Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:57, реферат
Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной. Одновременно шаг за шагом создаются сначала важнейшие элементы, а затем и система государственного управления экономикой и соответствующая сеть организационных отношений.
1. Введение.
2. Формирование системы управления экономикой.
2.1. Трудности переходного периода.
2.2. Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
3. Централизация в системе управления.
3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )
3.2. Период Великой Отечественной Войны.
3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
4. Поиск нового качества системы управления.
4.1. Хозяйственная реформа 1965 года.
4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
4.3. Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).
5. Заключение.
5.1. Литература.
Поскольку
решено было вновь
вернуться к пятилетке
как основной форме
планирования, возросла
роль Госплана как
органа, разрабатывающего
основные направления
развития экономики
на длительную перспективу.
В июне 1955 года Госплан
был разделен на два
органа -- Госкомиссию
по перспективному планированию (Госплан)
и Госкомиссию по текущему
планированию народного
хозяйства (Госэкономкомиссия).
На первый возлагалась
разработка пятилетних
и перспективных планов,
а также контроль за
их исполнением. В функцию
второго входила разработка
годовых и квартальных
планов развития народного
хозяйства.
Всё сильнее и настоятельнее становились требования о качественных структурных сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись необходимость кардинального совершенствования действовавшего в тот период хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных методов управления, сложившихся в 30 -- 40-х годах, новым экономическим условиям. Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного управления к решению данных проблем хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического стимулирования производства. Намечалось осуществить меры по:
При
этом проявились три
аспекта преобразований
в области организационной
структуры: укрепление
централизованных начал
в управлении промышленностью,
ликвидация совнархозов
и формирование объединений.
На протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления считалось одним из узловых вопросов экономической политики. В первую очередь целесообразно было взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в том числе за перестройку организационной структуры управления отраслями и создание производственных объединений. При двухзвенной системе производственные объединения и крупные предприятия непосредственно подчиняются министерству. Трехзвенная система управления включает министерство, республиканское промышленное объединение, производственное объединение. Таким образом, основным хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации и управления стали производственные объединения.
Вновь
была выдвинута задача
превратить пятилетку
на деле в основную
форму планирования.
Этой задаче послужила
и подготовка так
называемых целевых
программ. Широкое внедрение
на этом этапе в плановую
практику целевых программ
означает, что круг наиболее
сложных вопросов рассматривается
более всесторонне,
с учетом факторов, которые
способствуют или тормозят
их решение. Однако в
начале 80-х годов произошло
дальнейшее замедление
темпов экономического
роста, что говорит о
недостаточности принятых
в 70-е годы мер по совершенствованию
планирования, изменению
организационных структур.
В силу вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более действенных решений по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах, изменить балансировку системы управления, сместить ее центр тяжести в сторону базисных звеньев производства -- объединений, предприятий.2[2]
Принципиальное положение общей концепции реформ -- переход к экономическим методам управления. Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям. Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора развития страны.
На
этом этапе резко
возрастает роль региональных
звеньев управления.
Для улучшения координации
деятельности центральных,
отраслевых и местных
органов управления
были найдены оптимальные
организационные структуры --
территориально-
Вначале 90-х годов
в России, уже как
самостоятельном
государстве, происходит
становление качественно
новой системы управления
экономикой. Переход
от планового ведения
дел в народном хозяйстве
к свободным рыночным
отношениям позволяет
выделить этот период
в отдельный этап в развитии
системы управления
экономикой. Этот этап
включает в себя два
подэтапа ( 91 - 93 гг., 93 -
настоящий момент ).
Однако опыт управления,
накопленный за предыдущий
период не является
бесполезным.
Информация о работе Этапы развития систем управления экономикой в России