Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов. Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов. Источники внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды.

Файлы: 1 файл

внб.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

Вид налога

Объект

Налогообложения

Ставки налога

Периодичность

уплаты налога

Нормативно-правовые акты,

регулирующие налог

1

2

3

4

5

Налог на добавленную стоимость

Обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ

0, 10 и 18%

1 раз в месяц или в квартал

НК РФ, часть 2, глава 21

Единый  социальный налог

Выплаты и иные вознаграждения в  пользу физических лиц

Максимум 26% (по регрессивной шкале)

1 раз в месяц

НК РФ, часть 2, глава 24

ФЗ №70-ФЗ от 20.08.04

Единый  социальный налог на совокупный доход  предпринимателя

Доходы от предпринимательской  деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением

Максимум 10% (по регрессивной шкале)

3 раза в год + доплата за  налоговый период

НК РФ, часть 2, глава 24

ФЗ №70-ФЗ от 20.08.04

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в  пользу физических лиц

Максимум 14% (по регрессивной шкале)

1 раз в месяц

НК РФ, часть 2, глава 24, статьи 236-237 (в ред. от 31.12.01)

ФЗ от 15.12.01 №167-ФЗ

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в виде фиксированного платежа

 

150 р.

1 раз в месяц

НК РФ, часть 2, глава 24, статьи 236-237 (в ред. от 31.12.01)

ФЗ от 15.12.01 №167-ФЗ

Страховой взнос на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Определяется в % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) работников по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска

В зависимости от класса профессионального  риска: от 0,2% до 8,5%

1 раз в месяц

ФЗ от 12.02.01 №17-ФЗ (в ред. от 08.12.03)

ФЗ от 24.07.98 №125-ФЗ (в ред. от 23.12.03)

ФЗ от 11.02.02 №17-ФЗ (в ред. от 08.12.02)

ФЗ от 29.12.01 №184-ФЗ

Постановление Правительства от 02.03.00 №184 (в ред. от 11.12.03)

Налог на доходы физических лиц (в отношении  доходов от предпринимательской  деятельности)

Доход от реализации за минусом себестоимости, налогов и отчислений на валовую  прибыль

13%

3 раза в год + доплата за  налоговый период

НК РФ, часть 2, глава 23

ФЗ от 05.08.00 №118-ФЗ (в ред. от 23.12.03)

ФЗ от 06.08.01 №110-ФЗ (в ред. от 08.12.03)

Транспортный  налог

Транспортные средства

Зависит от мощности двигателя транспортных средств

1 раз в год

НК РФ, часть 2, глава 28

Закон СПб от 04.11.02 №487-53 (в ред. от 11.11.03)

Земельный налог

Площадь земельных участков, находящихся  в собственности, во владении или  в пользовании плательщика

В зависимости от административного  района

15 сентября и 15 ноября равными  долями

Земельный Кодекс РФ, подп.7 п.1 ст.1,

Закон РФ от 11.10.91 №1738-1, ст.1

Инструкция МНС России от 21.02.00 №56 (в ред. от 21.04.03)

Закон РФ от 11.10.91 №1738-1(в ред. от 23.12.03)

Закон СПб от 09.04.01 №236-35

Закон СПб от 26.06.98 №129-21

Закон СПб от 14.07.95 №81-11          (в ред. от 26.11.03)

Закон СПб от 11.11.03 №625-93



 
   

 

Выводы

Государственные внебюджетные фонды  — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые  за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц  и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

С помощью внебюджетных фондов решаются важнейшие социальные задачи: социальной защиты; повышения жизненного уровня; сохранения и улучшения здоровья населения; социальной ориентации безработного населения; оказания социальных услуг.

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения  граждан.

Негосударственное пенсионное обеспечение  является дополнительным по отношению  к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Индексация пенсий является необходимым  условием пенсионной системы, позволяет  предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение  с заработной платой по мере увеличения последней.

Негосударственный пенсионный фонд —  некоммерческая организация социального  обеспечения, осуществляющая негосударственное  пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров.

