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и подотраслью в целом.
Индустриализация
страны остро поставила
вопрос о рациональном
размещении производительных
сил на территории страны,
а вместе с тем и о совершенствовании
управления хозяйством
на местах. Вместо устаревшего
административного
деления на губернии,
волости были созданы
новые экономические
регионы -- края и области,
которые представляли
собой более или менее
сформировавшиеся территориально-
С первых же военных дней были внесены существенные изменения в организационную структуру системы планового управления экономикой. Прежде всего усилилась централизация при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.1[1]
Компетенция
наркоматов была расширена.
Им предоставлялось
право самостоятельно
распределять и перераспределять
материальные ресурсы,
производить капвложения
на восстановление предприятия
за счет текущих расходов.
Параллельно с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства происходила перестройка системы планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР. На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.
Преодоление хозяйственных трудностей искали в организационной перестройке. Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали себя, и в 1949-м году начался процесс слияния министерств. Для решения крупных проблем часто создаются специальные органы. С этой целью были образован Госкомитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал работать в контакте с Госпланом, составляя подробную номенклатуру распределения продукции, а министерства, получая соответствующие фонды и ресурсы, осуществляли оперативное снабжение подведомственных предприятий.
Информация о работе Этапы развития систем управления экономикой в России