Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 15
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 30
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 34
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

Основными задачами Фонда являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  4. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Структурно  в Фонд социального страхования  Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального  страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием профессиональных союзов.

Доходы  и расходы Фонда условно можно  разделить на три части 4 (см. табл.3):

1) страхование  от временной утраты трудоспособности  в связи с общими заболеваниями,  материнством или смертью;

2) страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональные заболевания;

3) предоставление  дополнительных льгот лицам, пострадавшим  в результате последствий радиационных  аварий, и ветеранам Великой Отечественной  войны за счет средств федерального  бюджета.

Таблица 3

Основные  группы доходов Фонда социального  страхования

Российской  Федерации и направления их использования

Группы доходов

Основные виды выплат

1

2

Единый социальный налог

Пособие по временной нетрудоспособности в  результате общего заболевания или  ухода за больным членом семьи

Пособие по беременности и родам

Пособие при постановке на учет при  ранних сроках беременности

Пособие при рождении ребенка

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Пособие на погребение

Расходы на санаторно-курортное лечение  работников и членов их семей


Окончание таблицы 3

Страховые взносы на социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Пособие по временной нетрудоспособности в  результате производственной травмы или  профессионального заболевания

Единовременное пособие

Ежемесячное пособие

Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией

Средства федерального бюджета

Оплата  льгот при выплате пособий  и санаторно-курортному лечению  лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой  Отечественной войны


 

Доходы Фонда социального страхования РФ с 2001 г. Формируются посредством следующих поступлений:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • прочих поступлений.

      Расходы Фонда социального страхования РФ направляются на:

1) выплату пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам,  вставшим  на  учет   в медицинских  учреждениях  в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия на период   отпуска   по  уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников  и   членов          их   семей,   а   также   на   другие    цели    государственного  социального   страхования,   предусмотренные    законодательством  (частичное  содержание  санаториев-профилакториев,  санаторных  и оздоровительных  лагерей   для  детей   и   юношества,    лечебное (диетическое)  питание,   частичное   финансирование   мероприятий  по  внешкольному  обслуживанию   детей, оплату  проезда  к   месту лечения и отдыха и  обратно и другие);

3) создание резерва для  обеспечения финансовой  устойчивости   Фонда на всех  уровнях. Порядок   формирования резерва  и предоставления  из  него  средств   (на  возвратной   основе  или   безвозмездно) определяется  инструкцией   о   порядке    начисления,    уплаты, расходования   и  учета  средств   государственного   социального страхования,  утвержденной  Фондом   совместно   с   Министерством труда Российской  Федерации,  Министерством финансов   Российской Федерации, Государственной  налоговой службой Российской  Федерации и с  участием  Центрального банка Российской  Федерации;

4) обеспечение    текущей    деятельности,     содержание   аппарата управления Фонда;

5) финансирование      деятельности       подразделений      органов исполнительной     власти,     обеспечивающих     государственную защиту  трудовых   прав   работников,   охрану   труда   (включая подразделения   надзора   и   контроля   за   охраной   труда)   в случаях, установленных законодательством;

6) проведение    научно-исследовательской    работы    по   вопросам  социального страхования и охраны  труда;

7) осуществление иных  мероприятий в соответствии с   задачами  Фонда, включая  разъяснительную   работу   среди   населения,   поощрение внештатных работников  Фонда,  активно участвующих   в  реализации мероприятий  по социальному страхованию;

8) участие в финансировании  программ  международного  сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Доходы и расходы Фонда  социального страхования условно  можно разделить на три части (Приложение 3).

Бюджет    Фонда    и    отчет    о    его    исполнении   утверждаются Правительством   Российской   Федерации,   а   бюджеты    региональных     и центральных  отраслевых  отделений Фонда  и отчеты  об их   исполнении  после рассмотрения  правлением  Фонда  утверждаются   председателем  Фонда.

Федеральным  законом  РФ  №  202-ФЗ  от  24.12.04г.  «О  бюджете  фонда социального страхования  Российской Федерации на 2005 год» утвержден   бюджет  Фонда  социального   страхования   Российской  Федерации  на  2005 год  по доходам в сумме 185514,7 млн. рублей, по расходам в сумме 190798,6 млн.рублей с превышением расходов над доходами в сумме 5283,9 млн. рублей (см. приложение 3 и 4).

Плательщиками взносов являются:

  • организации,   являющиеся  юридическими  лицами,   независимо   от   организационно -   правовых   форм, в    том    числе   иностранные организации,  осуществляющие деятельность на территории  Российской Федерации через постоянные представительства;
  • граждане, в   том   числе   иностранные,  осуществляющие  прием  на
  • работу  по  трудовому   договору,    использующие    труд   наемных         работников в личном хозяйстве.

Бюджет    Фонда    и    отчет    о    его    исполнении   утверждаются Правительством   Российской   Федерации,   а   бюджеты    региональных     и центральных  отраслевых  отделений Фонда  и отчеты  об их   исполнении  после рассмотрения  правлением  Фонда  утверждаются   председателем  Фонда.

От уплаты взносов в Фонд социального страхования освобождены:

  • Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;
  • общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

Особенностью функционирования Фонда социального страхования  РФ является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего  выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно  в организации за счет начисленных  сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует  уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты  пособий и  оплаты путевок. При недостатке начисленных  сумм страховых взносов или единого  социального налога для выплаты  пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

2.4  ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ  ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В комплексе проводимых социально-экономических  реформ важнейшее  место отводится  страховой медицине. Переход к  ней обусловлен  спецификой  рыночных отношений в здравоохранении  и развитием сектора платных  услуг.  Медицинское страхование  позволяет каждому  человеку  напрямую  сопоставлять  необходимые  затраты на охрану здоровья с состоянием  собственного  здоровья. Соизмерять потребности в медицинской помощи и возможность ее получения  необходимо  вне зависимости   от   того,   кем   производятся    затраты:    непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем,  профсоюзом  или  обществом  в целом.

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации  от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование – это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усилении заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Этим законом и было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинского помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Говоря  о  системе  медицинского  страхования,  необходимо   различать добровольное и  обязательное  медицинское  страхование,  так  как  последнее является частью социального страхования и  финансируется  за  счет  целевого налогообложения,  включаемого  в  себестоимость  продукции,  и  платежей  из бюджета,  а  добровольное  медицинское  страхование  финансируется  за  счет прибыли работодателей или личных средств граждан.

Основными принципами организации  страховой медицины являются:

1) сочетание обязательного и добровольного характера   медицинского страхования, его коллективной и индивидуальной форм;

2) всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского страхования;

Информация о работе Внебюджетные фонды