Фонд социального страхования  представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные  для оказания социальной помощи и  социальных услуг, формируемый на страховой  основе и распределяемый по территориальному принципу.

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой  централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Государственный фонд занятости населения  представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный  для реализации мероприятий в  области содействия занятости и  формируемый на страховой основе.

В федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических  программ, научно-исследовательских И опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Социально-экономическая  сущность целевых внебюджетных фондов.

В ходе развития современной цивилизации  общество пришло к выводу о необходимости  социальной защиты людей. Для этих целей  за счет бюджетный источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются специальные общественные фонды потребления.

Общественные фонды  потребления используются по финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы  материального производства. Материальным источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

В СССР все средства общественных фондов, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный  бюджет государственного социального  страхования, который, в свою очередь, был составной частью государственного бюджета СССР.

В соответствии с Законом  РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991г.) средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выделены из государственного бюджета, и на их основе были созданы целевые внебюджетные фонды.

Однако это не единственный путь создания целевых фондов.

В целом существуют два  пути создания целевых фондов:

1 – выделение из бюджета определенных  расходов, имеющих особо важное значение в специальный внебюджетный фонд;

2 – формирование целевого фонда  с собственными источниками доходов.

Смыслом создания государственных и местных целевых  фондов в начале 90-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

Первоначально большинство таких  фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в таком качестве, а  другие, сохранив целевое назначение вошли в состав бюджетов.

В итоге сформировалось три вида целевых фондов:

государственные и местные внебюджетные целевые фонды;

целевые бюджетные фонды;

государственные целевые фонды  Правительства РФ.

 

Особенности и  преимущества внебюджетных целевых  фондов:

наличие дополнительных средств у  органов государственной власти для вмешательства в хозяйственную  жизнь, маневрирования ресурсами в  условиях нестабильной экономики;

строгое целевое использование  средств фондов, возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности от бюджета;

возможность направления средств  фондов для покрытия бюджетного

     дефицита при условии  наличия активного сальдо. 

Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по следующим классификационным  признакам:

По целевому назначению (направленности) внебюджетные целевые фонды

можно разделить на две группы:

социальные;

экономические.

По уровням управления внебюджетные фонды делятся на:

государственные (централизованные);

региональные, местные, территориальные (децентрализованные).

 

К внебюджетным целевым фондам социального назначения, прежде всего, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

В соответствии с законом «Об  основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов..» (1993), представительные органы власти могут принимать решения  об образовании целевых внебюджетных фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном и на региональном уровнях, например, в 1994г. образованы региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем последний в 1995г. был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный дорожный фонд.

В разное время в начале 90-х годов  было создано несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения.

К таким целевым  внебюджетным экономическим фондам относятся:

Отраслевые и  межотраслевые внебюджетные фонды. Эти фонды были образованы в начале 90-х годов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля  за их использованием.

Фонд НИОКР был создан для финансирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.

Государственный фонд конверсии. Источниками этого фонда служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

Однако, в настоящее время значение экономических фондов незначительно, большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Основной целью консолидации в бюджете целевых фондов является требование усиления государственного контроля за целевыми расходами для государственных нужд. Распыление этих целевых расходов по многочисленным министерствам и ведомствам привело к неэффективному использованию государственных средств.

К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:

Федеральный дорожный фонд.

Фонд развития таможенной системы.

Фонд восстановления и охраны водных объектов.

Государственный фонд борьбы с преступностью.

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Федеральный экологический фонд.

Количество и состав целевых  бюджетных фондов ежегодно незначительно  меняется. (Около 60% всех финансовых ресурсов приходится на федеральный дорожный фонд).

В отличии от целевых внебюджетных фондов экономического назначения, более эффективно функционируют федеральные социальные внебюджетные фонды.

Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения)  являются государственными, они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами. Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством и дирекциями федеральных фондов.

Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными ресурсами, управляемыми органами государственной  власти РФ. Социальные внебюджетные фонды (за исключение фонда занятости) – это самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.

Информация о работе Внебюджетные фонды