Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 15
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 30
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 34
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4

1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4

1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10

2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10

2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 15

2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20

2.4  ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30

3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 30

3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 34

3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

ВВЕДЕНИЕ

 

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется  это тем, что в процессе становления  современной системы государственной  власти происходило выделение отдельных  функций государства и закрепление  за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Актуальность  темы курсовой работы: В современных  условиях перехода к рыночной экономике  используемый в условиях плановой экономики  механизм социального обеспечения  граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального  обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые  для поддержания населения и  экономики страны. Для дальнейшего  совершенствования системы социального  обеспечения и стимулирования экономики  необходимо изучение современного состояния  внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры  и источников формирования.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить  понятие, роль и структуры современных  внебюджетных фондов РФ

2) изучить  источники формирования и механизм  работы основных и специальных  внебюджетных фондов РФ.

Структурно  работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

1.  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ  ФОНДОВ

1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ  ФОНДОВ

 

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета[5].

В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков внебюджетных фондов.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими  причинами:

1) необходимостью  выделения специальных денежных  ресурсов с целью их более  эффективного и строго целевого  использования;

2) необходимостью  определения особых и одновременно  устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3)  необходимостью  изыскания дополнительных средств  для удовлетворения общественных  потребностей, которые не могут  быть в полном объеме профинансированы  из бюджета, но которые являются  основой расширения сферы деятельности  правительства в области военных  расходов, научных исследований, социальных  выплат населению и т.п [8].

Внебюджетные  фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов. Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов [8].

1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости  социальной защиты людей. Для этих целей  за счет бюджетных источников, средств  предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

 Общественные  фонды потребления используются  для финансирования учреждений  просвещения и здравоохранения,  содержания нетрудоспособных и  престарелых граждан, оказания  материальной помощи отдельным  группам населения (одиноким матерям  и многодетным семьям, семьям, потерявшим  кормильца, безработным и др.).

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые  в бюджеты и внебюджетные фонды  денежные средства позволяют государству  осуществлять социальную политику, являясь  важным звеном в системе публичных  финансов во всех развитых странах  мира.

История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных фондов, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач и для которых была нежелательна огласка. Как правило, они выполняли операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В связи с этим их количество  постоянно менялось, но в целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности.

Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала  дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и  фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло  использовать проходившие через  них средства совершенно бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло  привлекать дополнительные средства для  расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных  расходов, научных исследований, регулирования  экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению.

Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать  кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств.

Такая множественность  фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом  превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и  самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным  долгом, системой национального страхования.

В современных  условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения  национального дохода, а иногда и  части совокупного общественного  продукта, с целью защиты интересов  отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Увеличение  количества таких фондов и совокупного  объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например, во Франции, они сопоставимы с размерами  государственного бюджета) является характерной  особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего  возрастающей ролью государства  в решении социальных, экономических  проблем, вопросов выравнивании условий  жизни населения в различных  регионах. Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;
  • формирование фондов с собственным источником доходов.

Внебюджетные  фонды всегда имеют строго целевое  назначение и управляются автономно  от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной  или муниципальной собственности. При превышение доходов над расходами  фондов (т.е. наличию положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения  национального дохода с помощью  специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств  из бюджета. Бюджетные средства переводятся  в фонды в виде субсидий и субвенций  либо в форме отчислений от налоговых  отчислений. Внебюджетные фонды могут  также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения. Эти фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. 
     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  
фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так  
фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии  
активного сальдо они приобретают ценные государственные бумаги и  
становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

В любом  современном государстве с рыночной экономикой имеется большое разнообразие внебюджетных фондов. В целом их можно классифицировать по нескольким признакам, в том числе субъектам, статусу, целевому назначению, сфере  охвата, времени действия, правовому  положению. В общем виде структуру  внебюджетных фондов можно представит следующим образом (рис. 1).1

Информация о работе Внебюджетные фонды