Возможные пути совершенствования системы территориального управления экономикой России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Во всем мире задачи повышения эффективности государственного управления приобретают все большую значимость. Однако универсальных моделей, оптимальных для использования всеми странами, не существует, каждое государство должно вырабатывать собственную модель, наиболее подходящую на определенном этапе исторического развития для применения с учетом национальных особенностей. Все это требует глубокого изучения и осмысления национального, и мирового опыта выживания и развития в меняющихся условиях. На его основе необходимо создать новую модель территориального управления России, создающую оптимальные условия для долгосрочного развития страны. Возрастающее внимание органов государственной власти к данной задаче позволило ускорить процесс разработки и внедрения различных механизмов повышения эффективности вертикали государственной власти. К сожалению, отсутствие системного подхода при их разработке обусловило слабую проработку механизмов их реализации. Кроме того, применение таких механизмов без отлаженной законодательной базы оказалось сильно осложнено.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1 Задачи повышения эффективности управления……………………………...5

2 Совершенствование государственного управления в различных странах...6

3 Решение проблемы государственного регулирования в России…………..10 4 Состояние государственного регулирования в настоящее время………….23

Заключение……………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

семестр гму.docx

— 58.06 Кб (Скачать)

     При увеличении потребления какой-либо продукции в регионе или при  более глубоком разделении труда  необходимо сразу рассчитывать, как  это отразится на продовольственной, энергетической, финансовой безопасности, и принимать меры по минимизации  вновь возникающих рисков. В развитых странах, подобные действия считаются  само собой разумеющимися. Интегрированные  показатели зависимости государства  и вытекающих из этого рисков включают не только продукты первой необходимости, но и науку, медицину, образование, культуру и многое другое. Правительство РФ, в лучшем случае самостоятельно может  минимизировать риски лишь по некоторым глобальным параметрам. Задачи по обеспечению стабильности и безопасности конкретных регионов целиком ложатся на их органы власти. Используя методику расчета потребления, характерного для данной территории, ее зависимости по важнейшим продуктам, можно создать систему коэффициентов, динамично отражающую все существенные изменения в положении региона. Аналогичные системы целесообразно было бы создать для экономических районов и для страны в целом, причем системы должны быть совместимы и взаимоувязаны.

     Поддержание функционирования жизненно необходимых  объектов — только часть задач  обеспечения экономического развития, необходимо обеспечить также долгосрочное развитие. Для устойчивого и сбалансированного  развития страны регионы, входящие в  тот или иной экономический район, должны определить для себя в рамках исторически сложившихся отраслей специализации группы товаров, которые  можно производить не только для  внутреннего рынка, но и для внешнего рынка. Эти группы товаров за счет повышенной их конкурентоспособности  призваны привлечь инвестиции в развитие экономики и инфраструктуры регионов. При отсутствии таковых необходимо разработать программы по совершенствованию  старых или созданию новых продуктов, отвечающим мировым требованиям. Целесообразно  обеспечить бесперебойность поставки сырья и компонентов для их производства из других регионов. Если удастся значительно задействовать  потенциал отраслей специализации  экономических районов, то можно  рассчитывать на долгосрочный экономический  рост.

     Субъекты  Федерации приходят к пониманию, что для решения этих и многих других проблем, стоящих перед ними, необходима координация усилий в  рамках тех экономических районов, которые формировались десятилетиями. Задача органов власти, осуществляющих руководство надрегиональными образованиями, — выравнивание экономических, правовых и социальных условий в рамках своего экономического района.

     Каждый  экономический район с точки  зрения экономической безопасности должен обеспечивать себе некоторый  минимальный уровень самообеспеченности по жизненно важным отраслям, а недостаток по ним стремиться возместить из российских экономических районов, имеющих  избыток в данной продукции, или  за счет поставок из стран, связи с  которыми будут способствовать геополитической  устойчивости Российской Федерации. Поставки стратегических, с точки зрения региона, продуктов должны быть надежно обеспечены соответствующими договорами или долевым  участием в производстве. Подсчитав  уровень потребления тех или  иных продуктов, можно определить, насколько  данная территория может сама себя обеспечить по данным показателям в  настоящее время и в перспективе, а затем обоснованно ставить  задачу увеличения обеспеченности территории по продовольствию, строительным, материалам и др.

     Экономические районы, в отличие от отдельных  субъектов Федерации, являются вполне сопоставимыми по многим параметрам и центру легче учитывать их особенности, вырабатывая общефедеральную политику. Возможность необоснованного предоставления льгот отдельным субъектам Федерации  в ущерб другим регионам будет  существенно затруднена при условии  внесения соответствующих изменений  в бюджетную политику.

