Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 15
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 30
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 34
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

Рисунок 4 позволяет сказать, что структура  поступлений в основные внебюджетные фонды в 2008 году изменилась. Увеличились  на 1% поступления в ПФР, уменьшились  поступления на 1% в ФФС. Но так  как данные за январь-март 2008 года, то к концу года структура может  выровняться и остаться на уровне 2007 года, а может и измениться.

Рост  поступлений во внебюджетные фонды  показывает, что в стране ведется  политика, направленная на увеличение доходов внебюджетных фондов.

Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством.

Контроль  за исполнением бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением  бюджетов соответствующего уровня бюджетной  системы Российской Федерации, в  порядке, установленном настоящим  Кодексом для соответствующих бюджетов.

Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда  составляется органом управления фонда  и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации[4].

2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД –  ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Пенсионный  фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в  состав федерального бюджета, не могут  использоваться на другие цели и изъятию  не подлежат.

Главными  направлениями деятельности Пенсионного  фонда являются:

  1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  2. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или в случае потери кормильца;
  3. капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  4. контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  5. проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  6. разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Пенсионный  фонд Российской Федерации как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение граждан осуществлялось за счет средств Государственного бюджета СССР), и главной причиной его возникновения была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Он входит в одно из звеньев сферы государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.

Создание  Пенсионного фонда стало вехой  в решении одной из важнейших  задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения  к обязательному пенсионному  страхованию.

Пенсионный  фонд был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально Пенсионный фонд приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его  по сей день.

И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые  взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В  результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а  страховой платеж. И хотя средства Пенсионного фонда сохраняют  статус федеральных средств, они  в то же время являются по своей  природе и средствами обязательного  пенсионного страхования.

Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему Пенсионного фонда, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы  в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и  организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся  методик учета трудового стажа  в Пенсионном фонде уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются  все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.

По мере нарастания массы этих и других изменений  в пенсионной системе России все  острее ощущалась необходимость  ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная  реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня  и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя  ее, Пенсионный фонд Российской Федерации  выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых  отношений между поколениями, социальными  группами, работодателями, работающими  и государством. Результатом реформы  должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной  системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии 2, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • нетрудоспособные граждане 3.

С 1 января 2002 года с принятием пакета законодательных  актов в области пенсионного  страхования начинается практическая реализация пенсионной реформы.

Теперь  трудовые пенсии в Российской Федерации  состоят из следующих составных  частей:

  • базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
  • страховой – дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
  • накопительной – части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход  при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной  частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выплата пенсии по обязательному пенсионному  страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации  с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные  группы доходов Пенсионного фонда  Российской Федерации и направления  их использования

Пенсии

Источник доходов Пенсионного  фонда РФ

Части трудовой пенсии

Виды пенсий

По обязательному пенсионному  страхованию

Часть ЕСН, зачисляемая в доход  федерального бюджета

Базовая

По  старости

По инвалидности

По случаю потери кормильца 1

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного  фонда РФ

Страховая

Накопительная

По обязательному пенсионному  обеспечению

Средства федерального бюджета

 

За  выслугу лет

По старости

По инвалидности

Социальная пенсия

1Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеет только страховую составляющую (см.: ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федеации»)


 

Доходы  и расходы Пенсионного фонда  Российской Федерации можно условно  разделить на следующие части, связанные  с:

  1. функционированием обязательного пенсионного страхования;
  2. государственным пенсионным обеспечением;
  3. дополнительным пенсионным обеспечением.

В настоящее  время доходы Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • доходов от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • средств федерального бюджета;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы:

  • по обязательному пенсионному страхованию;
  • по дополнительному пенсионному обеспечению;
  • по обязательному пенсионному обеспечению;
  • на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;
  • по накопительной составляющей;
  • на оказание социальной помощи;
  • по пенсионному обеспечению безработных граждан.

Федеральным  законом  РФ  №  184-ФЗ  от  24.12.04г.  «О  бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» утвержден   бюджет  Пенсионного фонда Российской  Федерации  на  2005 год  по доходам  в сумме 1177375 млн. рублей, по расходам в сумме 1125310,7 млн.рублей с превышением  доходов над расходами в сумме 52064,3 млн. рублей (см. приложение 1 и 2).

Значительная  часть  расходов Пенсионного фонда  занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.).

2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Фонд социального страхования  РФ – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся часть социального страховании, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

Фонд  социального страхования РФ был  создан в 1990 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О совершенствовании управления и порядка финансового страхования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».

Фонд   социального    страхования    Российской   Федерации   является специализированным    финансово-кредитным  учреждением   при   Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами  государственного   социального  страхования Российской Федерации.

Фонд    осуществляет    свою    деятельность    в    соответствии    с  Конституцией РФ, законами РФ, указами  Президента  РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской  Федерации,  а  также  Положением  о Фонде  социального  страхования  Российской Федерации.

Информация о работе Внебюджетные фонды