Этапы развития экономики Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:15, доклад

Краткое описание

Бразилия воспринимается уже не только как одна из крупнейших стран мира с богатейшим природным потенциалом, но и как реальный претендент на превращение в один из эпицентров развития XXI столетия. Экономика этой страны признана экспертами МВФ девятой в мире и это при её географической удалённости от мировых деловых центров.
Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Эта страна обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной, марганцевой, урановой руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов, угля, алмазов, серебра

Файлы: 1 файл

Бразилия эссе.docx

— 30.31 Кб (Скачать)

Работа  Лихого Василия, 311 группа.

Эссе  по курсу «Экономика зарубежных стран»,

на  тему «Этапы развития экономической модели Бразилии».

    Бразилия  воспринимается уже не только как  одна из крупнейших стран мира с  богатейшим природным потенциалом, но и как реальный претендент на превращение в один из эпицентров развития XXI столетия. Экономика этой страны признана экспертами МВФ девятой в мире и это при её географической удалённости от мировых деловых центров.

    Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью  и сектором услуг, является самой  мощной в Латиноамериканском регионе  и оказывает существенное влияние  на мировые рынки. Эта страна обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной, марганцевой, урановой руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов, угля, алмазов, серебра, золота, нефти и др. Бразилия самостоятельна в обеспечении себя продовольствием, более того страна - ведущий экспортер тропических зерновых культур. Бразилия - первый в мире производитель кофе, что является его основной частью экспорта. Урожай собирают 4 раза в год, поэтому страна также является мировым лидером в производстве какао, бананов, бобов, и крупнейшим в Западном полушарии производителем риса.

    За  счет местного производства обеспечивается 90% внутреннего спроса на промышленные изделия. Ускорился процесс модернизации промышленности, растет производительность труда. Высокими темпами развивалось производство потребительских товаров длительного пользования. Бразилия входит в первую десятку стран мира по выпуску автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, военной техники, самолетов. Особенно сильны позиции Бразилии в производстве среднемагистральных самолетов, по продаже которых ей принадлежит заметная доля мирового рынка.

    Возникшая под влиянием позднего португальского феодализма, бразильская экономика  с самого начала складывалась разнородно, включая колониальное рабство, бывшее фактором первоначального накопления капитала. Здесь возникло крупное  плантационное хозяйство, полностью  ориентированное на экспорт. Характерной  чертой этого хозяйства была монокультурность, которая предопределила его зависимость  от мирового рынка и господствующих на нем крупнейших компаний ведущих  западных стран.

    Конечно, чтобы составить полное представление  об экономической модели этой страны, нужно обратиться к истории и  проследить все этапы экономического развития, изменения в структуре хозяйства, в применяемых правительством методах, а также, чтобы обозначить условия и факторы, способствовавшие росту экономики.

    До  конца 30-х годов XX столетия Бразилия развивалась как сырьевой придаток ведущих западных стран. Отток капитала в связи с кризисом создал необходимость мобилизации внутренних ресурсов, поэтому в 40-е годы экономическое развитие основывалось на индустриализации в рамках политики импорт-замещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях промышленности, в сфере услуг; все эти меры привели к ослаблению позиций иностранного капитала. С 50-х годов началась целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе, были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За 1949-1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления. На втором этапе индустриализация охватила производство предметов потребления длительного пользования. Крупное машинное производство заняло ведущее место. Произошло укрепление товарно-денежных отношений, а развитию внутреннего рынка способствовало ограничение экспорта (его среднегодовой уровень за 1947-1963 гг. составлял 1,2%). Усилились государственный сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.

    Во  второй половине 50-х годов усилился приток иностранного капитала. Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в новую прибыльную сферу, обеспечивали с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли.

