Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 15
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 30
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 34
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

Конечно, в действительности, структура внебюджетных фондов значительно разнообразнее. Все зависит от специфики конкретного  субъекта (государства, административно-территориального подразделения или межгосударственной структуры), его интересов, характера  поведения той или иной политики или внутреннего содержания признака.



 

 

 

Рис. 1 Классификация внебюджетных фондов

 

В настоящее  время государства с рыночной экономикой заинтересованы в расширении числа специальных фондов и росте  их величины в связи с рядом  весомых причин: правительство с  помощью таких фондов получает в  свое распоряжение значительные финансовые ресурсы, находящиеся вне поля жесткого финансового контроля со стороны парламента; благодаря фондам у государства появляются дополнительные возможности для регулирования экономического и социального процессов в обществе; свободные средства специальных фондов могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм государственных заимствований на финансовых рынках и т.д.

Изменение формирования внебюджетных фондов является одним из важных направлений в  России. Практически все экономисты, политики, практики выделяют две основных проблемы системы формирования внебюджетных фондов РФ:

- высокий  уровень социальных платежей  в издержках производства  и  реализации продукции;

- большие  затраты на содержание аппарата  внебюджетных фондов.

В настоящее  время финансовыми источниками  социальных услуг служат как внебюджетные фонды, так и федеральный, субъектные и местные бюджеты. В бюджетной  системе налицо дублирование источников пенсионного, социального и медицинского страхования. Оно легко устраняется  образованием в федеральных и  субъектных бюджетах пенсионного, социально, и медицинского целевых фондов с  одновременным упразднением внебюджетных фондов. Это позволит устранить систему  финансирования социальных услуг, сделать  ее прозрачной, оптимизировать управленческий аппарат, сэкономить значительную часть  денежных средств.

Второе  направление развития социальных фондов – это снижение совокупного уровня косвенного обложения до 20-25% объема оплаты труда и унификации многочисленных пособий и дотаций. В перспективе  целесообразен переход от косвенного характера формирования социальных фондов к прямому.

Третье  направление совершенствования  внебюджетных фондов связано с первым и вторым и заключающееся в  стабилизации и сокращении расходов на содержание инфраструктуры и персонала  внебюджетных фондов. Пока это наиболее трудный участок государственного бюджета. На практике происходит обратное – на 2002 г. предусматривался шестикратный рост затрат на содержание органов управления Пенсионного фонда РФ.

И четвертое  направление – повсеместное развитие внебюджетных фондовых организаций. Их значение резко возрастет на фоне относительного снижения роли бюджетной  системы в финансировании социально-экономической  жизни общества.

Существенный  шаг в решении формирования внебюджетных фондов – введение с 01.01.2001 г. единого  социального налога, заменяющего  взносы во внебюджетные фонды. Рассмотрим подробнее понятие единого социального  налога.

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ  ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

Целевые бюджетные фонды стали создаваться  в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Главной причиной их создания была необходимость  выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды [6].

Государственное обязательное социальное страхование  — это часть государственной  системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования  работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования  социальных рисков, которые неизбежны  в условиях рыночной экономики.

К числу  основных социальных рисков относятся:

  1. риски утраты трудоспособности с возрастом;
  2. риски утраты трудоспособности по инвалидности;
  3. риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);
  4. риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;
  5. риски заболеваний и ухудшения здоровья[6].

Все эти  риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая[6].

В нашей  стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после  принятия Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001 г., один из социальных внебюджетных фондов – Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом[7].

Одновременно  с социальными были созданы и  другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами[11].

В настоящее  время в России существуют три  типа внебюджетных фондов:

1) социальные  внебюджетные фонды, имеющие общегосударственное значение;

2) экономические  внебюджетные фонды (внебюджетные  фонды межотраслевого и отраслевого  назначения);

3) территориальные  внебюджетные фонды.

Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  4. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Материальным  источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:

1) проекты  бюджетов государственных внебюджетных  фондов предоставляются одновременно  с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

2)  бюджеты  государственных внебюджетных фондов  рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

3)  внебюджетные  фонды имеют строго целевую  направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

4) доходы  государственных внебюджетных фондов  формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;

5)  страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

6) денежные  ресурсы внебюджетных фондов  находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) расходование  средств из внебюджетных фондов  осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда)[17].

Главными  источниками формирования государственных  внебюджетных фондов являются:

  1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  2. средства из бюджета;
  3. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  5. займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков[5].

В бюджеты  государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням  бюджетной системы Российской Федерации  налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  1. Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:
    • в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента;
    • в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента;
    • в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов;

2) Минимального  налога в связи с применением  упрощенной системы налогообложения:

  • в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - по нормативу 60 процентов;
  • в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 2 процента;
  • в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 18 процентов;
  • в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 20 процентов;

3) Единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности:

  • в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента;
  • в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента;
  • в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов;

4)Единого  сельскохозяйственного налога:

  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,2 процента;
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - по нормативу 3,4 процента;
  • в Фонд социального страхования Российской Федерации - по нормативу 6,4 процента[18].

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации[19].

На основании  этих статистических данных была построена  диаграмма на рис. 2, из которой видно, что поступления во внебюджетные фонды растут.

Рис. 2 Динамика и структура поступлений в  бюджет и внебюджетные фонды РФ.

По данным рис. 3 видно, что наибольший удельный вес занимают поступления в Пенсионный Фонд РФ – 78%, 10% поступает в территориальные  фонды ФФОМС, по 6% в остальные  основные внебюджетные фонды.

Рис.3. Структура  поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2007 году.

 

Рис.4. Структура  поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2008 году.

Информация о работе Внебюджетные фонды