     Хотелось  бы подчеркнуть, что из сказанного не следует необходимость восстановления жестко централизованного государственного управления народным хозяйством. Важно  задать рамки дальнейшего развития и экономической интеграции, используя  при этом имеющиеся у государства  средства воздействия. Частное децентрализованное управление, конечно, более эффективно по сравнению с централизованным в плане извлечения прибыли, однако без четких границ деятельности созданных законодательно и подкрепленных правительственной политикой и долгосрочных стратегических целей оно не в состоянии обеспечить необходимый запас устойчивости крупным экономическим районам, что хорошо прослеживается в деятельности таких крупных экономических систем как транснациональные корпорации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Состояние государственного регулирования в настоящее время 

     В настоящее время на территории Российской Федерации расположены 11 из 18 сформированных во времена СССР после долгих попыток  оптимизации управления страной  экономических районов. Распад единой народнохозяйственной технологической  цепи повлек катастрофические последствия. Более всего пострадали регионы, наиболее полно и всесторонне  включенные в межрегиональное разделение труда — Северо-Кавказский, Центральный, Северо-западный, Волго-Вятский. В относительно более благоприятном положении  оказались регионы, обладающие возможностями  для экспорта сырья — нефти, газа, древесины, а также первичных  продуктов переработки — удобрений, металлов, нефтепродуктов и др. Наибольшее падение производства — в легкой промышленности, машиностроении, поэтому  регионы, имеющие данные отрасли  в качестве отраслей специализации, оказались в наиболее трудном  положении. Деградация сельского хозяйства  практически во всех районах делает ситуацию особенно опасной с точки  зрения продовольственной безопасности. Наиболее эффективным решением данной проблемы могло бы стать введение сетевого планирования в экономике  страны хотя бы для продукции, производство которой необходимо для обеспечения  населению минимального уровня жизнедеятельности. Это позволит обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности.

     Главное отличие сетевого планирования от децентрализованного  состоит в том, что при последнем  экономические связи никак не регулируются, и их целесообразность определяется преимущественно краткосрочными ценовыми или иными преимуществами. В сетевой структуре связи структурированы по целому ряду объективных факторов: географическое положение, относительные преимущества, направления грузопотоков и т.п. Даже частичное использование подобной модели позволило Госплану СССР достаточно долго поддерживать статичную централизованную систему организации экономики, исправляя многие управленческие ошибки центра. Децентрализованная структура, пришедшая в нашей стране на смену централизованной в соответствии с логикой развития систем, является прогрессивным шагом, однако она не отражает последних мировых тенденций. В мировой экономике набирает силу процесс перехода к следующей стадии развития — сетевой организации планирования, естественно, такое планирование осуществляется с учетом стратегических интересов и экономической безопасности. Создание транснациональных корпораций, интеграционных группировок стран — хорошо видимый результат этой трансформации. Поэтому, хотя отказ от централизованной системы управления и был обоснован, отказ от экономического районирования не только не целесообразен, но и вреден для народного хозяйства, стремящегося к использованию все более эффективных методов организации. Рано или поздно, нам придется вернуться к районированию, однако, если этого не сделать сейчас, велика вероятность того, что интенсивность промышленного производства, составляющая сейчас лишь около 50 % от уровня 1990 года и снизившаяся преимущественно за счет отраслей специализации экономических районов, надолго останется на данном уровне. Поддерживать производственные фонды, коммуникации, инфраструктуру и кадровый потенциал значительно проще и дешевле, чем воссоздавать их с нуля в дальнейшем.

     Даже  если сетевая организация экономики  в стране не будет востребована в  ближайшее время полностью, она  позволит максимально быстро пройти стадию децентрализации с наименьшими  потерями для будущего развития и обеспечит приемлемый уровень экономической безопасности. В противном случае Российской Федерации грозит быть экономически, а впоследствии и политически разорванной и включенной в набирающие силу интеграционные образования Европы и Азии.

     В соответствии с подобным подходом, помимо федерального центра и субъектов  Федерации, необходимо создать дополнительный уровень управления, способствующий более гибкой и эффективной организации экономики. В рамках этой модели выделяются федеральные экономические округа, объединяющие группы субъектов РФ в региональные комплексы по вполне определенным признакам и показателям, имеющим объективный характер. Состав и границы этих округов определяются на основе общности экономико-географического положения, природных условий и других объективных факторах. В основе их формирования должен лежать производственный принцип, в соответствии с которым любой экономический округ представляет собой прежде всего комбинированный территориально-производственный комплекс, охватывающий совокупность экономических, исторических, географических и демографических (в том числе обучение и подготовка к трудовой деятельности) особенностей данной территории.

     Процесс создания федеральных экономических  округов не должен встретить значительные трудности, так как в основу берется  сетка экономических районов, формировавшаяся  в течение всей истории России и отражающая территориальные, экономические  и демографические особенности  страны, относительные преимущества и недостатки регионов. Преимуществом  подобной модели является то, что за основу берется методика, разработанная  и эффективно применявшаяся Госпланом, ежегодно составлявшего планы развития для экономических районов с  расчетом и обоснованием основных производственных цепочек. Последний полновесный  план был создан в 1990 году. Эту методику достаточно легко адаптировать к  существующим условиям. Отличием будет  то, что сетевое планирование будет  осуществляться на уровне регионов для  производственных цепочек, расположенных  на территории отдельного субъекта Федерации. Для межрегиональных цепочек  планирование будет производиться  на уровне федеральных экономических  округов и, наконец, для цепочек, затрагивающих предприятия, расположенные  в разных федеральных экономических  округах или странах — на уровне федерального центра. Это позволит избежать управленческих ошибок, возникавших  при планировании в Центре всех хозяйственных связей для небольших региональных предприятий. Так как инфраструктура, производственные объекты существенных изменений не претерпели, большинство производственных цепочек, рассчитанных Госпланом в качестве объективно оптимальных для определенных территорий, таковыми и остались. Данные о них легко получить из соответствующих архивов или от людей, производивших планирование.