    Темпы экономического роста возросли: с 1957 по 1961 гг. до 8,3% в год (при темпах 1947--1957 гг. в 6,4%). Одновременно быстро нарастала внутренняя и внешняя задолженность - дефицитное финансирование стало характерной чертой бразильского хозяйственного развития. Вопросы финансовой стабильности рассматривались как вторичные, и антиинфляционные меры, как правило, заканчивались без видимых результатов (в 60-е годы среднегодовые темпы прироста цен не превышали 10%, к 1987 г. – уже 366%, в 1990 г. – 1585%, 1993 г. – 2400%). Для поддержания стабильности в обществе и хозяйстве широко использовался механизм индексации. Почти автоматически происходило выравнивание соотношений цен и заработной платы, налоговых платежей, финансовых и кредитных нормативов. Механизм индексации вводился с целью установления контроля в денежно-кредитной сфере, в финансах, ликвидации «долларизации» хозяйства.

    Следующий этап экономического развития и включения бразильского хозяйства в мирохозяйственные связи начался после военного переворота 1964 г. и установления в стране военной диктатуры: новым правительством предусматривалось достижение высоких темпов экономического роста за счет перераспределения национального дохода, повышения нормы накопления при тесном сотрудничестве государства, национального и иностранного капитала. В обеспечении экономического роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых, инфраструктурных отраслях и добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным -- современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения – появился разрыв между богатыми и бедными слоями населения, который в последующие годы только увеличивался, и на сегодняшний день является одной из самых острых проблем Бразилии. 

    В последующие годы экономический  рост ускорился в связи с реализацией так называемой бразильской модели развития, сущность – достижении экономического роста за счет резкого усиления эксплуатации трудящихся, снижения их жизненного уровня и широкого привлечения иностранного капитала. С 1968 года началась пятилетняя эпоха «бразильского экономического чуда» – рост экономики на 11-12% в год,  при экономической политике министра финансов Делфина Нету. Внешнеэкономическая политика была направлена на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле включало установление «реалистической» учетной ставки, финансовую и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур, что повысило темпы прироста экспорта - свыше 22% в 70-е годы и 38% для обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического роста, импортная торговля увеличивалась быстрее экспорта.

    Норма накопления в Бразилии неуклонно  возрастала до середины 70-х годов, достигнув 25,5% ВВП. Обычно уровень накопления на 1,5-2 процентных пункта превышал сбережения. В возрастающих масштабах привлекался иностранный капитал – бразильское правительство стремилось нивелировать последствия нефтяного шока 1974 г. массированным притоком зарубежного ссудного капитала. Увеличение внешних займов было также связано с модернизацией инфраструктурных отраслей, которая требовала больших затрат.. В 1979 г. общий объем прямых иностранных капиталовложений оценивался в 14,5 млрд. долл.

    Ключевым  элементом хозяйственной жизни  этого периода явилось возникновение  современного сектора производства средств производства и создание самовоспроизводящегося хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила сельское хозяйство и сферу  услуг.

    80-е  годы характеризовались дестабилизацией  экономики, падением темпов роста,  резким увеличением инфляции, появлением зависимости от промышленно-развитых стран. Эти годы получили название потерянного десятилетия. Семь лет происходило сокращение ВВП на душу населения. Кризис задолженности 80-х годов резко замедлил экономическое развитие страны. В 80-е годы норма накопления резко понизилась, и последние десятилетия находится на уровне 20%.

    За  последние 20 лет Бразилия вырвалась  на первые строчки всех мировых рейтингов  инвестиционной привлекательности, и  является страной с самыми многообещающими  перспективами развития в ближайшем  будущем. Как ей это удалось после  стольких лет гипер-инфляции, политических проблем и неудач?

    Трансформация экономической модели Бразилии началась с либерализации внешней торговли: с 1988г. в 3 раза снизился уровень таможенной защиты (1988г. – 41,5%), были практически сняты все нетарифные барьеры. В рамках общего курса на либерализацию экономики произошло открытие бразильского рынка для зарубежных инвесторов и внесены соответствующие поправки в конституцию 1988г., снимающие ограничения на деятельность инокапитала. Их суть состоит в его допуске на условиях концессии в добычу и переработку нефти, газоснабжение, эксплуатацию телевизионных и радиовещательных сетей, телекоммуникации, осуществление каботажных перевозок. Иностранным инвесторам предоставлено право участвовать в разведке и эксплуатации минеральных ресурсов и строительстве ГЭС, а также осуществлять операции на местном фондовом рынке.