     К основным задачам федеральных экономических  округов можно отнести:

     — синхронизацию и координацию  товарных, финансовых и материальных потоков в целях комплексного развития территории страны;

     — разработку совместных планов развития по отраслям, являющимися отраслями  специализации в территориальном  разделении труда с выбором конкретных товаров, производство которых будет  признано стратегически важным и  наиболее полно отражающих относительные  преимущества данной территории.

     Эффективность их деятельности можно повысить посредством  координационных центров округов, расположенных в крупнейших городах  Федерации. На эти центры возлагаются  примерно те же задачи, которые раньше решал Госснаб СССР, — синхронизация  товарных, финансовых и информационных потоков между союзами, а также  компенсация неизбежных управленческих ошибок федерального центра. Центры координации, куда должны входить руководители федеральных  округов, совместно с федеральным  правительством формируют и согласуют  основные направления экономической  деятельности и утверждают проекты  общегосударственного значения, в первую очередь, транспорта, связи и стратегических инвестиций. На центры координации  ложатся также функции оперативного управления и контроля за выполнением принятых планов и решений. Для того, чтобы эта структура управления не выродилась в неработоспособную структуру типа СНГ, федеральный центр должен сохранить за собой ряд ключевых управляющих функций:

     — утверждение и согласование планов развития, представляемых федеральными экономическими округами в целях  устойчивого развития страны;

     — сохранение государственного контроля за производством и торговлей стратегическими ресурсами и продуктами;

     — монополию на основные управленческие связи в структуре управления и ее резервными ресурсами;

     — контроль за макроэкономическими показателями с целью сохранения их в пределах, обеспечивающих устойчивость страны в целом.

     При сохранении за собой этих функций  федеральный центр будет иметь  дело с достаточно крупными надрегиональными образованиями, самостоятельно решающими многие внутренние проблемы. Чем выше уровень системы управления, тем более глобальные и консолидированные показатели развития должны рассматриваться, но за основу надо брать показатели самого низового звена. При применении подобной системы у нижестоящих уровнях управления появляется возможность аргументированно доказать вышестоящим уровням необходимость принятия тех или иных мер, а последние не будут перегружены как во времена СССР необходимостью рассчитывать многочисленные показатели, многие из которых имеют лишь местное значение.

     Таким образом, мы получаем многоуровневую структуру  управления, в которой каждый уровень  состоит из своего рода модулей, обладающих некоторым собственным запасом  устойчивости и способных, в некотором  гипотетическом случае, к полностью  самостоятельному существованию. То есть, мы можем говорить о “живучести”  регионов как временно обособленных единиц. Задача экономического развития региона решается по мере роста его  участия в межрайонном, а затем  и в международном разделении труда. Однако одновременно с процессом  более тесной экономической интеграции с регионами, районами, странами и мировой экономикой в целом, должен происходить процесс структурирования хозяйственных связей каждой территории в соответствии с системой приоритетов, образованной данной структурой управления. Открытость системы в направлениях развития территории и ее закрытость в сферах, содержащих потенциал для подобного развития (основные транспортные связи и коммуникации, отрасли, обеспечивающие функционирование отраслей специализации территорий и др.), позволяют избежать отставания в развитии из-за чрезмерной замкнутости системы. Вместе с тем сохраняется стабильность и устойчивость роста из-за закрытой или достаточно защищенной базы для развития. Так как каждый из модулей обладает определенным запасом “живучести”, то есть способности к автономному существованию, сохраняется возможность изменения состава более крупных модулей по мере развития более мелких или при существенных изменениях в геоэкономической ситуации. Вышестоящие модули будут обеспечивать устойчивость и прогрессивное развитие нижестоящих модулей, а последние — обеспечивать максимальную эффективность в каждой конкретной части системы. Территория, структурированная по принципу модулей, может эффективно вписаться практически в любую другую систему управления, так как меняться будут преимущественно связи, а не сами элементы, как в современных гибких производственных системах. Способность к выживанию, обеспечению необходимого уровня экономической безопасности и адаптивность к любой структуре управления являются основными требованиями к модулям системы. Даже в случае полного распада или временном разладе общей системы управления и товарно-денежных потоков каждый из регионов сможет обеспечить какое-то время некоторый минимальный уровень своему населению и предприятиям.

Информация о работе Возможные пути совершенствования системы территориального управления экономикой России