    Государственный сектор сохраняет господствующие позиции  в добыче и переработке нефти, нефтехимической, горнодобывающей  промышленности, черной и цветной  металлургии. Вообще, государство всегда выполняло роль локомотива экономического развития, прямо и косвенно осуществляло финансирование экономики, индикативное планирование. Государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях хозяйства, включая сектор коммунальных услуг, нефтехимию, горнодобывающую промышленность (на государственных предприятиях создавалось 27% ВВП в 1991 г.), в числе первых ста компаний насчитывалось 59 государственных, которые сосредоточивали 85% суммарных активов. Государство принимало активное участие в регулировании отношений между предпринимательским сектором и трудом. Стратегия индустриализации включала социальные компоненты. Были приняты кодексы о труде, создана система корпоративных профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Это способствовало налаживанию взаимоотношений между трудом и капиталом.

    Далее, модель развития экономики вновь была изменена, что определялось снижением роли государства как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний тариф был вновь снижен, уже до 14% в 1994 г. Были пересмотрены многие другие ограничения импорта. Многие крупнейшие государственные компании были приватизированы, в пользу приватизации государственного сектора оказывалось давление со стороны США и международных финансовых организаций.

    В июле 1994, во время президентства Ифамара Франку, правительство Бразилии начало программу экономической стабилизации, План-реал, названный в честь введенной новой валюты, реалий. Темпы инфляции, которые достигли уровня примерно 3000 % в год в 1993 году, быстро упали, достигнув уровня в 2,5 % в 1998 году. В течение президентства Фернандо Энрике Кардозу (1995—2002) правительство приложило значительные усилия для переработки преимущественно государственной экономики на преимущественно рыночную. Конгресс одобрил несколько законов, которые в большей мере открыли экономику для участия частного сектора и увеличили её привлекательность для иностранных инвесторов. В конце 2003 программа приватизации, которая включала продажу сталелитейных и энергетических предприятий и компаний телесвязи, дала прибыль на более чем 90 млрд долл. США.

    В январе 1999 бразильский Центральный  банк объявил, что реал больше не будет  привязан к доллару США, что привело  к некоторой девальвации бразильской  валюты. Рост экономики составил 4,4 % в 2000 году и 1,3 % в 2001. Избранный в 2002 году президент Инасио Лула да Силва осуществлял строгий подход к экономике, сумел сдержать инфляцию, находя деньги не только для выплат за бразильскими долговыми обязательствами, а даже и для досрочной уплаты долга перед МВФ. В результате в год избрания Лулы (2003) ВВП вырос на 0,5 %, но уже в 2004 — на 5,2 %, и в 2005 — на 2,3 %. Современное хозяйственное развитие непосредственно связано с наращиванием научно-технического потенциала.

    Важную  роль в укреплении экономики сыграла  социальная реформа, направленная на уменьшение крайнего неравенства в распределении доходов. Подъем экономики начался только тогда, когда правительство занялось ростом доходов населения, что позволило увеличить внутренний спрос. Лулу, придя к власти, поклялся, что когда он будет уходить с поста президента, в Бразилии не будет голодающих. Во исполнение обещанного были существенно увеличены программы помощи бедным: не берутся налоги с физических лиц, чей доход меньше 15000 реалов в год, введена программа микрокредитования (до 1000 реалов), семейные пособия получает 20% населения, минимальная зарплата выросла на 45%, выплачиваются специальные пособия родителям, если все дети получают образование и т.д. Медицинская помощь и образование в стране бесплатные. Всё это было сделано уже не прибегая к инфляции. Одновременно была проведена пенсионная реформа, в результате которой пенсионный возраст был повышен для мужчин до 65 лет, а для женщин – до 60 лет, намечено ограничение государственных пенсий. В общем, Лулу проводит популярную среди малообеспеченной части населения политику, а это самая большая часть населения, т.е. избирателей, а голосование в Бразилии, между прочим, обязательно.

Информация о работе Этапы развития экономики Бразилии